Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель изучение условий развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи Развить и укрепить мелкую моторику у детей дошкольного возраста Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа Создать предметно- развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад «Искорка» г. Кемерово»

Методическое пособие

«Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Любишева Анна, воспитатель

Кемерово 2022


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

3

2. Изучение возрастных особенностей развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста…………………………………………

4

3. Составление комплекса занятий по использованию нетрадиционных техник рисования, как средства развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста……………………….........................................

6

Приложения………………………………………………………………………

10

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажная роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка отведена сформированной мелкой моторике.

Мелкая моторика – это тонкие движения кистей пальцев рук, она необходима для многих действий человека, которые вырабатывались в процессе культурно-исторического развития общества и человека: орудийных, предметных, трудовых

Сформированные навыки мелкой моторики руки имеют большое значение в общем физическом и психическом развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства. От уровня развития мелкой моторики во многом зависит успешность освоения детьми дошкольного возраста различных умений (в том числе как будут развиваться изобразительные, конструктивные, трудовые, музыкально-исполнительские умения), развития речи и первоначальных навыков письма. Многие исследователи говорили о значительной роли развития мелкой моторики в развитии речи

В то же время, как отмечает А.В. Запорожец, в младших и средних группах дошкольных образовательных организаций многие дети имеют отклонения в развитии движений пальцев рук: их движения характеризуются неточностью, плохой координацией, затрудненностью изолированных движений пальцами

В соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) дошкольного образования выделены основные образовательные области, одна из которых – «Художественно-эстетическое развитие», включающая в себя развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта и его отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

Самым простым, доступным и интересным видом работы с детьми по формированию мелкой моторики руки является художественно-продуктивная деятельность. Именно художественное творчество способно приносить не только пользу, но и самые радостные, положительные эмоции, а нужно заметить, что продуктивная деятельность заложена у детей на генетическом уровне

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что и позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Тема: Развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Цель: изучение условий развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Предмет: условия использования нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста.

1. Изучение возрастных особенностей развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста

Дети среднего дошкольного возраста имеют ряд характерных психологических особенностей. В этом возрасте у них повышается любознательность, в частности это относится к выяснению причин разных явлений жизни. В среднем дошкольном возрасте происходит активизация словарного запаса, появление элементарных суждений по поводу окружающего. Основной формой взаимодействия с людьми становится диалог. Дети начинают все больше интересоваться сверстниками, проявлять инициативу в процессе общения с ними, демонстрировать свои возможности. Также данный возраст отмечен появлением начальных форм избирательности .

Средние дошкольники лучше воспринимают художественные произведения – литературные, музыкальные, произведения изобразительного искусства и театральной деятельности. Дети этого возраста пытаются не просто подражать взрослым, но и проявлять себя в самодеятельности и элементарном творчестве.

Ребенок среднего дошкольного возраста уже способен выполнять различные задания на протяжении более длительного времени. Идет активное становление самостоятельности, стремления и способности действовать не только по указанию взрослого, но и на свое усмотрение, по личному желанию. Происходит переход в общении со взрослым: практическое и деловое общение ранее приобретает все более познавательное направление. Дети этого возраста все чаще расспрашивают о том, что их окружает, стремятся получить понятные им ответы на вопросы, воспринимают взрослых в качестве источника новой информации.

Дети среднего дошкольного возраста очень любят рисовать. Когда ребенок испытал интерес к творчеству, он сам пытается найти новые способы рисования. К сожалению, это далеко не у всех получается, к тому же многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Практически все дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся, стремятся освоить новые способы рисования. Разумеется, без помощи педагога воспитанникам не справиться с такой задачей. Задачей педагога является раскрытие в каждом ребенке творческих способностей, индивидуальности и пробуждение веры в эти способности. Занимаясь изобразительным искусством, педагог старается вселить в дошкольников веру, что он пришел в этот мир творить добро, красоту, реализовывать свои творческие фантазии.

Выделяют следующие особенности развития и умения, которых дети достигли к среднему дошкольному возрасту:

Касательно развития мелкой моторики можно отметить, что дети среднего дошкольного возраста должны обладать следующими умениями:

В случае, если перечисленные умения из этого списка не вызывают у ребенка каких-то затруднений, можно сделать вывод, что развитие его мелкой моторики происходит согласно возрастным нормам

Высокий уровень развития: движения рук хорошо скоординированы, точные, ловкие, плавные, напряжение отсутствует, темп движения рук равномерный, поза удерживается в правильном положении.

Средний уровень: движения рук скоординированы недостаточно хорошо, также они недостаточно быстры и не совсем точны. Темп движения рук неравномерный (отмечаются колебания), нарушается поза на фоне утомления.

Низкий уровень развития: напряженность и нескоординированность движений, нарушение темпа движений рук, ручная неловкость, нарушение позы рук, резкость движений.

Основные критерии оценки мелкой моторики включают:

статическую координацию;

динамическую координацию;

скорость движений;

силу движений;

сопровождающие движения

Мелкая моторика рук детей среднего дошкольного возраста чаще всего развита недостаточна, если:

3. Составление комплекса занятий по использованию нетрадиционных техник рисования.

