Статья
Тема: «Роль дидактической игры для формирование сенсорного эталона – геометрической формы у старших дошкольников с РАС»
Учитель-дефектолог Моисеева А.В.
2022 г.
К сегодняшнему дню неуклонно растет количество детей, имеющих расстройство аутистического спектра. У дошкольников с РАС имеется нарушение коммуникации, визуального контакта, понимание обращенной речи вследствие ограниченного словарного запаса. Также, зачастую наблюдается стойкое нарушение интеллекта.
У детей с РАС с рождения нарушен познавательный интерес к окружающему миру, имеются трудности в ориентировочно-исследовательской деятельности.
Также, у дошкольников с РАС присутствует несформированность навыка анализа свойств предметов, нарушено сравнение, обобщение, сопоставление предметов. Вследствие этого у детей с Рас страдает восприятие сенсорных эталонов, а именно – геометрической формы. Дети не умеют дифференцировать объемные и плоскостные формы, могут не знать их названий, не умеют их сравнивать и анализировать.
Проблему развития сенсорных эталонов – геометрических форм у детей рассматривали Е. А. Стребелева, А.А. Катаева, Н. Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, А. П. Усова, Л.А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков.
Эффективным методом работы по формированию сенсорного эталона – геометрической формы, является дидактическая игра. Через нее ребенок познает мир, учится взаимодействовать с окружением. Благодаря этому развиваются сенсомоторные акты через активизацию коммуникативной активности.
Для того, чтобы познакомить старшего дошкольника с РАС с сенсорным эталоном – геометрической формой, необходимо выполнить следующие этапы работы:
1 этап:
2 этап:
2.1. Продолжить работу над выполнением вербальной инструкции.
2.2. Учить различать и дифференцировать плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник, овал).
3 этап:
3.1. Развивать навык соотнесения плоскостной и объемной формы по плоскостному образцу.
3.2 Развивать навык соотнесения плоскостной и объемной формы по плоскостному образцу.
4 этап:
4.1. Генерализировать полученные знания: дети должны уметь выделять формы из окружающего пространства в практической деятельности в различных учебных и социальных ситуациях.
4.2. Снижаются различные виды подсказок.
На всех этапах работы присутствуют различные методы и приемы для детей:
Также, используются следующие виды поддержки:
Первый этап. Дидактические игры:
Второй этап. Дидактические игры:
Третий этап. Дидактические игры:
Четвертый этап. Дидактические игры:
Работа по формированию сенсорного эталона – геометрической формы у старших дошкольников с РАС через дидактическую игру направлена на успешное освоение социального опыта старших дошкольников с РАС и также подразумевает благоприятное развитие поисково-ориентировочной деятельности детей с нарушением интеллекта. Постепенно, у детей появляются новые свойства сенсорных процессов. Повышение активности ведет к тому, что ребенок становится более активным и познает мир сначала постепенно, затем все больше включается в процесс познания окружающего мира. Интерес к сути объектов восприятия становится неотъемлемой характеристикой поведения ребенка с РАС и его деятельности.