Автор: Панкратова Е.А.
Урок математики в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами».
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: создать условия для закрепления умений и навыков учащихся по выполнению устных и письменных вычислений с натуральными числами через решение математических заданий эколого-валеологического содержания.
Учебные задачи:
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование эколого-валеологической компетентности учащихся через решение математических задач,
- развитие учебно-познавательной мотивации учащихся,
- развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем;
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей, умений сравнивать и делать выводы на основании сравнений, умений находить ошибки и грамотно их исправлять,
- развитие логического мышления, навыка научной речи, умения работать с информацией,
- развитие у учащихся самоконтроля результатов собственной деятельности,
- развитие умения организовать выполнение заданий согласно инструкциям;
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, решения уравнений и текстовых задач на множестве натуральных чисел.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу с натуральными числами. Но все задания будут посвящены одной теме «Наше здоровье и его сохранение». Начнем нашу работу с устного счета.
Устный счет: Каждому ряду на доске предлагается задание, которое учащиеся выполняют поочередно (выходя к доске, записывают результат одного действия). Полученные ответы выписываются и раскодируются.
Число | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 11 | 12 | 28 | 29 | 30 |
Буква | Ы | Е | И | Н | А | Ф | В | Т | Д | С | Ц | О |
Учитель: Получилось слово «фитонциды». Может быть кто-то из вас знает, что обозначает данный термин? (выделяемые растениями вещества, которые уничтожают вредные микроорганизмы). Если нет, то оставим это на конец нашего урока. А сейчас откроем тетради и продолжим работу («число, классная работа»).
(Задания к уроку на листах: Приложение № 1.)
№ 1 Решить уравнения: (по вариантам)
Используя найденные ответы, заполнить пропуски в тексте №1.
Текст № 1: «Воздух больших промышленных городов сильно загрязнен. В 1 м3 такого воздуха нередко содержится n тыс. бактерий. А в лесу воздух свежий и чистый. В 1 м3 воздуха хвойного леса содержится всего m – k бактерий. Один гектар хвойного леса вырабатывает в год l тонн кислорода, а гектар лиственного – t тонн. К сожалению, в результате неразумной деятельности людей, леса на планете исчезают со скоростью p га в минуту».
№ 2 Выполните вычисления и заполните пропуски в тексте №2:
Текст № 2: «На нужды одного человека в современном обществе за всю его жизнь расходуется примерно(y) деревьев среднего размера. Древесина используется на постройку жилья, мебель, бумагу и другие мелкие нужды. Однако деревья растут достаточно медленно. Например, ель за первые 10 лет вырастает на 1 – 2 метра, а к (x) годам достигает высоты 25 – 30 метров. Поэтому необходимо расходовать лесные запасы бережно. Например, для производства бумаги использовать бумагу, уже бывшую в употреблении. Старую бумагу, которую целенаправленно собирают для последующей переработки, называют ………….. (макулатура). Из (x) кг бумажного сырья получается столько же бумаги, сколько из одного дерева».
Ель – это главное сырье для бумажного производства. Древесина ели певучая и звонкая. Это качество подмечено давно, и знаменитые скрипки Страдивари и Амати были изготовлены из ели. Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон или апельсин.
Физкультпауза: Учащиеся называют числа натурального ряда (порядок отвечающих задает ведущий). Числа, кратные 3 и в записи, которых содержится цифра 3, заменяются словами «не собьюсь» с одновременным вставанием. В случае ошибки учащийся остается стоять, а счет начинается сначала. Побеждает команда, в которой меньше всего стоящих.
Учитель: Озеленение городов – важная задача нашего времени. Деревья позволяют сделать города более красивыми, а воздух – более чистым. Однако далеко не все деревья могут расти в загрязненной среде городов. Прекрасно очищает воздух от вредных примесей платан. Это дерево распространено на территории с теплым
климатом.
Так зачем мы сегодня говорим с вами о сохранении лесов и озеленении городов?
В первую очередь потому, что это влияет на здоровье человека. В лесу очень полезно гулять и люди, живущие в лесных районах, меньше болеют. Все это связано с тем, что воздух в лесу насыщен фитонцидами – выделяемыми растениями веществами, которые уничтожают вредные микроорганизмы.
№ 3 Решить задачу: По подсчетам учёных, 1 га лиственного леса в летний период выделяет 2 кг фитонцидов, а 1 га хвойного – 5 кг. Сколько килограммов фитонцидов будет выделено за летний период с 2 га лиственного и 3 га хвойного леса? (19 кг)
Учитель: Мы сохраним своё здоровье, не только гуляя по лесу, но и если не будем иметь вредных привычек, например, такой как курение.
№ 4 Решить задачу: В 2002 году в Стокгольме (Швеция) на ежегодном конгрессе Европейского респираторного общества были установлены символические «часы», отсчитывающие не время, а каждые 8 секунд увеличивающие счетчик преждевременных смертей от болезней курильщиков на единицу. «Часы» были остановлены через 95 часов 53 минуты 28 секунд после закрытия конгресса. Какое число показывали «часы» в момент остановки? (43 151)
Подведение итогов урока.
Учитель: 1) Что для вас было сегодня открытием?
Проверка настроения. У каждого учащегося на столе карточки со смайликами. Ученик показывает тот смайлик, который соответствует его настроению в данный момент («отличное», «равнодушное», «плохое»).
Домашнее задание: Подобрать материал о самых распространенных породах деревьев на территории России (лиственница, ель, сосна, береза), их значении в жизни человека и интересные факты о деревьях.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
№ 1 Решить уравнения: (по вариантам)
Текст № 1:
«Воздух больших промышленных городов сильно загрязнен. В 1 м3 такого воздуха нередко содержится n тыс. бактерий. А в лесу воздух свежий и чистый. В 1 м3 воздуха хвойного леса содержится всего m – k бактерий. Один гектар хвойного леса вырабатывает в год l тонн кислорода, а гектар лиственного – t тонн. К сожалению, в результате неразумной деятельности людей, леса на планете исчезают со скоростью p га в минуту».
№ 2 Выполните вычисления и заполните пропуски в тексте №2:
Текст № 2:
«На нужды одного человека в современном обществе за всю его жизнь расходуется примерно (y) деревьев среднего размера. Древесина используется на постройку жилья, мебель, бумагу и другие мелкие нужды. Однако деревья растут достаточно медленно. Например, ель за первые 10 лет вырастает на 1 – 2 метра, а к (x) годам достигает высоты 25 – 30 метров. Поэтому необходимо расходовать лесные запасы бережно. Например, для производства бумаги использовать бумагу, уже бывшую в употреблении. Старую бумагу, которую целенаправленно собирают для последующей переработки, называют …………... Из (x) кг бумажного сырья получается столько же бумаги, сколько из одного дерева».
№ 3 Решить задачу:
По подсчетам ученых, 1 га лиственного леса в летний период выделяет 2 кг фитонцидов, а 1 га хвойного – 5 кг. Сколько килограммов фитонцидов будет выделено за летний период с 2 га лиственного и 3 га хвойного леса?
№ 4 Решить задачу:
В 2002 году в Стокгольме (Швеция) на ежегодном конгрессе Европейского респираторного общества были установлены символические «часы», отсчитывающие не время, а каждые 8 секунд увеличивающие счетчик преждевременных смертей от болезней курильщиков на единицу. «Часы» были остановлены через 95 часов 53 минуты 28 секунд после закрытия конгресса. Какое число показывали «часы» в момент остановки?