Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Педагогическое мастерство воспитателя. Его эрудиция и компетентность в профессиональной сфере» доклад

Актуальность данной темы очевидна Человек, ставший педагогом, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ребенка. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, имени Акчурина А.З с. Камышла.

«Педагогическое мастерство воспитателя. Его эрудиция и компетентность в профессиональной сфере»

(доклад)

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель 1категории

Вафина А.З.

2021 уч.г.

В. Э. Пахальяна: « Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.»

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком школьного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня воспитателей, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание школьного воспитания, условия его реализации относительно особенностей конкретного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога школьного образования и воспитания к этому процессу.

Развитие современного общества диктует особые условия организации школьного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности

Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог - воспитатель должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей .

Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. Вопросы профессиональной подготовки учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья исследовали Н.А.Бессмертная, А.Д.Гонеев, Е.А.Стребелева. Профессиональная компетентность может рассматриваться как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности (В.М. Пугачев, 2000). С точки зрения О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыной профессиональная компетентность рассматривается как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей».

Таким образом, профессиональная компетентность педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя как специальный набор знаний и умений, так и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

Актуальность данной темы очевидна: Человек, ставший педагогом, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ребенка. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить педагога, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач школы- интерната, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности воспитанника. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя как специальный набор знаний и умений, так и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

Закономерно отметить, что реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: эксперимент по его внедрению принесет больше вреда, чем пользы. Следствием явится ухудшение физического, психологического и психосоматического здоровья детей, будет препятствовать получению таким ребенком качественного образования и приведет к формированию негативного отношения в микро- и макросоциуме к самой идее интегрированного обучения ребенка с ОВЗ.

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность - инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие. Итак, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».

Значит, компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. А профессиональная компетентность – это есть профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный воспитатель.

Важным в содержании профессиональной компетентности является также организация методического обеспечения педагогической деятельности самим воспитателем.

Компетентные воспитатели постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают их действия у учащихся, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют свою работу. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональная компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка).

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности.

Педагогическое мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

Профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий воспитания требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области