Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Физкультурно-оздоровительная деятельность в учебном учреждении СПО как средство социальной адаптации студентов -сирот.

В статье анализируются современные проблемы формирования физической культуры у студентов-сирот. Показана значимость социального компонента в процессе педагогической работы с учащимися данной категории, в контексте которой проведено анкетирование, раскрывающее ежедневные личностные проблемы, влияющие на их социализацию в обществе питание, жилье, одежда, учеба, трудная жизненная ситуация и т. д.. Раскрыта проблема участия студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности. Проанализирован потенциал физкультурно-спортивной деятельности как эффективного средства социальной адаптации студентов-сирот в условиях современного среднего профессионального образования. Выявлено, что идея полноценного развития личности студентов -сирот до сих пор в полной мере не реализована в образовательном процессе учебных заведений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Физкультурно-оздоровительная деятельность в учебном учреждении СПО как средство социальной адаптации студентов -сирот.

В статье анализируются современные проблемы формирования физической культуры у студентов-сирот. Показана значимость социального компонента в процессе педагогической работы с учащимися данной категории, в контексте которой проведено анкетирование, раскрывающее ежедневные личностные проблемы, влияющие на их социализацию в обществе (питание, жильё, одежда, учёба, трудная жизненная ситуация и т. д.). Раскрыта проблема участия студентов-сирот в физкультурно-спортивной деятельности. Проанализирован потенциал физкультурно-спортивной деятельности как эффективного средства социальной адаптации студентов-сирот в условиях современного среднего профессионального образования. Выявлено, что идея полноценного развития личности студентов -сирот до сих пор в полной мере не реализована в образовательном процессе учебных заведений. Установлено, что названые негативные тенденции усугубляются отсутствием так называемых «социальных лифтов» для данной категории молодых людей, что приводит к росту наркомании, преступности, суицида и прочих социально опасных проявлений. В статье охарактеризована авторская концепция воспитательного пространства физкультурно-спортивной деятельности студентов -сирот в образовательном учреждении, направленная на решение заявленной проблемы. Ключевые слова: учащиеся -сироты, социальная адаптация, физическая культура, воспитательное пространство физкультурно-спортивной деятельности

1 В.В. Азаров – основной автор: анализ архивных источников, проведение социологического исследования учащихся, систематизация результатов исследования, подготовка основного текста статьи.

Вводная часть.

Одной из наиболее острых проблем современного российского общества является сиротство. Сирота – человек, лишившийся единственного или обоих родителей в связи с их смертью. В Международной Конвенции ООН3 о правах ребёнка (1989 г.) определено, что «ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» (ст. 20, разд. 1). Профессиональные учебные заведения Российской Федерации, в которые ежегодно поступают дети-сироты, являются государственными и должны определять свои цели, задачи и направления воспитания студентов данной категории в системе их профессионального образования в полном соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» .

У студентов из благополучных семей показало, что количество студентов, связывающихся с родителями 1 раз в день, составляет 90 % (1575 чел.), обращающихся к родителями не менее двух, трёх раз в неделю – 10 % (175 чел.), менее 1 раза в неделю – 0 %. Данные результаты подтвердили, что студенты из благополучных семей имеют ежедневную социальную помощь и поддержку от близких родственников. У студентов-сирот ежедневная социальная помощь и семейная поддержка отсутствует, что ведёт к их социальной дезадаптации. К сожалению, необходимо констатировать факт, что в нашей стране, как в условиях детских домов, так и школ-интернатов воспитывается иждивенческая позиция у детей-сирот, что приводит к неспособности жить самостоятельно. В результате студенты-сироты оказываются в состоянии дезаптационного синдрома, ведущего к негативным эмоциональным переживаниям, социальной дезориентации и депрессивному состоянию. Для решения проблемы социальной дезадаптации студентов-сирот нами был разработана и внедрена концепция воспитательного пространства физкультурно-спортивной деятельности студентов-сирот в учебном учреждении. По нашему мнению, именно физкультурно-спортивная деятельность наиболее эффективно позволяет решать проблемы социального характера у студентов-сирот, поскольку положительно влияет на состояние их психологического и физического здоровья, приучает бороться и преодолевать трудности, развивает самостоятельность и организованность, а также может явиться тем «социальным лифтом», который в ряде жизненных ситуаций позволяет выйти на определённый уровень достижений, общественного признания и статуса. Актуальность и значимость физической культуры и спорта в жизнеустройстве молодых людей данной категории подтверждается тем фактом, что студенты-сироты практически не привлекаются к участию ни в спорте высоких достижений, ни к физкультурно-спортивной деятельности на уровне массового спорта . К примеру, в программе по Физической культуре и спорту представленой в средних учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство . Современные социологические и психолого-педагогические исследования, в том числе проведённые автором настоящей статьи, позволяют утверждать, что выявленные отклонения в психофизическом состоянии абитуриентов-сирот, поступающих в высшие учебные заведения, а также студентов-сирот, обучающихся в СПО, затрудняют, а нередко и исключают возможность их полноценного личностно-профессионального становления .

