Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Апшеронский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № ___ от ________ | Утверждена Приказом ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» от___________ № _____ |
Общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической коррекции несовершеннолетних «Умники и умницы»
Подпрограмма «К школе готов!»
Возрастная категория 6-10 лет Срок реализации 5 месяцев | |||
Автор - составитель: Петришина Е.К., социальный педагог |
г. Апшеронск
2022 г.
Пояснительная записка
Современное состояние и тенденции развития образовательной системы побуждают всерьез задуматься над проблемами подготовки детей к школьному обучению. На сегодняшний день начальная школа выдвигает достаточно высокие требования к будущему первокласснику: он должен обладать практически сформированными познавательными функциями, умению общаться, способностью добывать знания путем размышления и обосновывать выбранное решение, желанием учиться, способностью к саморегуляции.
Воспитанники социально-реабилитационного центра зачастую имеют педагогическую запущенность, требующую коррекции. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания у таких детей приводит к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения учебными навыками, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Адаптация ребенка будет проходить более успешно, если вовремя предоставить ребенку возможности для речевого, интеллектуального, эмоционального развития, развития познавательной активности, моторики и т.п. Предлагаемая подпрограмма «К школе готов!» позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий, где учитываются особенности его развития, полученные в результате диагностики.
Подпрограмма «К школе готов!» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242)
5. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК- 641/09).
6. Психологическая подготовка детей к школе. (Конспекты занятий) Шарохина В.Л.
Направленность программы. Общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической коррекции несовершеннолетних «Умники и умницы» подпрограмма «К школе готов!» имеет социально-гуманитарную направленность, т.к. направлена на обеспечение доступности качественного дошкольного образования воспитанников, коррекцию педагогической запущенности младших школьников, создание условий для успешной адаптации и социализации детей при подготовке к школьному обучению.
Новизна данной программы заключается в том, что тематическое планирование, составляющее основу программы «К школе готов!» классифицировано по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна. Использование на занятиях развивающих игр и упражнений оказывает благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы детей. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что программа направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного уровня подготовленности, затрудняющих их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что она обеспечивает преемственность в дошкольном начальном образовании, даёт базовые знания и равные стартовые возможности для каждого дошкольника перед обучением в школе, а также психологически подготавливает детей к началу обучения.
Цель: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребёнка, позволяющей ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию математических представлений воспитанников, обеспечить их интеллектуальное развитие;
Развивающие:
- развивать у воспитанников интерес к связной речи и чтению, познавательную активность и интерес к творчеству в процессе включенности детей в ненавязчивую творческую деятельность;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения, дружелюбность, самостоятельность, ответственность; приобщать к навыкам коллективной работы.
Коррекционные:
- развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
- активизация словаря;
- развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и перенимать чужой опыт.
Отличительные особенности программы обусловлены тем, что она предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические паузы, что позволяет переключать активность детей. Материал отбирается от простого к сложному, его границы постепенно расширяются по мере овладения детьми необходимых умений и навыков.
Возраст получателей услуг. По программе могут заниматься воспитанники реабилитационного центра 6-10 лет, без разделения по гендерному принципу (девочки и мальчики). Набор детей осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Группа детей состоит из 5-8 человек.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 41 час.
Формы организаций занятий: подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 30 минут.
Утвержден
Приказом ГКУ СО КК
«Апшеронский СРЦН»
№ _____ от ___________г.
Учебный план
общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-педагогической коррекции несовершеннолетних
«Умники и умницы»
подпрограммы «К школе готов!»
№ п/п | Название блока | Кол-во часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | «Азбука письма» | 31 | 15 | 16 |
2. | «Азбука счёта» | 10 | 5 | 5 |
Всего: | 41 | 20 | 21 |
Календарный учебный график
общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-педагогической коррекции несовершеннолетних
«Умники и умницы»
подпрограммы «К школе готов!»
№ блока, темы | Название блоков и тем занятий | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практи ческие занятия | ||
1. Азбука письма | 31 | 15 | 16 | |
1.1. | Диагностика | 1 | - | 1 |
1.2. | Знакомство с буквой А. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.3. | Знакомство с буквой Б. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4. | Знакомство с буквой В. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.5. | Знакомство с буквой Г. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.6. | Знакомство с буквой Д. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.7. | Знакомство с буквами Е, Ё. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.8. | Знакомство с буквой Ж. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.9. | Знакомство с буквой З. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.10. | Знакомство с буквами И, Й. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.11. | Знакомство с буквой К. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.12. | Знакомство с буквой Л. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.13. | Знакомство с буквой М. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.14. | Знакомство с буквой Н. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.15. | Знакомство с буквой О. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.16. | Знакомство с буквой П. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.17. | Знакомство с буквой Р. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.18. | Знакомство с буквой С. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.19. | Знакомство с буквой Т. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.20. | Знакомство с буквой У. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.21. | Знакомство с буквой Ф. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.22. | Знакомство с буквой Х. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.23. | Знакомство с буквой Ц. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.24. | Знакомство с буквой Ч. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.25. | Знакомство с буквой Ш. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.26. | Знакомство с буквой Щ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.27. | Знакомство с буквой Ы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.28. | Знакомство с буквами Ь, Ъ. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.29. | Знакомство с буквой Э. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.30. | Знакомство с буквой Ю. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.31. | Знакомство с буквой Я. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Азбука счёта | 10 | 5 | 5 |
Число 1 и цифра 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2.3. | Число 3 и цифра 3 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4. | Число 4 и цифра 4 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5. | Число 5 и цифра 5 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6. | Число 6 и цифра 6 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.7. | Число 7 и цифра 7 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.8. | Число 8 и цифра 8 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.9. | Число 9 и цифра 9 | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.10. | Число 10 и цифра 10. Прямой и обратный счет в пределах 10 | 1 | 0,5 | 0,5 |
ВСЕГО | 41 | 20 | 21 |
Содержание учебного плана
общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической коррекции несовершеннолетних «Умники и умницы»
подпрограммы «К школе готов!»
