Паспорт дидактического пособия
«Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста»
Педагоги:Гостюхина Л.А., Грибова О.Н.
Тема:«Береги, мой друг, семью – крепость главную твою»
Подготовительный возраст 6-7 лет.
Цель использования дидактического пособия: приобщение ребенка к ближайшему социуму - знакомство детей с ролью семьи, профессиями их близких, увлечениями, с историей и семейными традициями, ценностями, взаимоотношениями в жизни семьи, а так же с укреплением духа семейного единства.
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку, с кармашками и играми по возрасту. В этом лэпбуке собрано сразу несколько дидактических игр и упражнений, которые направлены на решение разных задач: на развитие внимания, речи, обогащение словаря, связной речи, мышления, а самое главное на развитие познавательного интереса к деятельности.Данное пособие является средством закрепления представлений о своей семье.
Задачи:
- расширять представления детей о понятии «Семья» через игры и различные виды деятельности;
- формировать представления о нравственности, духовном развитии личности через семейные ценности;
- развиватьтворческо-познавательную деятельность через совместную работу взрослого и ребёнка;
- развивать речевую активность у детей, побуждать к рассуждению;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи и интерес к труду взрослых;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Основные достоинства пособия:
Многофункциональность, прост в изготовлении и хранении. Можно использовать в разных видах деятельности. Мобилен. Является ярким атрибутом в предметно-развивающей среде. Данное пособие можно использовать с младшего дошкольного возраста и на протяжении всего дошкольного возраста.
Составляющиелепбука:
1. Дидактическая игра «Генеалогическое семейное дерево»
Цель игры:
- Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Эта игра помогает расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество и имена и отчества членов семьи. (имеются в лэпбуке отдельные вопросы для детей)
Игровой материал:
Макет дерева с кармашками, листочки дерева сназваниям членов семьи, фотографии членов семьи. Необходимо собрать родственные связи в виде схемы (дерева), ветвями и листьями которого является семья.
2. Загадки, пословицы и поговорки о семье.
Цель:
- Развивать связную речь, умение поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями.
- Формировать умение объяснять смысл пословиц и поговорок о семье.
3.Дидактическая игра «Расскажи о членах своей семьи»( назови ласково всех членов своей семьи)
- Дать представления о родственных отношениях.
- выкладывать свою семью.
- Можно посчитать сколько членов семьи, кого больше мужчин или женщин, кто кому и кем приходится.
Игра представляет собой набор фигурок членов семьи разного пола и возраста. Из них можно выложить свою семью, рассказать о них, о каждом.
4. Дидактическая игра «Расскажи как папа и мама познакомились»
Цель: игра направлена на развитие связной речи. (свадебное фоторафия).
5. Дидактическая игра «Периоды жизни человека»(этапы развития человека)
Цель:закреплять знания детей о периодах взросления людей
Игра представляет собой набор фигурок членов семьи разного пола и возраста. Из них можно выложить свою семью, рассказать о них. Можно посчитать, сколько людей в вашей семье, кого больше – мужчин или женщин, а также упорядочить членов семьи по возрасту.
6. «Опиши любимого питомца»
Цель: игра направлена на развитие связной речи. (карточки любимых питомцев).
7. Дидактическая игра «Разгадай ребус»
Цель: дать представления детям о ребусах, сформировать умения и навыки разгадывать ребусы по данной теме, развивая логическое мышление.
8. Сюжетные картинки: «Расскажи о своей семье».
Игра направлена на развитие связной речи детей.
9. Дидактическая игра «Собери пазл «Семья»
Цель: закреплять умение составлять из нескольких частей –целое, развивать мышление, память.
10. Дидактическая игра «Родственные связи»
Цель: дать представления о родственных отношениях.
11. Дидактическая игра «Кому что принадлежит»
Цель: дать представление о том, что каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела и обязанности. Они могут быть женские и мужские.
- Воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них.
- Развивать связную речь.
12. Дидактическая игра «Кто чем занимается»
Цель:
- Расширять знания, о профессиях родителей.
- Продолжать формировать интерес к членам семьи. Побуждать детей рассказывать о профессиях членов своей семьи.
13. . Дидактическая игра «Распредели роли в семье» (прилагательные, критерии по признакам характера: весёлый, смелый, грустный и др.)
Цель: дать представление о том, что каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела и обязанности. Они могут быть женские и мужские.
- Воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается, и заботиться о них.
- Развивать связную речь.
14. Дидактическая игра «Расскажи об увлечениях семьи»
Цель:
- Формирование представления об увлечениях, хобби и домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.
- Развивать связную речь.
15. Сюжетные картинки: «Расскажи о своей семье».
Игра направлена на развитие связной речи детей.
16. Раскраски
Цель: развитие мелкой моторики рук, творческих способностей
Такая необычная, яркая, красочная, занимательная и доступная папка обязательно будет привлекать внимание детей и родителей. Что будет способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и сближению семьи к совместной творческой деятельности.Интерактивное игровое пособие добавляется, пополняется новым материалом, используется как в самостоятельной деятельности детей так и в непосредственной образовательной деятельности.
Список использованной литературы:
1.Буре Р.С. Методическое пособие. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет), 2016.
2.Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. – 265с.
3.Альбом из архива фотографий воспитателей.