Методология и методы исследования. Многолетняя педагогическая деятельность, осуществлённая нами на протяжении 1991–2003 годов с детьми-сиротами и продолженная в период 2003–2010 годов со студентами-сиротами, дала возможность изучить состояние проблемы социального положения выпускников школ-интернатов и детских домов Иркутской области, в частности, их занятость в физкультурно-спортивных секциях [6; 8]. Это позволило определить приоритетные направления психолого-педагогической работы с социально незащищённой категорией молодых людей. В рамках выявления эффективности педагогической работы со студентами-сиротами в физкультурно-спортивной деятельности, в частности, социального компонента, мы провели исследования (2004–2010 гг.) среди студентов из благополучных семей Дмитриевского сельскохозяйственного техникума. В процессе исследования было выявлено, сколько раз в день студенты связываются с родителями для решения каких-либо личных и бытовых проблем. В исследовании участвовало 50 респондентов. Также это подтверждается нашими исследованиями занятости детей-сирот и студентов-сирот (всего 0,3 %) в физкультурно-спортивной деятельности (на примере Белгородской области) . Количественный и качественный анализ результатов исследований, проводимых на протяжении более чем 15 лет, доказывает остроту выявленных проблем и позволяет констатировать низкий уровень сформированности физической культуры у студентов-сирот, что проявляется в следующем: – несформированность навыков саморазвития и самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности, необходимых для успешной социализации; – нереализованность в полной мере права студентов-сирот на свободный доступ к физкультурно-спортивной деятельности, что является необходимым условием развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности. Признавая физкультурно-спортивную деятельность эффективным средством социальной адаптации личности студентов-сирот, нами была разработана концепция , направленная на решение названной задачи, предполагающая построение единого воспитательного пространства, ориентированного на их позитивную социализацию. Названная концепция включала авторскую программу куратора-педагога для работы со студентами-сиротами; структуру и содержание подготовительного курса «Здоровье – основа всей жизни»; специально разработанные и внедрённые в образовательный процесс техникума организационно-педагогические условия социальной поддержки воспитательного пространства физкультурно-спортивной деятельности студентов-сирот; модернизированный электронный паспорт здоровья студентов-сирот; методики формирования адаптивно важных личностных качеств у студентов-сирот за счёт интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среды.

Выводы. Таким образом, педагогическая работа со студентами-сиротами в СПО должна опираться не только на законодательные и нормативные документы Правительства и Министерства общего и профессионального образования,но и на теоретические и научно-методические разработки и рекомендации учёных, на обобщение передового педагогического опыта. На этом основании можно сделать заключение о том, что разработанная нами научно обоснованная и внедрённая в практику авторская концепция, создающая социально-педагогические условия для эффективной социализации и полноценного развития личности студентов-сирот, отвечает цели и задачам Федерального государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура», поэтому может быть внедрена в средних учебных заведениях Российской Федерации по предмету «Физическая культура и спорт».

Список литературы

1. Байер Е. А. Жизнестойкость детей-сирот как качество личности выпускника детского дома // Теория и практика физической культуры. 2011. № 5. С. 45–49. 2. Жилина Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде . пед. наук: 13.00.01. Омск, 2008. 194 с. 3. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. М.: Гардарики, 2008. 366 с. 4. Исмиянов В. В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путём организации физкультурной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 1. С. 13–16. 5. Исмиянов В. В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Педагогика. 2014. № 1. С. 59–62. 6. Исмиянов В. В. Анализ количества детей-сирот, занимающихся спортом в Иркутской области // Учёные записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 8. С. 79–83. 7. Исмиянов В. В. Жизнеустройство студентов-сирот на основе формирования психофизического здоровья средствами физического воспитания

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области