Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Значение информационных технологий в преподавании правовых дисциплин

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЗНАЧЕНИЕ иНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КАЛИНИНА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА, БУЛГАКОВА ЗИНАИДА ИВАНОВНА: преподаватели факультета среднего специального образования, Старооскольский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия

Аннотация. В статье раскрываются основные информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Отражается целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения познавательной активности будущих юристов правоведов. Особое внимание уделено негативным последствиям внедрения цифровых технологий в область правовых дисциплин.

Ключевые слова: информатизация учебного процесса, правовые дисциплины, технические средства обучения, справочные правовые системы, методы преподавания.

На современном этапе развития общества перед педагогом в процессе обучения встают новые задачи по воспитанию, обучению и развитию личности обучаемого готового успешно выполнять жизненные функции в современных условиях информатизации общества. На сегодняшний день в сфере образования возникает вопрос о том каким образом можно улучшить процесс обучения, и повысить эффективность преподавания правовых (юридических) дисциплин. Решением данного вопроса будет являться применение в учебном процессе средств информационных технологий.

Жизнь современного студента устроена так, что практически все сферы общественной жизни не обходятся без использования информационных технологий. При целенаправленном применении информационных технологий в процессе правового обучения и воспитания обучающихся происходит интеграция знаний из предметов права и информатики, формируются более прочные навыки работы с компьютерной техникой. Системное использование компьютерной техники на занятиях способствует выработке у обучающегося устойчивого интереса к обучению правовым дисциплинам, обусловленного внедрением в учебный процесс информационных технологий.

В свою очередь, эффективность подготовки юристов правоведов непосредственно зависит от уровня учебно-методического обеспечения учебного процесса. Особенно это касается такой важной составляющей формирования будущих специалистов, как информационное обеспечение преподавания правовых дисциплин.

Для современного студента информационные технологии становятся главным источником получения информации о праве. Это проявляется в процессе использования студентом справочных правовых систем («КонсультантПлюс», «Гарант»), официальных сайтов государственной власти, специализированных юридических порталов, электронных СМИ, электронных книг и т.п.

Использование разнообразных информационных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин позволяет повысить показатель качества юридического образования, а, следовательно, и уровень правосознания студентов.

Проблемы, связанные с применением информационных технологий в преподавании правовых дисциплин в образовании рассматриваются в трудах таких авторов, как Жевняк, Л. И. Филющенко, Е. Г. Шаблова, Т. П. Шишулина
Они акцентируют внимание на особенность применения информационных технологий в преподавании правовых дисциплин в рамках использования правовых систем в сети Интернет.

Использование информационных технологий в формате лекционного материала повышает его восприятие и усвоение. Преподносимый студентам материал в таком виде позволяет давать не только теоретические знания, но и практические навыки. К примеру, проводимый анализ действующего законодательства при использовании системы «КосультантПлюс» позволяет студенту усвоить полученные знания с помощью самоконтроля. Важность данного процесса заключается в получении достоверной, полной, актуальной информации для правильного оформления учебной отчетности, которая будет соответствовать нынешнему законодательству.

С внедрением информационных технологий в учебном процессе изменились условия ведения лекционных и практических занятий. Традиционные методы обучения – беседа, рассказ, работа с учебным пособием и т.д. в настоящее время сопровождаются наглядным показом слайдов, видеоматериалов, и других медиаобъектов. Занятия со студентами строятся на базе новых форм организации учебной деятельности таких как: интерактивное компьютерное тестирование, проектные технологии, онлайн-конференции.

Использование образовательной информации, размещенной на серверах, не является заменой учебного пособия. Оно создает основу для организации преподавателем самостоятельной деятельности студентов по обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Удобство пользования, оперативность подачи и систематизации информации, доступность в сети Интернет делает информационные технологии ведущими категориями среди пользователей, в том числе студентами. Справочные правовые системы являются лидерами на рынке информационных услуг. Они обеспечивают доступность действующего законодательства, способствуют росту правосознания, реализации конституционного права гражданина на свободное получение юридической информации.

Анализ современного действующего законодательства показывает, что использование современных информационных технологий в преподавании учебных дисциплин не может обойти стороной правовую систему Российской Федерации. Современные цифровые технологии охватывают практически все отрасли Российского права: гражданское, трудовое, уголовное, налоговое, бюджетное, административное, отрасли судопроизводства.

Государственная политика Российской Федерации направлена на принятие мер по ускорению введения цифровизации в современный процесс обучения студентов. Суть цифровой и информационной трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу.

Информационная компетентность дает те навыки, которые способствуют студенту применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.

Что касается правовых дисциплин, то добыть юридическую информацию еще сложнее, так как, имея какую-либо практическую помощь, необходимо сначала определить:

- регулируется ли данная ситуация правом;

- отразить отрасль права, к которой она относится;

- составить базис источников, где можно найти ответ на поставленный вопрос;

- знать и уметь найти правой сайт или данный закон (кодекс), найти в нем необходимую статью;

- проверить с помощью справочных систем актуальность действия правовой нормы в настоящее время.