Цель комплекса занятий: организация работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Для проведения исследовательской работы был разработан комплекса занятий «Рисуем без кисточки», включающий блоки занятий и упражнений игрового характера с использованием нетрадиционных техник и материалов.

Были поставлены следующие задачи комплекса занятий:

Обучающие:

-закреплять и обогащать знания детей о разных видах и техниках художественного творчества;

-формировать художественные умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; представление о многообразии художественных материалов и приемов работы с ними, возможности их применения.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику детей среднего дошкольного возраста;

-формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

-воспитывать трудолюбие и целеустремленность, желание добиваться успеха собственным трудом.

-воспитывать внимание, аккуратность, творческую активность.

Были спланированы занятия согласно уровню психического развития детей среднего дошкольного возраста и специфике изобразительной деятельности средних дошкольников; в соответствии с задачами образовательной области «Художественное творчество» программы дошкольного образования. Например, было спланировано использование изобразительных материалов в соответствии с требованиями программы — это акварель, гуашь, восковые мелки. Тематика занятий соответствовала принципам сезонности, доступности пониманию детей изображаемых явлений.

Занятия комплекса строились на основе использования различных приемов обучения, таких как: художественное слово, создание игровой ситуации, сюжетно-изобразительная игра, сотворчество, дидактические игры, рассматривание наглядности, показ педагогом способа рисования, игровые упражнения, обыгрывание детских работ. На каждом занятии велось наблюдение за детьми, их реакцией на применение нетрадиционных техник рисования и эффективностью использования спланированных приемов обучения детей данной группы.

Комплекс занятий включал следующие блоки:

Блок 1 - «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»:

Ребенок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография трубочкой»

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия предметная»

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование на мокрой бумаге»

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде кусок поролона, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Блок 3 – «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

«Восковые мелки или свеча+акварель»

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается не закрашенным.

Весь комплекс занятий представлен в приложении 3.

Приложение 1

Критерии, показатели и уровни развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Уровни/Баллы

Координация

Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук

* Низкий уровень - 1 балл - движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе;

* Средний уровень - 2 балла - движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается;

* Высокий уровень - 3 балла - движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе.

Гибкость

Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук - смена движений кистей и пальцев рук по образцу

* Низкий уровень - 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания;

* Средний уровень - 2 балла - ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения;

* Высокий уровень - 3 балла - ребенок легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения.

Автоматизированность

Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги

* Низкий уровень - 1 балл - нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги;

* Средний уровень - 2 балла - движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз;

* Высокий уровень - 3 балла - движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз.

Данные на констатирующем этапе исследования

по критерию «Координация»

№ ребенка

Баллы

Описание

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

Данные на констатирующем этапе исследования

по критерию «Гибкость»

№ ребенка

Баллы

Описание

2

Трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

1

Не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания

2

Трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

2

Трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

2

Трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

1

Не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания

2

Трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

1

Не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания

1

Не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания

2

Трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

Данные на констатирующем этапе исследования

по критерию «Автоматизированность»

№ ребенка

Баллы

Описание

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги


Приложение 2

Анкета для родителей

на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

____________________________________________________

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

- В детском саду

- ТВ

- В интернете

- Пассивно

- Активно

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

- Да

- Не знаю

- Нет

Результаты анкетирования

Вопрос

Варианты

Ответы родителей

Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

100%

- Затрудняюсь ответить

-

- Нет

-

В каком возрасте нужно начинать ее развивать?

- В младенчестве

80%

- 3-4 лет

20%

- 7 лет

-

Какие игры используете для развития моторики рук дома?

Самостоятельное написание ответа

Рисование, лепка из пластилина

Какой нетрадиционный материал используете в работе?

- Крупа, природный материал

15%

- Пуговицы, бусины

15%

- Иголки, нитки

-

- Конструктор, мозаика

50%

- Кубики, пирамидки, матрешки

20%

Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду

20%

- ТВ

30%

- В интернете

40%

- Подсказывает своя интуиция

10%

Как ребенок выполняет задания игры?

- Пассивно

40%

- Активно

60%

Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

-

- Требуется многократное объяснение

50%

- Требуется объяснение и показ действий

50%

Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание

20%

- Мастер – класс

30%

- Индивидуальная беседа

20%

- Консультации в родительском уголке

20%

- Никакая, информации хватает вполне.

10%

Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

100%

- Не знаю

-

- Нет

-

Приложение 3

Комплекс занятий направленный на развитие мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста

Занятие «Ветка рябины»

Цель: развитие мелкой моторики, обучение детей изображению грозди рябины, рисованию ягод пальчиками. 

Задачи:

Обучающие:

· Учить рисовать кисть рябины, пользуясь пальчиками.

· Расширить представление о зимующих птицах;

Развивающие:

· Способствовать развитию творческих способностей, изобразительных навыков;

· Продолжать развивать мелкую моторику рук детей;

Воспитательные:

· Воспитывать  интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Материал:

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

Воспитатель:

- Вы любите загадки? Тогда сейчас я предлагаю вам разгадать одну.

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят.

(Рябина)

- Какое время года изображено? Осень, поздняя осень. Деревья стоят «голые», трава потемнела, солнце светит не так ярко на сером небе, перелётные птицы улетели на юг, чаще идут дожди. Погода грустная, и только яркие грозди рябины радуют  наши глаза.

