Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок по музыке " Мелодией одной звучат печаль и радость"

Помощь учителям музыки в организации открытого урока по музыке.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Слова учителя:

Добрый день!Мне приятно видеть вас в отличном настроении!

Учитель: состояние радости - это минуты мгновения, которые музыканты выражают в небольших музыкальных высказываниях - песнях. Думаю, справедливо будет начать наш урок с песни.

Вы готовы слушать музыку и петь? (да) На прошлом уроке мы разучивали с вами песню, какую песню? (прекрасное далеко)

Учитель: Давайте ребята вспомним эту песню. Для этого нужно встать.(встают)

И давайте немного подышим, сделаем дыхательную гимнастику. Носом берем воздух и медленно выдыхаем через рот со звуком у. Приступаем. (показываю с инструментом звук) Спасибо, давайте еще раз, кто дальше протянет звук у. Еще разочек, берем дыхание у...... У меня закончилось дыхание. Молодцы ,очень хорошо! А теперь представим что у вас в животе лягушка.У-У-У, живот двигается. Как будто она у вас прыгает. Все вместе у-у-у. Спасибо. Готовы исполнить песню?(да) Отлично!

1слайд

Текст перед вами на слайде. (включаю фонограмму или сама исполняю на синтезаторе, поем)

Молодцы! Звучит выразительно и проникновенно! Можно даже похлопать себе. Мне очень понравилось, садитесь!

Вопрос классу: А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор Евгений Крылатов в этой песне? (мелодия и ритм). А какое средство музыкальной выразительности больше выделяется в этой песни? (Мелодия)

Почему?( мелодия здесь протяжная, певучая, а ритма выраженного нет)

Учитель: так, так хорошо. Запишите пожалуйста в своих тетрадях число.

2 слайд

Учитель:(читает со слайда определение что такое мелодия) Запишите пожалуйста что такое мелодия.( пишут) Записали? Ручки положите.

3 слайд (музыкальное интонирование)

(Учитель подходит к музыкальному инструменту) Скажите пожалуйста мы можем графически показать мелодию? (да) (играю начало мелодии) Приготовьте левую руку, показываем и поем.

Учитель: Молодцы! Мелодия куда постепенно двигается наверх или вниз?

Дети: Вверх

Учитель: Конечно вверх.

Безусловно, мелодия становится музыкой в жизни людей. Сегодня для вас музыка откроется миром человеческих чувств.

4 слайд

И тема нашего урока ( смотрим на экран) звучит цитатой русского поэта, Александра Блока. Но обратите внимание, она не сформулирована до конца. " Мелодией одной звучат ____ и__________". И в конце урока вы сформулируете эту тему сами. Ну а для того чтобы вы поняли каких слов здесь не хватает, мы с вами отправляемся в прекрасное прошлое.

5 слайд (Интел.игра,кто это?)

Учитель: Просматривая видеофрагмент, вы должны будете после просмотра ответить на вопросы: Кто это? В какое время происходит? О чем говорит обстановка и костюмы? Какие музыкальные инструменты вы услышали, увидели?

Показ видеофрагмента: "Маленький Моцарт при императорском дворе"

Внимание на экран!

Учитель: Спасибо! Скажите мне пожалуйста какая обстановка, одежда о чем это говорит? Может вы мне скажите какой век?

( 18,19) Ну ближе все же к 18,да? В 19 уже париков не носили. Какая страна?( Англия) Ну то есть Европа.

А скажите пожалуйста музыкальные инструменты какие были?(ответы)

Учитель: Фортепиано стояло, а герой наш играл на старинном инструменте клавесине.

Кто он, наш герой? (Моцарт) Совершенно верно! Гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт. (еще один портрет на доске) Итак. Что у нас есть? 18 век, Вена, гениальный ребенок, играющий на клавесине, скрипке, флейте, органе - Моцарт.

Итак путешествие начинается!( Подхожу к свечам зажигаю).

5 слайд.( В. А.Моцарт кратко биогр.)

Учитель: Запишите пожалуйста В.А. Моцарт годы жизни 1756-1791. Виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижер.

Учитель: Родился В.А. Моцарт в Австрии в городе Зальцбург. 27 января в 1756 году в семье Леопольда Моцарта, маленький Амадей был седьмым ребенком. Но в живых остались только двое детей ,это Вольфганг и его сестра Анна-Мария. Учителем этих детей стал сам отец Леопольд Моцарт. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

6 слайд (Задания)

Учитель: Итак у вас на партах лежат зеленые конверты, и карточки "Исторические факты из жизни Моцарта". Пожалуйста докажите ,что Моцарт был гениальным! Достаньте из зеленого конверта задания.

Учитель: Итак, кто готов? Пожалуйста.

(ответы детей на вопросы).

Я услышала что самое светлое произведение Моцарта называлась маленькой ночной серенадой. Кстати слово серенада вам знакомо? Что такое серенада?( песня о любви)

Исполняется в какое время? (вечером или ночью) Для чего?(чтобы признаться в любви)

т.е Мужчина пел серенаду вечером или ночью под окном кому?( своей возлюбленной)

Да, верно.

Давайте мы сейчас прослушаем фрагмент "Маленькой ночной серенады "Моцарта, и вы мне скажите похожа ли эта серенада на ту которую вы слушали. Правила слушания помним?(дети говорят)( на партах таблицы :средства муз. выразительности)

Слушаем: "Маленькая ночная серенада"

Учитель: Итак что скажите? Похоже ли характером на серенаду которую слушали на прошлом уроке. (нет) Любовного ли она характера? (Нет) А какая она здесь? (танцевальная). Еще?(энергичная),еще? (яркая) лад мажор , минор?

Вешаю на доску радостное лицо.

Какие инструменты звучали? (скрипки) Правильно, струнно-смычкОвые . Если в той серенаде звучат струнно-щипковые инструменты, то здесь струнно-смычкОвые. (2 скрипки, альт, виолончель и контрабас).

Позднее, в эпоху барокко, жанр трансформировался в более массовый. Серенады писали для торжественных празднеств на открытом воздухе и исполняли также в ночное время. Она полна ликующей радости . Словно после жаркого, душного дня наступил прохладный, освежающий вечер – «serno» также переводится как «теплая погода».

И исполняет маленький камерный оркестр. И мы сейчас тоже попробуем себя в роли исполнителя.

(раздаю инструменты)

Учитель: (первой команде говорю) Считаем: раз два три четыре (пробуют с инстр.)

(второй команде говорю) Считаем: раз, раз. Готовы?

Смотрим на меня ( я дирижирую, показываю)

Звучит муз. произведение, показываю ритм.( небольшой проигрыш, на "И" начинают играть) Спасибо! вы молодцы!

Учитель: Скажите мне пожалуйста, всегда ли чувство радости может быть у человека? Какое чувство заставляет думать о близких родных? (грусть) Все? (тоска) Еще? (печаль)

Вы знаете у Моцарта тоже были такие моменты в жизни, особенно ближе к концу его жизни, хотя он прожил всего 35 лет. В конце жизни он сильно заболел и получилось так что однажды вечером к нему пришел незнакомец одетый во все черное и попросил у него по одной из легенд написать для него Реквием.

7слайд (Реквием)

Реквием это произведение которое озвучивается хором ,оркестром, солистами, исполняется в память какого то человека. Запишите пожалуйста что такое реквием.

В переводе с латыни означает покой. Мы сейчас послушаем с вами наверное самое светлое, самое чувственное, самую сильную часть реквиема, под названием лакримоза.

Во время прослушивания вы должны открыть оранжевые конверты, достать оттуда задание, и во время звучания муз.произведения выполнить то задание, которое вам досталось.

И не забываем о правилах слушания, муз. произведениях.

Слушание Лакримозы.

Задание группам:

1 группа – объяснить характер исполнения (набор слов)

2 группа – озвучить чувства слушателя (работа с оригами, составляют грустное лицо)

Учитель:

Итак, вы готовы? Какое у вас было задание?(собрать пазл) Что у вас получилось?(грустное лицо) Какое было у вас задание? (Подчеркнуть слова) Что вы подчеркнули? (Звонкая, печальная, грустная) Спасибо. Молодцы. И скажите мне пожалуйста общий характер музыки (траурная) Что здесь в музыке чувствуется? (потеря близких) Какое действие человека здесь слышится?( помогаю вздохом) (вздохи) И еще? (слезы) Кстати лакримоза так и переводится слезный день. (лад, темп, инструменты какие, динам от.)

Партитура Реквиема включает:

Вокальные партии представлены четырьмя солистами (сопраноальттенор и бас), а также четырёхголосным хором.

Учитель:

( На доску, вешаю печальное лицо)

Да, Моцарт не дописал это произведение Реквием, его ученик Зюсмайер дописал это произведение. 5 декабря 1791 года Моцарт перестал дышать. Господь Бог захлопнул свою музыкальную шкатулку.

На могиле композитора установлен памятник - печальный ангел, заслонивший лицо. Может он плачет, а может быть слушает музыку Моцарта!

Наше путешествие в прошлое подошло к концу (Затушение свечей).

Слайд8 (Тема урока)

Учитель: Может быть вы назовете мне тему урока? Давайте посмотрим на лица какие они? Одно ( печальное ),а другое (Радостное). И значит (показываю на тему)

Мелодией одной звучат печаль и радость. -Как вы можете теперь объяснить высказывание А.Блока? (ответы детей)

Учитель: Итак, вы услышали разные мелодии одного композитора. В них можно увидеть творческий путь Моцарта от успеха беззаботного мальчика до трагических переживаний гениального художника. В них как в зеркале отражается наша Жизнь.

Итак, что вы сегодня на уроке узнали? Какие муз. произведения прослушали? Скажите что больше всего вам понравилось на уроке? Ну что ж тогда домашнее задание на след.урок.

Домашняя работа

Написать афишу для концерта В.А.Моцарта из понравившихся произведений.

Учитель: Я оцениваю вашу работу на отлично, оцените пожалуйста мою работу на уроке. Хотела бы чтобы меня оценили как артиста, как оценивают артиста?( правильно аплодисментами) Спасибо!

Соприкасаясь с такой красивой музыкой человек будет красивее и красивее будет его жизнь! Зачем нам, людям 21 века знать о Моцарте и слушать его музыку?" (Ответы учащихся)

Когда-то юный Моцарт сказал, что музыка - голос нашего сердца. Мне интересно, дошла ли музыка Моцарта до ваших сердец?

На ваших столах лежат сердечки. Разместите свое сердечко на доске, если урок вам понравился.

(Дети выходят под видеоролик "Ритм Жизни" (музыка Моцарта в обработке О.Куруа), собирая на доске из сердец большое сердце - портрет Моцарта.)

Моцарт будет жить в наших сердцах всегда!

Спасибо за урок!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области