Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, имени Акчурина А.З с. Камышла.
«Уроки Мойдодыра»
Воспитатель 1 категории
Вафина А. З.
2022уч.г.
Цель: формирование необходимых для жизни культурно-гигиенических навыков в процессе игрового взаимодействия.
Задачи:
Образовательные: формировать положительное отношение к навыку умывания-через практические действия:
1.Алгоритм мытья рук.
2. Алгоритм вытирания рук.
3.Алгоритм чистки зубов.
Воспитательные :положительное отношение к навыку умывания.
Коррекционные: обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики.
Ход занятия
1. Организационный момент.
–Здравствуйте. Дети давайте улыбнемся друг другу и гостям. Сегодня мы с вами отправимся в гости к Мойдодыру на урок о правилах личной гигиены. Но чтобы попасть к Мойдодыру, нужно сказать волшебное заклинание. «Повертелись, покрутились и у Мойдодыра очутились» (Дети делают повороты и крутятся)
2. Воспитатель читает отрывок из произведения «Мойдодыр» Слайд №2 (изображение Мойдодыра и мальчика).
«Вдруг из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста
Полюбуйся на себя
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.
Ты один не умывался
И грязнулию остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
– Ребята, как вы думаете, почему от мальчика сбежали все вещи? (Ответы детей: потому что он грязный и не умывался)
– А как можно назвать такого мальчика?
Ответы детей – (Грязнуля, неряха).
– Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
Ответы детей – (Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.) Слайд №3 (изображение Мойдодыра).
– Молодцы. Для того чтобы быть аккуратным и чистым человек должен соблюдать правила личной гигиены.Тимур сейчас расскажет, как же утро начинается в его семье.
3. Тимур читает стихотворение.
Чтоб здоровье сохранить
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать
Ну а утром не ленится –
На зарядку становиться.
– Давай, и мы с вами сделаем зарядку.
4. Физминутка «Мы умеем»
Мы умеем на кроватке Встали, руки на поясе.
Простыню разгладить гладко Движение рук влево - вправо
И у скомканной подушки Хлопки в ладоши слева, справа.
Кулачком задвинуть ушки.
Мы сегодня утром рано Наклоны вперед, руки на поясе.
Умывались из-под крана,
А теперь все по порядку Шагают на месте
Дружно делаем зарядку.
Стой-ка смирно, руки вниз, Ноги вместе, руки вдоль туловища.
Гнись пониже, не ленись! Наклоны вперед.
Кто с зарядкой дружит смело, Приседают.
Тот с утра прогонит лень, Прыжки на месте.
Будет сильным и умелым, Хлопают в ладоши.
И веселым целый день. Шагают на месте.
– Ребята, какие правила личной гигиены вы знаете?
Ответы детей – (Следить за чистотой своего тела и одеждой)
– А вы знаете, что такое чистым быть?
5. Дети читают стихотворения.
1.Что такое чистым быть? (Камиль)
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из – под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
2.Я сегодня утром рано, (Сергей)
умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
3.Умываться по утрам (Рамис)
И еще по вечерам.
Чисто вымою я уши-
Будут уши лучше слушать.
4. От чего блестят глаза? (Альбина)
С мылом умывалась я.
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
5. Дружат волосы с расческой, (Полина)
Хороша моя прическа.
– Вижу, хорошо вы знаете правила гигиены. У человека есть помощники, чтобы соблюдать эти правила. Посмотрите на экран. Слайд 4
(изображение предметов гигиены).
– Сейчас мы проверим, знаете ли вы этих помощников. Я буду вам загадывать загадки, а вы говорить отгадки, после того как я сказу всю загадку. Подсказки на экране.
1. Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было – Что, ребята? (Мыло) Слайд№5
Из истории вещей. Мыло. (просмотр мультфильма)
2. Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка) Слайд №6
Из истории вещей. Зубная щетка.(просмотр мультика « Фиксики»из истории вещей)
3. Вместе с мылом и водой.
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас, – Я...(Мочалка) Слайд №7
А зачем нужна мочалка, если можно вымыться просто с мылом? Попробуйте рукой погладить спинку? Везде ли вам удалось достать? Кроме этого с ее помощью удаляются отжившие клетки кожи, происходит массаж.
4. Мягкое, пушистое
Беленькое, Чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой. (Полотенце) Слайд №8
5. Лег в карман и караулю:
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок) Слайд №9
- Для чего он нужен? ( ответы детей)
- Всегда надо иметь при себе носовой платок, нельзя пользоваться чужим.
- Почему нельзя пользоваться чужим носовым платком? ( ответы детей)
6. Хожу – брожу не по лесам,
А по уса, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа) Слайд №10
- Зачем нужна расчёска?
- Давайте сравним 2-х девочек.
- У какой девочки волосы выглядят красиво?
- Так и человек, который аккуратно расчёсан и заплетён – выглядит красиво, а человек, который ходит лохматый – выглядит не красиво.
- Запомните - у каждого человека должна быть своя расчёска!
7.- Два кольца, два конца,
По середине гвоздик. ( ножницы) Слайд №11
- А для чего нам нужны ножницы? ( подстригаться, стричь ногти)
- Зачем нужно стричь ногти? ( ответы детей)
-Если мы подстригаем коротко ногти, то под ними не будет грязи и бактерий, которые не попадут нам внутрь. Ногти на руках и ногах следует стричь не реже одного раза в неделю. Аккуратно подстриженные ногти делают руки красивыми и опрятными. И уже точно никому не принесет красоты грязь под ногтями.
– Ну раз вы все знаете, я предлагаю вам еще одну игру, но не простую, а с предметами личной гигиены. Слайд №12 (изображение Мойдодыра).
Дети встают в круг. В середине круга ребенок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу, напевая песенку:
Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующие движение показывает расческа (зубная щетка, мочалка, полотенце).
Мыло бывает разным-преразным,
Синим, зеленым, оранжевым, красным.
Но не пойму: Отчего всегда
Черной – пречерной бывает вода?
– Ребята, так почему же, когда мы моем руки, вода бывает черной?
Ответы детей – (Когда мы моем руки с мылом, мы смываем с них грязь и вода становится грязной.)
– Ребята, а как часто нужно мыть руки?
Ответы детей – (Перед едой, после прогулки, по необходимости.)
– Но не только люди, но и звери и птицы любят чистоту. Давайте посмотрим фильм, как они это делают.
– Давайте еще раз назовем основные правила личной гигиены.
Умываться по утрам и вечерам, чистить зубы 2 раза в день, ежедневно расчесывать волосы, стричь вовремя ногти, мыть руки с мылом. Молодцы.
В завершении встречи послушайте стихотворение – наказ, которое вам прочитает Тимур.
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье
В магазине не купить!
Но нам пора возвращаться в группу. Давай скажем наше заклинание.«Повертелись, покрутились и в группе мы очутились. Давай попрощаемся с нашими гостями.