Как рябина хороша:

И кудрява, и стройна.

Украшая весь наряд,

Гроздья красные висят.

Воспитатель предлагает  рассмотреть картину.

Читает стихотворение

Основной

Воспитатель: - Такой рябина остаётся до самой зимы. Рябина не только украшение осеннего пейзажа, без неё никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но после первых морозов, они становятся приятными на вкус. Птицы стаей садятся на дерево и склёвывают ягоды. Это любимое лакомство зимующих птиц.

Воспитатель: - Посмотрите, кто любит полакомиться ягодами: ворона, синица, снегирь.          

Воспитатель: - Давайте ещё раз повторим, какие птицы любят лакомиться ягодами рябины.

Воспитатель: - Хотите, как птички полетать? Выполняйте движения вместе со мной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Вот летали птички, птички-невелички

Всё летали и летали, крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

«Клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю».

Пёрышки почистили, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Воспитатель: - Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, к нам кто-то стучится. К нам в гости прилетела Каркуша. Она говорит, что в лесу случилась беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине.

Каркуша: Птицам зимой нечего будет есть.

Воспитатель: - Ну, ничего, не печалься, Каркуша, мы поможем.

Воспитатель: - Давайте, ребята, нарисуем веточку рябины и повесим рисунки на дерево.

Воспитатель: - Рассаживайтесь за столы.

Воспитатель: -Давайте рассмотрим  внимательно изображение  рябины, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет.

Воспитатель: - Висят на ветке подружки,  прижавшись тесно друг к дружке.

Воспитатель: - Ягодок много, они  собраны в гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».

Воспитатель:- Посмотрите, грозди направлены вниз.

Воспитатель: - Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой).

Воспитатель: - Давайте рассмотрим лист у рябины. Он у неё сложный, состоит из маленьких листочков. Каждый листочек имеет пару, только один листочек без пары, он находится на самом кончике листа.

Воспитатель: - Какого цвета листья? (жёлтого)

Воспитатель: - У вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, вы будете рисовать ягодки и листочки. Но посмотрите внимательно, на столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать? Кто догадался

Дети:  Мы будем рисовать пальчиками.

Воспитатель: - Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальцев. Для этого нужно кончик пальца (подушечку) окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

Воспитатель: - Сейчас нарисуем листья тоже при помощи пальчиков. Для этого кончик пальца окунаем в жёлтую краску и проводим линии с одной стороны листа и с другой, чтобы у каждого листика была пара, только последний листик  пары не имеет. Листья нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.

Воспитатель:- Что вы сначала будете рисовать? (ягоды) Какую краску выберете? (красную) А затем что будете рисовать? (листья) Какую краску выберете для листьев? (жёлтую)

Воспитатель: - Начинаем рисовать.

Показывает ветку или отдельную гроздь рябины

Воспитатель обращает внимание на нарисованное дерево без ягод и листьев

показ воспитателя

Заключительный

Воспитатель: - Ой, какие красивые кисти рябины у вас получаются.

Воспитатель: - Давайте повесим  ваши рисунки на рябину и все вместе полюбуемся. Какие вы молодцы, хорошо постарались. Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь птицам не страшна зима.

Воспитатель: - Каркуша, посмотри какие ветки рябины нарисовали дети. Как хорошо у них получилось.

Каркуша: - Какие вы молодцы.

Воспитатель: - Лети в лес с хорошей вестью для птиц, они сейчас не останутся голодными холодной зимой.

Воспитатель- Молодцы, ребята, потрудились, спасли птиц от голодной зимы, много сочных ягод нарисовали.

Занятие «Осеннее дерево»

Цель: развитие мелкой моторики; знакомство детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями».

Задачи: Продолжать развивать мелкую моторику рук детей; закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, печатание ладошкой, ватной палочкой), познакомить с новым видом (оттиск, отпечаток листом с дерева); развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами; развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.  

Материалы, оборудование: 

Листы белой бумаги, кисти, салфетка, клеенка, листья, краски осенних цветов, банка – непроливайка, емкость для использованных листьев. Магнитофон, панно с нарисованными стволами разных деревьев, гуашь кисти, стакан с водой, салфетки.

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какое  у нас сейчас время года?

Дети: - Осень.

Воспитатель: - Назовите  ее приметы?

Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края.

Воспитатель: молодцы! Посмотрите, какие чудесные фотографии осени я вам принесла (Показ слайдов).

Дидактическая игра «Художник по имени Осень»: дети выбирают жетоны тех цветов и оттенков, которые присутствовали на фотографиях. Далее было продолжено рассматривание фотографий,

Воспитатель: А вам нравится осень? Чем?  Мне нравится ходить по опавшим  листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение, писателя М. Иверсена:

Падают, падают листья

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную  осеннюю картину.

А почему волшебную? А потому, что  рисовать мы будем необычным способом - эстамп. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем делать?

Берем клееночку. Кладем на неё наш лист и покрываем его краской с помощью кисти. Затем окрашенной стороной осторожно кладем на наш лист бумаги, прижимаем салфеткой, а затем аккуратно все убираем. (В процессе рассказа, воспитатель все показывает)

Но прежде чем мы приступим к  работе, предлагаю вам немного  отдохнуть.

Подвижная игра (Речь с движением)  «Осень»

-Ребята, вы слышите??!!! Что это за странный шум? (ответы детей)

-Стихотворение О. Дриз «Что случилось»?

Ах, что было, что случилось!

Дверь тихонько отворилась

Мы судили, мы рядили

Да и думать бросили:

Кто же нам через порог

Кинул жёлтенький листок-

Письмецо от осени?

Смотрите ребята, в нашу группу тоже пришла посылка от Осени.

А в посылке - красивые листочки.

Каким они цветом? (красные, желтые, оранжевые, золотые)

А как одним словом можно назвать? (разноцветные)

А почему они таким цветом? (осень наступила)

А с каких деревьев листья? (березы, дуба, рябины, клена….)

А  где растут деревья? (сад, лес, парк, сквер)

Я буду произносить название дерева с которого упал лист и кидать мяч, а вы отвечайте как называется этот лист, например (Лист с дуба - …дубовый! И т.д…)

Подвижная игра «Раз, два, три беги»: детям раздать листья березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, ивовые….Такие же листья прикрепить к стульчикам и поставить в разных местах группы. По команде «Раз, два, три дубовый листочек к дубовому беги», бегут дети с дубовыми листочками и т.д. Как только все дети пробежали, дать команду «Раз, два, три – все листочки ко мне, беги»

Звуки природы – «Шелест листвы» звучит запись

Дети участвуют в подвижной игре

Основной

Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в правую руку и аккуратно приступим к работе.

Воспитатель показывает детям изображения деревьев. Предлагает сравнить, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга (по форме и толщине ствола, размещению и толщине веток, форме кроны, окраске и другим признакам)Ребята, смотрите в посылке еще и письмо лежит, Осень не просто так  выслала листья  в посылке. Она предлагает рисовать листочками, которые у вас в руках. Мы сегодня будем делать оттиски, отпечатки листьев. Слушайте внимательно, что пишет Осень в своем письме « Как правильно рисовать листиками: возьми гуашевую краску и со стороны прожилок закрась лист, аккуратно переверни листок, держа за черенок, и крепко прижми к панно, получится отпечаток»

-Ну, что приступим?! Но для начала разомнем пальчики…

Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»

Раз, два, три, четыре, пять будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают большой палец)

Листья рябины (загибают указательный палец)

Листики тополя (загибают средний палец)

Листья осины (загибают безымянный палец)

Листики дуба (загибают мизинец)

Мы соберем

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки) 

Ребята, давайте разобьемся на группы, посмотрите на свой листик, вспомните с какого оно дерева, как выглядит ствол этого дерева и подойдите к панно, где по вашему мнению должен висеть ваш листик (затрудняющимся, задать наводящие вопросы)

Динамическая пауза:

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)

Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед–так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Дети работают под  музыку Чайковского «Времена  года. Осень»

Дети выполняют отпечатки осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество

Заключительный

Что рисовали?

Как рисовали?

Какими листьями?

Каким цветом рисовали листья?

Можно ли рисовать пейзаж без использования кисточки?

Почему деревья можно рисовать, делая оттиски именно листьями, а не другими предметами?

Занятие «Чарушинские медвежата»

Цель: развитие мелкой моторики, знакомство детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи:

Наглядный материал: Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина, Портрет Е.И. Чарушина, мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И. Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается».

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

Сейчас становитесь дети, в круг-

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушки,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? 

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(книга).

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин писатель и художник, известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка «смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию». В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, «Теремок», «Лиса и заяц». Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных. Посмотрите ребята, какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они? 

Воспитатель: Где они должны жить?

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Повороты головой. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Дети перечисляют все возможные варианты

Дети отгадывают загадку

Знакомство с автором.

Рассуждения детей: дикие, пушистые, как живые

Основной

Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат, и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Заключительный

При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького.

Наше занятие подошло к концу.

Анализ детских работ.

Занятие «Чудесные бабочки»

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать в технике кляксография.

Задачи:

- Продолжать развивать мелкую моторику рук детей.

- Продолжать знакомить детей с разнообразными видами бабочек, их внешним видам, учить детей сравнивать, анализировать.

- Учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ;

- Развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую индивидуальность.

- Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.

Оборудование: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (разные виды бабочек); краски (акварель или гуашь), кисти, стаканчики с водой, салфетки; бумага, сложенная пополам; фломастеры или карандаши.

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу превратить вас в волшебников. У меня есть волшебная палочка и я произнесу волшебные слова.

Раз, два, три,

Рисовать нас научи

Настрой на работу

Основной

Воспитатель: Мы не будем рисовать так, как мы это делаем всегда. Рисунок у нас получится почти сам собой. Ребята, а так бывает? Как это может быть? Просто мы на одной половине нашего листа бумаги капнем две капли краски.

Воспитатель наносит две капли краски на бумагу. Дети выполняют данное действие, выбирая краску по желанию.

Воспитатель:  А теперь закроем кляксы второй половинкой листа бумаги и аккуратно прижмем ее. Осторожно откроем и посмотрим, что же у нас получилось. (Воспитатель прикрепляет свой рисунок к мольберту.) На что это похоже?

-    А мне кажется, что у меня получилась... (Воспитатель дорисовывает голову, усики, туловище, узор и т. п.) Узнаете?

Воспитатель читает загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Воспитатель: Конечно, это бабочка. Бабочки бывают разными. Сейчас, я хочу позвать вас на выставку бабочек. Обратите внимание, как разнообразна их окраска и размер.

А теперь посмотрите на свои рисунки. Что нужно дорисовать, чтобы и на ваших рисунках запорхали бабочки? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Туловище у бабочки  черного цвета.

Дети дорисовывают детали.

Воспитатель:  Сколько разноцветных бабочек слетелось к нам в группу! Тут и синие, и желтые, и красные! А наши бабочки будут летать?

Воспитатель проводит игру: декламирует стихотворение, дети имитируют движения бабочки.

Воспитатель:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Показ техники воспитателем

Дети высказывают свои предположения

Дети отвечают

Дети приседают, опустив голову, затем встают, потягиваются, машут руками, имитируя движение крыльев бабочки, кружатся.

Заключительный

Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Вы сегодня постарались. Игорь, что тебе понравилось на занятии? Маша, а тебе понравилось рисовать из кляксы? Света, расскажи, какая бабочка получилась у тебя?

Занятие «Волшебные цветы»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие умения рисовать в технике по сырому.

Задачи:

- продолжать развивать мелкую моторику рук детей,

- формировать знания детей о разнообразии мира цветов, знание экологических норм поведения в природе, вызвать интерес  к отображению своих представлений в изобразительной деятельности, воспитывать любовь к прекрасному,

- упражнять детей в экспериментировании с изобразительными материалами, - формировать умение рисовать в технике «по сырому фону»,

- учить подбирать цветовую гамму для получения большей выразительности изображения,

- совершенствовать технику рисования акварелью.  

- развивать художественный вкус, фантазию, творческую активность.

Материал: Белые листы А4, акварельные краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, губки, салфетки, палитры.

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

Собрались все дети в круг   (дети стоят в кругу)

Ты мой друг и я твой друг  (поворачивают голову вправо – влево)

Крепко за руки возьмемся,  (берутся за руки) 

И друг другу улыбнемся (широко улыбаются).

Весело друг другу подмигнем,  (подмигивают)

И занятие начнем.

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихотворение:

Цветы —  что может быть чудесней?

Ну что прекрасней в жизни может быть?

Они сравниться могут, только с песней, 

С той песней, что невозможно позабыть.

В цветах – душа, и жизнь, и вдохновенье,

Они – побед и радости исток!

Цветы нам дарят наслажденье,

Так долго пусть цветет любой цветок!                                                                              

- Скажите, о чем говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, красивой была бы наша планета без цветов?

- Конечно, на земле растет огромное количество цветов, и без них наша планета была бы не яркой, не красивой, тусклой. А вы знаете цветы, которые растут на клумбе? (тюльпан, астра, роза…)

- А вот всем знакомый Незнайка этого не знает. Он перепутал конверты и теперь не знает, в каком из них лежит какой цветок. Надо ему помочь. Откройте конверты, сложите разрезанную картинку, назовите цветок. Чтобы ваши глаза не устали искать кусочки картинки, сделаем зарядку.                                                                                    

Гимнастика для глаз:

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- Утром рано, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву,

И обратно в высоту.

Потом как  часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.                                                  

 Д/и «Сложи картинку»

- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете клумбовые цветы. А хотите почувствовать себя волшебниками? (Да) Предлагаю вам нарисовать волшебные цветы, но не на простой бумаге, а на мокрой. Когда рисунки выполняются на мокрой бумаге это  дает эффект размытых краев и вливания одного цвета в другой. Этот приём сделает наше рисование волшебным, удивительным и сказочным. Посмотрите, как это сделаю я, а затем и сами попробуете нарисовать эти замечательные цветы.

Игровая ситуация, с использованием художественного слова 

Основной

- Важным инструментом сегодня станет губка. Мы смочим ею наш лист. Это самое главное в технике рисования по сырому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и  рисунок может  не получится. Смачивается лист быстрыми движениями, рука движется свободно. Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то, место где будете сейчас рисовать. Вы должны помнить, что при рисовании по сырому фону, краска будет растекаться так, как ей вздумается, в этом и есть суть работы - получить непредсказуемое изображение.
Рисуем кистью круг любого цвета. Теперь, пока бумага не высохла и "первый" цвет течет, ставим пятнышко с контрастным цветом. Вот у нас получился цветок. Можно добавить ещё несколько цветных штрихов или пятен. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы. Она растекается...так и должно быть!
Далее рисуем таким же способом еще несколько цветов. Нарисуем стебли и  
листья.   Можно добавить фон.

Перед тем, как начать рисование, предлагаю вам представить себя красивыми цветами.  

Физминутка «На лугу растут цветы»:

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Повороты — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

- Отдохнули. Теперь приступим к работе.

Во время рисования воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям.

Показ и объяснение воспитателя

Самостоятельная творческая деятельность детей

Заключительный

- Ребята, мне очень интересно, а нашим гостям понравилось то, что вы нарисовали. А вам интересно это узнать? Тогда давайте возьмем у гостей интервью и узнаем их мнение. Кто хочет взять интервью у гостей?

Один из детей берет «микрофон» подходит к воспитателям и задает вопросы:

- Понравилось вам наше занятие?

- Запомнили вы, в какой технике мы рисовали?

- Какое впечатление у вас от рисунков?

- Большое спасибо за интервью. Приходите к нам еще, будем рады вас видеть.

Занятие «Звездное небо»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование умения рисовать в технике набрызг.

Задачи: Продолжать развивать мелкую моторику рук детей. Учить создавать образ звездного неба, используя смешивание красок, набрызг, печать по трафарету. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Развивать цветовосприятие. 

Материал: тонированный лист бумаги, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть или зубная щетка, эскизы звездного неба. 

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

-Ребята, отгадайте загадку: 

Угли пылают – совком не достать 

Ночью их видно, а днем не видать 

Что это? (Звезды.) 

Воспитатель показывает картину звездного неба и спрашивает: 

-Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? (Да.) 

- А что можно увидеть на небе (Звёзды, Луну.) 

-Сколько звезд на небе? (Очень много). 

-Светятся звезды, светятся…. 

Даже порою не верится, 

Что так велика Вселенная. 

В небо смолисто-черное 

Гляжу, все забыв на свете… 

А все-таки это здорово, 

Что ночью нам звезды светят. 

Мир звезд необычайно разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные газовые шары, похожие на Солнце. Более горячие из них голубого цвета. Есть звезды – гиганты, а есть маленькие – карлики. Каждая звезда имеет название. Самые яркие из них – Сириус, Вега, Полярная звезда. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космос. 

- Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют и другим словом - Вселенная. 

-Почему человек захотел полететь в космос? (Он хотел узнать, почему звёзды такие яркие.) 

- Как называют людей, которые летают на космических кораблях в космос к звёздам? (космонавтами). 

- Кто же был первым космонавтом на Земле (ЮА. Гагарин.) 

- Скоро наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 59 лет с момента полета в космос первого человека - Ю.А. Гагарин (показ иллюстраций). 

- Юрий Гагарин совершил полет вокруг земли на корабле «Восток» вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. 

-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.) 

– Правильно, ребята! Чтобы космонавтом стать, надо потрудиться: день с зарядки начинать, хорошо учиться! 

Физкультурная минутка: 

Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх) 

Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой) 

Мало времени для взлета, (маршируют на месте) 

Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе) 

Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны) 

Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед) 

Вот ракета полетела (прыжки на месте) 

Опустел наш космодром. (приседают на корточки)

Дети отгадывают загадку

Воспитатель проводит вводную беседу

Основной

Выбираются подходящие краски для неба (черная, синяя, фиолетовая), затем воспитатель предлагает и показывает, как сделать набрызг. Воспитатель объясняет, как лучше изобразить звезды – крупные можно напечатать по трафарету, а мелкие нарисовать тонкой кисточкой. После дети приступают к завершению работы.

Дети с помощью набрызга рисуют звездное небо.

Заключительный

Дети завершают работу тем, что дополняют свою работу мелкими звездочками. Затем придумывают название своей работы и сочиняют истории. 

Занятие «Морской закат»

Цель: развитие мелкой моторики, приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами – восковыми мелками и акварелью.

Задачи:

Оборудование и материалы: акварель; баночки для воды; кисти; восковые мелки; салфетки; шаблоны рыбок; иллюстрации; клей-карандаш; графические материалы; методические пособия; аудиозапись «Улыбайся, солнышко», муз. С. Стемпневского, сл. В Кузнецова; двухсторонний скотч.

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

- Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в путешествие. Куда же мы отправимся? Отгадайте загадку:

Здесь — куда не кинем взор —

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать?

(Море)

- Правильно! Сегодня мы отправимся в удивительный морской мир и совершим таинственное путешествие в подводное царство, где, конечно же, встретим самых разнообразных его обитателей. Но сначала послушайте сказку.

Аудиозапись «Улыбайся, солнышко», муз. С. Стемпневского, сл. В Кузнецова.

- Глубоко-глубоко в море жили-были рыбки; красивыми, яркими они были, и очень гордились этим. Каждый день рыбки играли друг с другом, плавали наперегонки между кораллами и ни о чем не тужили.

Но однажды узнал о беззаботной рыбьей жизни Морской Царь. Сильно рассердился он - поднялись на море огромные волны, небо потемнело, все жители подводного царства спрятались; начался шторм. Сильно злился Морской Царь на рыбок - три дня не утихал шторм. Но все равно не простил Царь Моря рыбкам их веселой, беззаботной жизни и решил их наказать - лишить красивой разноцветной окраски.

И, когда шторм закончился, стали выходить морские обитатели из своих укрытий. И что же они увидели? Всё как обычно, но только рыбок не было видно - сделал их Морской Царь прозрачными.

-Ребята, как вы думаете, красивым будет океан без разноцветных рыбок?

Дети: Нет

-Заколдованные Морским Царем рыбки пришли сегодня к нам в гости, они просят, чтобы мы им помогли – сделали их снова яркими и красивыми.

- Поможем рыбкам?

Дети: Да

Тогда давайте побольше про них узнаем.

Дети отгадывают загадку

Основной

- В тёплых водах морей и океанов существует множество видов коралловых рыб, каждая из которых имеет свою особенную окраску и форму.

- Сегодня на нашем занятии мы с вами, ребята, будем рисовать не обычную рыбку, а сказочную.

- Посмотрите, чем мы сегодня будем работать? (Акварелью, восковыми мелками)

- Скажите, а кто помнит свойства акварельных красок? (Это водяная краска. Любит воду. Любит  растекаться по листу бумаги.)

- Правильно. Скажите ребята, а как получить акварельными красками более светлый тон? (Нужно взять много воды и мало краски).

- Правильно. А где вы будете смешивать краски? (Прямо на работе. Акварель сливает цвет с цветом и получается другой, новый).

- Хорошо! Но у нас еще остались восковые мелки. Кто помнит, как ими нужно пользоваться? Когда рисовать? (Сначала рисовать мелком, а потом красками)

- Мелок жирный, он просвечивается через краску.

- Краска не ложится на мелок, а с него стекает и видно рисунок, сделанный мелком.

- Чтобы нарисовать сказочную рыбку сначала на шаблоне восковым мелком рисуем линию головы, плавников, хвоста тем цветом воскового мелка, который вам нравится.

- Намечаем глаз. После этого украшаем рыбку узорами, ведь наша рыбка сказочная. Рисуем чешую: можно кружочками, можно узорами. Хвост можно украсить таким же способом.

Обратите внимание – на стенде висят детские работы в этой технике. Чтобы рыбки были яркими и красочными, лучше использовать контрастные цвета. Если рыбка будет красная, то контур можно взять зелёный, если оранжевая – контур фиолетовый, жёлтая рыбка – контур синий. Также можно учитывать различные тональные отношения. Для более бледных рыбок взять более насыщенный тон контура и наоборот. В этом случае если контур был синий, то для воды лучше брать более фиолетовую или голубую акварельную краску. Контур может быть также и чёрным. 

- Теперь приступаем к работе акварелью. Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму, используем синюю, голубую и фиолетовую краски.  Краску наносим на лист полностью. Там, где на листе элементы рисунка нарисованы мелком, краска ложиться не будет и закрасить линию акварелью просто невозможно. 

 Если используется большое количество воды, то краски сливаются в местах соединения и фон получается размытым (один цвет плавно переходит в другой). Техника рисования восковыми мелками и акварелью называется смешанной.

- Дети, вы хорошо запомнили, в какой последовательности и чем нужно рисовать? Перед тем, как вы заколдованных рыбок начнёте превращать в красивых сказочных рыбок, выполним физкультминутку. Встаньте из-за столов.

Физкультминутка «Рыбки»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

(покачивание руками, поднятыми вверх,

справа - налево, изображая волны).

Как рыбки плывут покажи.

(руки перед грудью со сложенными ладонями)

- Садитесь на свои места и приступайте к работе. Не забудьте, что при работе с мелками и красками нельзя:

Дети начинают работать восковыми мелками - расписывать шаблоны рыбок. По окончанию воспитатель помогает детям прикрепить работы на двусторонний скотч к «океану» - большому листу ватмана голубого цвета с изображенными водорослями.

Выставка детских «Сказочных рыбок».

Воспитатель показывает фотографии различных видов рыб. Во время показа акцентируется внимание на разнообразие форм, окраски, размеров.

Воспитатель демонстрирует шаблон рыбки с прорисовкой мелками головы, плавников, хвоста.

Воспитатель демонстрирует шаблон рыбки с прорисовкой мелками «узорной чешуи».

Воспитатель демонстрирует шаблон рыбки с нанесением акварельной краски поверх прорисовки шаблона восковыми мелками.

Воспитатель демонстрирует шаблон рыбки с нанесением акварельной краски поверх прорисовки шаблона восковыми мелками.

Заключительный

- Молодцы дети, рыбкам вы помогли, им очень понравилась новая окраска. На столике в песке лежат морские камушки разного цвета. Кто считает, что у него сегодня всё получилось на занятии, возьмите камушек розового цвета и прикрепите его лист. Кто считает, что у него сегодня не всё получилось, возьмите камушек коричневого цвета и прикрепите его.

Занятие «Зимние узоры»

Цель: развитие мелкой моторики, знакомство с новым видом изобразительного искусства графическим рисунком, посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

- продолжать развивать мелкую моторику рук детей;

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования (рисование ластиком);

- развивать творческое воображение и самостоятельность при создании композиции;

- развивать эстетические чувства и эмоции.

- познакомить детей с графическим искусством, его особенностями;

- закреплять знание о жанрах живописи, времен года, порядковый счет;

- развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза в процессе деятельности, мелкую моторику рук.

Материал и оборудование:

Мультимедийная презентация «Картинная галерея», аудиозапись П.И. Чайковского «Зимнее утро»; мольберт, заготовки для детей «Двухквартирный дом» и «Окно»; ластик, клей, салфетки.

Этапы

Содержание

Примечание

Вводный

Ребята, я предлагаю вам вспомнить нашу экскурсию …

Слайд №2

Где же мы побывали с вами?

Ответы детей: В картинной галерее

Воспитатель:

В картинной галерее

Их очень-очень много.

На этой море видим,

Маслом, акварелью

Художников творенья. (Картины)

Слад №3

Посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Чем они написаны?

Ответы детей: Красками, акварелью и т. д.

Воспитатель:

Я сказала, что картины написаны. И не ошиблась. Художник рассказывает нам о жизни в своих картинах, рассказывает с помощью красок и кисти. Такую технику мы называем живописью (пишут жизнь). В живописи различают жанры. Давайте вспомним их.

Нарисую папу с мамой,

И себя и деда.

Я большой работой занят,

я пишу.

(портреты.)

Словарная работа:

Жанр живописи – портрет (повторение хором, следим за звуком «Ж»).

Кто изображен на портрете? – мужчина. Портрет какой? – Мужской.

Кто изображен на портрете? - Семья. Портрет какой? - Семейный

Если группа людей на портрете, он какой? – Групповой.

Слайд №4

Воспитатель:

Если на картине

поле и река,

Или горы, лес и облака,

Или домик

деревянный наш,

Мы картину назовем. (пейзаж)

Словарная работа:

Жанр живописи – пейзаж (повторение хором, следим за звуками «Ж» и «З»).

В какое время года мы встречаем Новый год? - Зимой. Где расположена картина с изображением зимы? – Справа, вверху.

Какое время года следует за зимой? – Весна. Где расположена картина с изображением весны? – Внизу, справа.

Какое время года изображено на нижней слева картине? – Осень.

Какое время года мы не назвали? – Лето.

Слайд №5

Воспитатель:

Цветы на картине, фрукты и торт.

Картину такую зовем.

(натюрморт)

Жанр живописи – натюрморт. (Повторение хором, следим за звуками «Ж» и «Т» в конце слова).

Задание на внимание и для отдыха глаз:

Ребята, посмотрите внимательно на экран, постарайтесь запомнить все, что на нем изображено. А сейчас закройте глаза, представьте, что вы видели на экране. Не открывая глаз, скажите, где находится натюрморт, на котором изображена рыба?

Ответы детей.

Физ минутка:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть – очень тихо надо сесть.

Дети участвуют в беседе

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель проводит словарную работу

Закрепление знаний времен года и ориентирование на листе

Словарная работа

Основной

Сайд №6

Посмотрите внимательно на экран. В каком жанре выполнена работа? (называем жанр указанной работы: портрет, пейзаж, натюрморт) Жанры те же, но чем отличаются данные работы от картин, которые мы рассматривали раньше.

Ответы детей. Цветом, материалом и т. д.

Воспитатель:

Чем выполнены данные работы? Карандашом. Какие мы видим цвета? Сколько их? Такая техника рисования называется графика, а работа, выполненная в этой технике - рисунок.

Линия, штрих, точка, пятно…

Черный и белый, два цвета всего…

Здесь потрудился у нас карандаш:

натюрморт, портрет и пейзаж…

Это рисунок – простая гравюра у нас.

Рассмотреть на рисунках линии, штрихи, показать пятно.

Техника – Графика; рисунок, простая гравюра (новые слова)

Недавно у вас в гостях побывал большой мастер графики, но рисует он свои рисунки только зимой и не на бумаги. Догадались кто это?

Ответы детей.

Слайд №7

Посмотрите работы этого мастера.

Слайды №8 и 9

На что похожи узоры? (Мнения детей) Красиво? А вы хотите, чтобы ваши окна тоже расцвели такими узорами? Чем рисует свои узоры Дед Мороз? А чем же мы будем рисовать? На столах кроме домиков ничего нет? (Предложения детей)

Я предлагаю вам необычный материал, вы узнаете его, если отгадаете мою загадку:

Я рисую облака,

А внизу течет река.

Коль не хороша картинка,

Я сотру ее (резинкой)

Художники говорят не резинка, а ластик. Посмотрите, как он рисует. Показ рисования ластиком. Хотите разрисовать свои окна?

Давайте приготовим к работе пальцы:

Перед тобой пятерка братьев,

Дома все они без платьев

(Пальцы растопырить и повертеть ладонями)

А на улице зато,

Нужно каждому пальто

(погладить каждый пальчик, как бы одевая перчатку).

Если вы уже готовы, проходите к своим столам. Работать мы сегодня будем стоя, как и Дед Мороз.

Слайд №10

Во время работы звучит композиция П.И. Чайковского «Зимнее утро». По мере выполнения работ, детям предлагается закрепить свой дом на стенде, согласно его номера. Дети, которые закончили работу, исполняют танец-импровизацию «Снежинки».

Словарная работа

Дети отгадываю загадку

Заключительный

Вы хорошо потрудились, у нас появилась новая улица. Посмотрите, какие нарядные окна. Белые наличники. А как разрисованы стекла! Молодцы.

Приложение 4

Данные на контрольном этапе исследования

Данные на контрольном этапе исследования по критерию «Координация»

№ ребенка

Баллы

Описание

3

Движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

2

Движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается

3

Движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе

1

Движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе

3

Движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе

Данные на контрольном этапе исследования по критерию «Гибкость»

№ ребенка

Баллы

Описание

2

Ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

2

Ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

3

Легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения

2

Ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

3

Легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения

1

Не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания

3

Легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения

2

Ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

2

Ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

2

Ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения

Данные на контрольном этапе исследования по критерию «Автоматизированность»

№ ребенка

Баллы

Описание

3

Движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

3

Движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

1

Нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги

2

Движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области