«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей».
Аннотация. В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития творческих способностей детей.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, творчество, творческие способности, воображение, фантазия.
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Рисование – одно из самых любимых и увлекательных детских занятий. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т.д.). Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Некоторые дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге помогает нетрадиционные методы рисования.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.В своей работе я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Затем, он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали.
Другой интересный вариант нетрадиционной техники –кляксы.Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.
Еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотипия. Для выполнения рисунка в данной технике, необходимо сложить лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось?
Еще один интересный вид рисования-это рисование мыльной пеной. В баночку с жидкой краской добавляем шампунь или жидкое мыло, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем сверху на образовавшуюся пену кладем лист бумаги, слегка прижимаем и поднимаем вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
Способ мятая бумага. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Наиболее распространенным нетрадиционным методом является метод «тычка». В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» (это может быть ватные палочки и т.д.) наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.
Таким образом, использование способов нетрадиционного вида рисования развивает у детей эстетическое восприятие, они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Дети обретают уверенность в себе, начали чувствовать себя маленькими художниками. Каждая техника нетрадиционного рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Список литературы: