Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Информ-дайджест «Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории «времени»

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Информ-дайджест «Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории «времени»

Подготовили педагоги:

Парфененко И.А.

Пиксайкина О.Ю.

Время — это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе.

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется через повседневную жизнь и непосредственную образовательную деятельность. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.

Поскольку время - чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, педагогу необходимо использовать в работе самые различные способы и средства его “материализации”: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы - конструктор, другие виды часов.

В целом работа по развитию временных представлений у детей носит подготовительный характер. Она требует четкой последовательности и системы в использовании методов и приемов обучения с учетом восприятия времени ребенком и ориентировки в нем.

Педагог в процессе работы использует самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений

Наблюдение. Воспитатель проводит наблюдения индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

На основе наблюдений дети выделяют отдельные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимой холодно, идет снег, солнце светит, но греет мало; летом тепло, все растет — и овощи, и фрукты, и цветы, и ягоды. Из отдельных признаков возникает постепенно общая характеристика сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения и т.д.

Беседы проводятся на занятиях и вне. Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его назывании. В разное время суток дети заняты многими видами деятельности.

Настольно - печатные дидактические игры с природоведческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей. Так, в игре “Кто, когда спит?” следует определить, кто спит днем, а кто ночью (например: сова, летучая мышь — днем, курица, бабочка — ночью и т. п.

В подвижных играх слова-названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом для выполнения определенных движений или действий. В качестве такого же сигнала могут использоваться малые формы фольклора и короткие поэтические четверостишия, в строках которых встречаются слова “день”, “ночь”, “утро”, “вечер” и другие временные категории.

Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени идет речь. Кукла встает с постели, одевается, причесывается — утро, играет с мячом, ловит сачком бабочку, обедает — день, раздевается перед сном — вечер. Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх: “Неделя, стройся”, “Найди соседей”, “Найди свой день”, “День и ночь” и т.д.

Рисование и другие виды изобразительной деятельности. Детские представления о том, что происходит в то или иное время, особенно наглядно и ярко отражаются в изобразительной деятельности. Абстрактность, присущая времени, конкретные действия, совершающиеся в нем, стимулируют неуемное детское творчество. Этому способствуют и специально предлагаемые педагогом темы: “Зимнее небо”, “Солнце ложится спать”, “Самый красивый закат”, “Что я люблю делать днем (или в другое время)”, “Звездное небо”, “Лето красное”, “Золотая осень”, “Мир будущего”, “Мир прошлого” и т. д..Изобразительное творчество детей будет более продуктивным, если оно опирается на опыт наблюдений за явлениями природы, изучение художественных картин и иллюстраций, а также знания о времени.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года используются небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки. В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. При чтении художественных произведений целесообразно обращать внимание детей на время, когда происходит действие.

Модели и детские календари. Эти средства познания временных отношений начинают использоваться в работе с детьми пятого года жизни, но в основном применяются в старшем дошкольном возрасте.

Модель и календарь — это своеобразный способ “материализации* времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение — помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы.

Для развития представлений о времени существуют различные виды алгоритмов и календарей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями.

Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветовое решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначения дней недели могут браться цвета радуги.

Использование алготритмов в процессе ознакомления с временными отрезками

Цель применения моделей временных отрезков — познакомить детей с непрерывностью и текучестью времени.

Модель и календарь – это своеобразный способ «материализации времени», отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Они помогают детям легче освоить последовательность частей суток, недели, года, глубже осмыслить зависимость между временными категориями. Действуя с моделью, ребенок решает познавательные задачи, отражает свои представления о времени в речи.

Сейчас предлагаем пройти к столам, ваша задача создать

Плоскостные модели алгоритмов

Собрать согласно цветам радуги, круги с цифрой определяют день недели

Символом года может быть круг, разделенный на 4 равные части и окрашенные в определенные цвета: белая часть обозначает зиму (зимой все покрыто белым снегом), красная – лето (летом ярко светит красное солнышко), зеленая часть круга - весну (весной появляется зеленая трава, на деревьях распускаются зеленые листья), осень – желтая (осенью листья желтеют).

Каждая из 4 частей круга делится на 3 части (по числу месяцев в сезоне). В центре помещается стрелка. Это пособие может использоваться разным образом: воспитатель показывает стрелкой сезон, а дети называют его, устанавливают «соседей», переменяют месяцы, входящие в этот сезон и т.д.

Режим дня собрать что сначала, что потом

Алгоритм суток ПАЗЛ (разрезные часы)

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо очень активно использовать разнообразие дидактических средств и методов обучения при выполнении такой важной и общественно-значимой задачи, как формирование и развитие в сознании ребенка представлений о времени.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области