БЛОК «Азбука письма»
1.1. Диагностика.
Занятие практикум. Диагностика готовности к школе. Диагностика развития мелкой моторики рук. Диагностика развития математических способностей. Диагностика познавательных способностей.
1.2. Знакомство с буквой А.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.3. Знакомство с буквой Б.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.4. Знакомство с буквой В.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.5. Знакомство с буквой Г.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.6. Знакомство с буквой Д.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.7. Знакомство с буквами Е, Ё.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.8. Знакомство с буквой Ж.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.9. Знакомство с буквой З.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.10. Знакомство с буквами И, Й.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.11. Знакомство с буквой К.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.12. Знакомство с буквой Л.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.13. Знакомство с буквой М.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.14. Знакомство с буквой Н.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.15. Знакомство с буквой О.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.16. Знакомство с буквой П.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.17. Знакомство с буквой Р.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.18. Знакомство с буквой С.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.19. Знакомство с буквой Т.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.20. Знакомство с буквой У.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.21. Знакомство с буквой Ф.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.22. Знакомство с буквой Х.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.23. Знакомство с буквой Ц.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.24. Знакомство с буквой Ч.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.25. Знакомство с буквой Ш.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.26. Знакомство с буквой Щ.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.27. Знакомство с буквой Ы.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.28. Знакомство с буквами Ъ, Ь.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.29. Знакомство с буквой Э.
Занятие практикум. Знакомство с буквой. Практические упражнения. Закрепление.
1.30. Знакомство с буквой Ю.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
1.31. Знакомство с буквой Я.
Занятие практикум. Знакомство с буквами. Практические упражнения. Закрепление.
БЛОК «Азбука счёта»
2.1. Число 1 и цифра 1.
Занятие практикум. Ориентировка на клеточном поле. Практические упражнения. Закрепление.
2.2. Число 2 и цифра 2. Пара.
Занятие практикум. Образование числа 2. Практические упражнения. Закрепление.
2.3. Число 3 и цифра 3.
Занятие практикум. Образование числа 3. Практические упражнения. Закрепление.
2.4. Число 4 и цифра 4.
Занятие практикум. Образование числа 4. Практические упражнения. Закрепление.
2.5. Число 5 и цифра 5.
Занятие практикум. Образование числа 5. Практические упражнения. Закрепление.
2.6. Число 6 и цифра 6.
Занятие практикум. Образование числа 6. Практические упражнения. Закрепление.
2.7. Число 7 и цифра 7.
Занятие практикум. Образование числа 7. Практические упражнения. Закрепление.
2.8. Число 8 и цифра 8.
Занятие практикум. Образование числа 8. Практические упражнения. Закрепление.
2.9. Число 9 и цифра 9.
Занятие практикум. Образование числа 9. Практические упражнения. Закрепление.
2.10. Число 10 и цифра 10. Прямой и обратный счет в пределах 10.
Занятие практикум. Знакомство с цифрой 10. Практические упражнения. Закрепление.
Методическое обеспечение программы
Раздел программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
«Азбука письма» | групповая, подгруппо вая, индивидуа льная | словесный (беседы), наглядный (объяснительно-иллюстративный), практический (выполнение практических работ), игровой | методические разработки по темам, демонстрацион-ные материалы (магнитная азбука, перекидная азбука, трафаретная таблица букв, лента букв) видеоматериалы, раздаточный материал (карточки-задания, буквенные раскраски, шаблоны для штриховки и др.) | ноутбук, телевизор | Тестовые задания |
«Азбука счета» | групповая, подгруппо вая, индивидуа льная | словесный (беседы), наглядный (объяснительно-иллюстративный), практический (выполнение практических работ), игровой | методические разработки по темам, демонстрацион-ные материалы (счетный материал в картинках, лента цифр, набор геометрических плоскостных и объемных фигур), видеоматериалы, раздаточный материал (карточки-задания, цифровые раскраски и др.) | ноутбук, телевизор | Тестовые задания |
Ожидаемый результат:
Условия реализации программы:
Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях центра с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей ребенка.
Контроль полученных знаний или мониторинг деятельности детей:
Контроль полученных знаний осуществляется 2 раза в год в форме тестовых заданий.
Список используемой литературы:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Интернет ресурсы: