Самоанализ воспитателя МБДОУ №56
_Гофман Наталья Сергеевна_____
за 2021-2022 учебный год
Раздел 1. Взаимодействие с детьми
1 | Анализ выполнения программных задач | 1). Использование в работе педтехнологий - здоровьесберегающие технологии; В своей педагогической деятельности обеспечиваю, каждому дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Использую следующие технологии в сооответсвие с особенностями каждого возраста: - подвижные и спортивные игры: подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Как часть физкультурного занятия: на прогулке, групповой комнате – с малой, средней степенью подвижности. -релаксация: Можно использовать спокойную музыку, звуки природы -гимнастика пальчиковая: рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени. -гимнастика для глаз: рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога -гимнастика дыхательная: Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 5-10 мин после дневного сна это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. -гимнастика бодрящая: ежедневно, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по коврикам «здоровья». - технология исследовательской деятельности Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я провожу простые опоты с водой, для этого использую необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, краски и т.д - информационно-коммуникационные технологии; Средства ИКТ используемые мною в детском саду: - Компьютер - Мультимедийный проектор - Принтер - Магнитофон ( колонка) - Фотоаппарат -Видеокамера Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое. - игровая технология В игровой технологии ,я применяю разный игры : - настольные; - тренинговые игры ( снежный ком ); - интеллектуально-познавательные игры: - сюжетные и ролевые игры: - игры-драматизации (театральный игры) - сенсомоторные игры Игровые моменты в нашей группе проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. - дистанционные технологии Сегодня в сетях Интернет можно найти достаточно много интерактивных обучающих сред, интерактивных лабораторий, тестов, электронных учебников, энциклопедий и т. п. Это помогает мне самостоятельно находить и изучать дополнительную информацию. В сети интернет можно выбрать образовательные ресурсы для дошкольников по следующим направлениям: • Конспекты занятий • Методические разработки и дидактические материалы • Учебные программы, вариативные курсы, учебные модули по различным видам деятельности • Презентации и видеоматериалы, вести онлайн - занятия. |
2). Результаты педдиагностики "Социально-коммуникативное развития" В результате работы на протяжении учебного года большинство детей получили навыки по социально - коммуникативному развитию. Дети приветливы к окружающим, проявляют интерес к словам и действиям взрослых, охотно откликаются на просьбу помочь, научить другого, проявляют осторожность при встрече с незнакомыми людьми, животными, ориентируются на известные общепринятые нормы и правила поведения. "Познавательное развитие" Большинство детей справились с поставленными задачами. Они активны в разных видах познавательной деятельности: по собственной инициативе наблюдают, экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют догадку и сообразительность в процессе их решения. "Художественно-эстетическое развитие" Дети имеют предпочтение в выборе музыкального произведения для слушания и пения. Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии формой музыкального произведения. Умеют выполнять танцевальные движения: пружинка, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Могут выполнять движения с предметами.. Стараются узнавать песни по мелодии. В лепке ,рисование изображают предметы путем отчетливых форм, подбора цвета, приклеивания, использования разных материалов. Многие из ребят правильно держат ножницы и умеют резать ими по прямой. Способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляют интерес к конструктивной деятельности. "Речевое развитие" В результате проделанной работы у детей сформировалась умение общаться со взрослыми на разные темы, способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно – ролевой игре. Так е дети научились поддерживать беседу, вести содержательный разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности. У детей расширился круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширились и возможности детей в восприятии художественной литературы. Дети теперь способны эмоционально и целостно воспринимать художественный текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно – следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей. Вывод: Анализ результатов диагностики в конце учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам деятельности . В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах достаточного уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах диагностики. Таким образом, образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уровне. Недопустимый процент (2 %) стоит очень маленький. Эти дети практически не посещали детский сад , в связи с заболеваемостью. Задачи на следующий 2021-2022 учебный год: - продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям; -углубление работы с детьми по образовательной области: развитие речи, физическому развитию -продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. | ||
3).Выявление творчески одаренных детей, их сопровождение в ДОО в соответствии с разработанной программой (планом сопровождения): | ||
4). Содержание работы с детьми. Анализ работы по решению годовых задач ДОУ Для решения задач по развитию связной и диалогической речи дошкольников, использовала методы: - беседа — один из основных методов — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему: - словесные поручения. - речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; - чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов. -сюжетно-ролевые ( " Больница","Парикмахерская", "Полиция") - настольно-печатные - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. - словесные подвижные игры, содержащие диалоги ("Коршун", "Гуси-гуси", "Краски" - игры - инсценировки и игры - драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В течение учебного года ,чтобы повысить интеллектуальную компетентность дошкольников по основам безопасности жизнедеятельности я использовала методы : - комплексные занятия; - беседы; - ознакомление с художественной литературой; - беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам; - развлечения, досуги; - игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые); - экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка; - наблюдения; - эксперименты и опыты; - игровые тренинги; - моделирование заданных ситуаций; Для задачи поспособствовать социально-коммуникативному развитию дошкольников ,в работе был применен личностно-ориентированной подход. Для изучения аспектов личностно-ориентированного воспитания дошкольника, за год работы мною была изучена следующая литература: 1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» 2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» 3. Корчак Януш «Как любить детей» 4. Никитин Б., Никитина Л. «Мы, наши дети и внуки» 5. Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность» В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания: · Детство — полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами; · Ребенок — субъект, выбирающий свою траекторию развития; · Источник развития находится в самом ребенке; · Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу; · Главная ценность - личность и личностное достоинство каждого. За год работы для обеспечения эмоционального благополучия ребенка я организовала: Утренний круг радостных встреч, когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. | ||
5). Предметно - развивающая среда в группе. Предметная среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Развивающая среда создана с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, с учётом основополагающих принципов построения. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию. В группе имеется достаточное количество дидактических, настольных игр и пособий, которые педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. В прихожей оформлены стенды с информацией для родителей, расписанием и режимом дня в ДОУ, фотографиями различных мероприятий, а также рекомендациями для домашнего чтения и разучивания, повторения. В группе имеются центры: - центр активности (сюжетно – ролевые игры); - дидактические игры - литература для свободного чтения - наглядно – дидактические пособия: -центр трудовой деятельности. Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 2-3лет - центр «Экспериментирования». центр оснащен: - природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.); - утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.); - прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.); - дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения). В центрах организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов. - центр конструктивной деятельности. Для напольного конструирования : - крупногабаритные модули; - конструктор «Кроха»; - конструктор «Lego»; - коврик- трансформер; Для настольного конструирования: - конструктор «Lego»; - конструктор липучка; - конструктор «Кирпичики», «Блоки Дьеныша» - мозайка - объемная мозайка; Дидактические игры: - «Найди отличия» - «Домино» - «Пазлы» - «подбери пару» -«сортировка мусора» -«найди лишнюю картинку» -«кто что ест» «дикие и домашнии животные» -центр театрализации. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, теневой театр фигур и масок, куклы большие. Театр (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации). Готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; Уголок ряженья (готовое ряженье); Элементы ряженья, парики и т. д. Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок. -центр «Маленький художник». Предметное наполнение Оборудование: Восковые и акварельные мелки, цветной мел Фломастеры Гуашевые и акварельные краски, пальчиковые краски Кисти Баночки для воды Цветные карандаши Пластилин, доска для лепки Салфетки Палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты, обводки Цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, наклейки, ткани, нитки Ножницы с тупым концом Рулон обоев для коллективного рисования Маленькие доски для рисования мелом Мольберт Уборочный инвентарь Дидактический материал: Раскраски с образцами. Тематические раскраски. Образцы декоративно-прикладного искусства (по программе, иллюстрации и альбомы по данной теме для рассматривания. Репродукции картин, скульптуры малых форм. Схемы последовательного рисования предмета. Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги, глины, и других материалов. Дидактические игры для развития творческих способностей. Интеграция других образовательных областей Чтение художественной литературы: Репродукции художников-иллюстраторов детских книг (Васнецова, Сутеева, Чарушина , Конашевича, Кочергина, Мавриной, Токмаковой, Чарушиных, Юфы – средний возраст) -центр «Весёлые нотки». поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки, балалайки, ксилофон), тематические альбомы с картинками, (иллюстрированные энциклопедии). В дальнейшем, в группе будет пополняться предметно - развивающая среда для самовыражения и саморазвития, как для мальчиков, так и для девочек . | ||
Раздел 2. Сотрудничество с родителями | ||
1 | Уровень удовлет-воренности роди-телей обучающих-ся качеством обра-зовательной услуг | С целью изучения семьи для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста мною был подготовлен материал в родительский уголок. Это папки передвижки, информационные листы, памятки, проводились родительские собрания ,спортивные развлечения, дистанционные мастер-классы. Утренники " Папа Мой Герой","8 марта" ,"День Осени", " Здравствуй ,дедушка Мороз" "День Матери" - встреча с мамами и бабушками была организованно в форме круглого стола. Родители с детьми приняли активное участие в мастер - классе. Обсуждали и делились своим опытом по данной теме, впечатлениями из своего детства. Благодаря возможностям интернета, ведется группа в социальных сетях, Wahtsap. Родителям дается огромная возможность задать вопросы лично или обсуждениях. Активное участие принимают семьи воспитанников в выставках и конкурсах проводимых в ДОУ. Яркими креативными работами радуют семьи Шацкого Тимофея, Исуповой Софии. Проанализировав свою работу по взаимодействию с родительской общественностью, пришла к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Я не остановлюсь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. |
Раздел 3. Самообразование педагога, участие в методической работе ДОО, города, региона | ||
1 | Участие в иннова-ционной деятельности: | |
2 | Наличие професси-онального сайта, YouTubeканала, странички в педа-гогических интер-нет-сообществах: | Инстограм: Neposeda2018.56 |
3 | Участие в профессиональных конкурсах | время знаний порад талантов |
4 | Печать в СМИ | Публикации на сайтах edu-time.ru |
Общий вывод | ||
1 | В течение года возникли проблемы в работе | Определение «проблемного поля» по трем направлениям деятельности (дети, родители, самообразование): Родители: Не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. |
2 | Перспектива про-фессионального роста и пути реше-ния «проблемных полей» | В начале учебного года я взяла тему по самообразованию « Развитее режи детей 1-3 лет через сенсомоторные игры» На основе темы я сформулировала следующие задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: • Формировать у детей восприятие самого себя, взоимодействия маленького ребенка с миро в целом. • Формировать моторную ловкость,сенсорнуюю координацию,чувство равновесия; РАЗВИВАЮЩИЕ: - Развивать звуковую культуру речи -формировать грамотический строй речи -развитие деологической речи ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ: - рифмировать текст или песенкиоторая создает целостный образ и эмоциональный фон; -рифмические движение ,в которых присудствует чередование контрасов; « быстро медлено, высоко-низко, далеко –близко,крепко-нежно, и т.д» -повторы, предпологающие различные качества и вариации движений Для достижения поставленных перед мной задач я использовала такие формы организации обучения как «сенсорные игры» , «пано с липучками, застежками, шнуровкой, пуговками», «тактильные книги» « игры с писком». Сенсорно-двигательные игры « наши ручки в пляс пустились» « большие маленькие ножки» «зарядка» Сенсоморорные игры «сложи по нужным баночкам» «собери бусы» «художник» « сороконожка». К концу года у детей усовершенствовалась координащия рук,гибкость и точность в выполнении действий . Пополнилии активный словарь. Усовершенствовали реч. Увеличили уровень развития мелкой морорики рук и пальцев. С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, я наметила следующие задачи на 2021- 2022 год: 1. Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям. 2. Продолжить работу с детьми с использованием сенсорного опыта взоимосвязи. 3. Продолжить совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС. Пополнить дидактический и раздаточный материал для развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры для детей раннего возраста. 4. Повысить уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации. 5. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. 6. По итогам учебного года , считаю актуальность использования сенсомоторные игры –в образовательном процессе с дошкольниками. Сенсомоторные игры имеют большой спектр развивающих возможностей. Стимулируя моторику рук и мелкую моторику палец мы активизируем тем самым соответствующие отделы мозга отвечающие за речь. В целом, я считаю свою работу плодотворной и соответствующей всем требованиям. |