Нельзя не согласиться с мнением Хашина Д.О. о том, что «студент у которого хорошо сформирована информационная культура, более адаптирован к реалиям современной жизни, сможет решать нестандартные ситуации. Пользуясь материалами сети Интернет, организовываются исследовательские и творческие проекты, которые способствуют повышению мотивации к изучению правовых дисциплин, активизации учебной деятельности» [3].

Применяя компьютерные презентации в учебном процессе, мы ориентируемся на то, что слушатель воспримет учебный материал более осознанно. Применение мультимедиа на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.

Невозможно представить проведение современной лекции без использования технических средств и компьютера. Например, в нашей практике используется привлечение студентов к выполнению различного рода анализа качества правовой информации, получаемой ими на лекциях, восполнение преднамеренных пробелов в информации, предоставляемой им преподавателем.

Сегодня ключевым в информационном обеспечении учебного процесса при подготовке юристов является создание комплекса специализированной информации для преподавания правовых дисциплин. Специализированная информация представляет собой импровизированную базу юридических знаний, включающую: обобщенный опыт в сфере судебных производств; наработки следственной, оперативно-розыскной и экспертной практики; учебно-методические материалы (пособия, методические рекомендации, курсы лекций, практикумы, программы электронного тестирования); мультимедийные материалы (мультимедийные пособия, видеолекции, учебные фильмы, видеопрезентации); информационно-справочные материалы (электронные терминологические словари, отчеты о научно-исследовательской работе и статистические сведения государственных юридических учреждений) и др. [1].

Современная система информационных технологий в преподавании правовых дисциплин представлена следующими элементами:

- внедрение электронных учебников и нормативной литературы. Электронный учебник - это современное средство обучения, специальное устройство либо программное обеспечение, в котором системно излагается материал в определённой области знаний на современном уровне достижений науки и техники. В настоящее время трактовка словосочетания «электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразумевается электронная версия бумажного учебника, в некоторых — сложный комплекс программ на электронных устройствах, позволяющий демонстрировать ученикам, помимо текста, обучающий мультимедийный материал, содержащий в себе также интерактивные блоки проверки знаний, обновляющийся из централизованного источника;

- применение справочно-правовых систем. Справочно-правовые системы - это компьютерные базы данных, ядром которых являются электронные базы и банки юридической информации. В этих базах данных хранятся федеральные и региональные указы, законы, решения, материалы независимых экспертов, судебная практика, международные акты и т. д. Роль справочно-правовых систем нельзя недооценивать, ведь с их помощью юрист может не только получить доступ к тексту, например, закона, но и сразу прочитать его со всеми правками и дополнениями, которые впоследствии в него вносились. Это позволяет иметь ему полное и точное представление о вопросе, который его интересует [2];

- организация контроля знаний с помощью компьютерного тестирования. Главными требованиями к применению такого элемента являются: тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; в тестовую систему должна быть включена оценка правильности ответа на каждый заданный студенту вопрос; тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который слушатель должен усвоить; вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности; варианты ответов должны следовать так же в случайном порядке; необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время;

- использование мультимедийных презентаций в процессе обучения. Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.

Исходя из проведенного нами исследования становится очевидно, что информационные технологии способны значительно упростить изучение правовых дисциплин.

Информационные технологии в сфере образования – это глобальная степень облегчения процесса получения своевременной, актуальной, правой информации для студентов юридических специальностей.

При помощи информационных технологий преподаватель правовых дисциплин внедряет новейшие методики преподавания, облегчает восприятие студентом информации, наглядно демонстрирует правовые явления из прикладных дисциплин.

Для студента же, ключевым становится возможность подготовки к занятиям с помощью информационных правовых порталов и справочно-правовых систем.

Использование информационных технологий в преподавании правовых дисциплин позволяет провести учет, классификацию и систематизацию законодательства. Результат этого процесса позволяет студенту не только отыскать методы поиска информации, но и качественно ее сформировать.

Подводя итоги, можно отметить, что главной задачей информатизации учебного процесса при преподавании правовых дисциплин является - создание эффективной и качественной учебной информационной среды, которая будет способствовать повышению познавательной активности студентов, их информационной культуры и позволит более глубоко овладеть правовыми знаниями, а также стимулировать процесс адаптации будущих юристов к практической профессиональной деятельности уже во время учебы.

Результатами информатизации правового образования могут стать сформированная профессионально - правовая культура, система интегрированных знаний, информационная компетентность и развитие самостоятельности у студентов при изучении правовых дисциплин. Наличие этих результатов у будущих специалистов выступает критериями определения у них качества правовой подготовки.

Список используемой литературы и источников:


1. Раскидная, Д. А. Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин / Д. А. Раскидная. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62007/ (дата обращения: 23.05.2022).

2. Михеенко, Ю. В. Использование справочно-правовых систем в юридической деятельности / Ю. В. Михеенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38367/ (дата обращения: 23.05.2022).

3. Хашин, Д. О. Взаимосвязь права и цифровизации сфер общественных отношений / Д. О. Хашин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61640/ (дата обращения: 23.05.2022).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области