Система работы классного руководителя по формированию
у учащихся навыков здорового образа жизни
«Забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. «По результатам исследований психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. Родители в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух-трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора
Как реализуется поставленная цель, мною в качестве классного руководителя в деле формирования навыков здорового образа жизни?
Основные направления воспитательной работы по решению этой задачи является.
1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи).
2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.
3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.
Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
Основной формой организации воспитательной работы с учащимися является классный час: он просвещает, ориентирует, направляет и формирует навыки ребят. Но в целом, конечно, работа ведется незримо и ежедневно, как у всех, потому что воспитательный процесс невозможно уложить во временные рамки (воспитание может проходить и как реакция на ситуацию, совет, разговоры «за жизнь» и др.).
конкурсы: рисунков, плакатов
1.Игра «Вперед, мальчишки»(спортивные соревнования посвященное 23 февраля.)
2.фокус с мытьем рук(сначала мы составили алгоритм мытья рук, После ознакомления с правилами личной гигиены "мытья рук" ознакомимся, как мыло воздействует на вредные микроорганизмы, с помощью фокуса Нам понадобится: -вода -перец молотый -жидкое мыло -ватная палочка Высыпаем в тарелку с водой молотый перец (это будут наши бактерии, берем ватную палочку смачиваем в жидкое мыло, и опускаем в тарелку с нашими "бактериями" - они ликвидированы!
3.Классный час во 2 классе "Мы за здоровый образ жизни"(на этом занятии мы давали ответ, что такое здоровый образ жизни. Было много заданий и вопросов о здоровом питании, проводились эксперименты. Опыт 1. Давайте проведём опыт с чипсами. (Между бумажными салфетками прижимается один картофельный чипс. На салфетке появилось жирное пятно, это говорит о наличии жира в продукте.).
- Посмотрите, что стало с салфеткой? При термической обработке жиры превращаются в канцерогены, поражающие печень, нервную систему и почки.
- А вот ещё один опыт. Следующим опытом мы проверим чипсы на натуральность. Мы уже знаем, что в натуральном картофеле есть крахмал. Крахмал – это углевод, он необходим для организма человека. При взаимодействии с йодом он окрашивается в синий цвет.
Давайте капнем йод на дольки картофеля и чипсы.
- Что мы увидели? Мы увидели, что картофель посинел, а чипсы – нет.
- Что нам доказывает этот опыт?
Вывод: картофель – натуральный продукт, чипсы – ненатуральный продукт.
Итак, запомните, что чипсы – это один из самых вредных продуктов.
Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым
Вывод
Подвожу итог, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни