Эссе - «Значение психологических знаний для воспитателя детского сада».
Получение знаний о дошкольной психологии для воспитателя, несомненно, является одной из важнейших задач в системе образования и самообразования. Психологические знания о дошкольниках - это основа, на которой строиться вся система обучения и воспитания детей в ДОУ.
Изучение своих воспитанников с опорой на психологические знаний помогает педагогу лучше ориентироваться в сложностях психологического развития воспитанников, правильно подбирать методики диагностики, коррекции, выбирать траекторию собственного развития как профессионала.
Цель работы – определить значение психологических знаний для воспитателя детского сада
Психологические знания - обязательная составляющая педагогической деятельности. Психологическая подготовка воспитателя включает владение основными умениями, связанными с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса.
Детская психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребёнка, она тесно связана с педагогической психологией и педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией. Предметом детской психологии является изучение условий и движущих причин онтогенеза (индивидуального развития организма) человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), различных видов деятельности (игр, труда, учения), формирования личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей. К числу методов, используемых в детской психологии, относятся: систематическое наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов деятельности (рисования, лепки, конструирования, литературного творчества), а также различные виды эксперимента.
К современному педагогу предъявляются требования, которые содержат необходимость психологических знаний, позволяющих оптимально справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.
В процессе профессиональной деятельности мои теоретические знания приобретают практическую направленность, и наоборот, из задач практической деятельности вырастает потребность в совершенствовании теоретической базы по психологии дошкольника. Например, зная о психологических особенностях поведения ребенка в период прохождения кризиса трех лет, на практике я следую принципу возрастного подхода. А именно, позволяю ребенку проявлять самостоятельность, даю ребенку по возможности самому выполнить какие-то доступные для него действия, при этом придерживаюсь последовательных требований и правил, не смотря на капризы и плач. Иногда же, возникают ситуации, в которых я чувствую себя не совсем компетентной, как например ситуация, когда ребенок демонстрирует симптомы тревоги или страха, совершает навязчивые повторяющиеся движения. В этом случае понимая, что причина заключается в семье, в окружающих ребенка детях, мне необходимо принять ряд мер – поговорить с родителями ребенка, выяснить у самого малыша, почему он так себя ведет. Но чтобы выполнить всю эту работу, мне необходимы психологические знания о детских страхах, что заставляет меня обратиться к трудам психологов, которые занимались подобной проблемой. Изучение литературы дает мне понимание того как важно эмоциональное благополучие в дошкольном возрасте.
Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Знания детской психологии необходимы для современного педагога.
Чем больше я изучаю детскую психологию, чем больше занимаюсь практической деятельностью, тем больше возникает вопросов, ответы на которые приходиться искать у других более опытных специалистов или же находить специальную литературу. Можно сказать, что на данном этапе своей деятельности как педагога я обладаю определенным багажом знаний и опыта, но понимаю, что многое еще мне предстоит узнать и изучить.