Помощь тревожному ребенку в семье и школе.
В наше стремительно меняющееся время значительно увеличивается число тревожных детей, это дети с повышенным беспокойством за свою семью, родителей (отца принимающего участие в СВО), неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому как никогда становиться актуальна психологическая помощь обучающимся, которые оказались в ситуации тревоги за своих близких и родных.
Тем не менее, определенный уровень тревожности - естественная и обязательная личностная особенность.
У каждого ребенка существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности, который называют - полезная тревожность. Повышенная тревожность, особенно которая, возникает из-за боязни за своих близких, родителей, может отрицательно повлиять на здоровье, поведение и продуктивность деятельности ребенка оказавшегося в подобной ситуации. Высокий уровень тревожности может неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности, поэтому ребенок и семья в целом нуждается в квалифицированном психологическом сопровождении данного вопроса.
В отечественной и зарубежной психологии огромное количество литературы посвящено изучению детской тревожности. Глобальный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые как Г.Г. Аракелов, Л.С. Выготский, Ю.А. Зайцев, С.О. Кьеркегор, Дж. Локк, А.М. Прихожан, Б. Спиноза, З. Фрейд.
Тревожность принято различать как:
- эмоциональное состояние личности (ситуативная тревожность);
- устойчивая черта, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревожность).
А.М. Прихожан дает определение: "...Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности...." [цит. по 46, с.3], т. е. эмоциональное состояние человека в текущий момент времени (ситуативная тревожность).
А.В. Петровский рассматривает «тревожность» как и свойство личности постоянно проявлять данное состояние (личностная тревожность), и дает следующее определение «тревожности» как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Н.Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [31, с. 46].
Г.Г. Аракелов в своих работах говорит о многозначности психологического термина «тревожность», который можно рассматривать и как определенное состояние человека в ограниченный временем момент, и как устойчивое свойство любого индивида. Автор определяет тревожность – как личностную черту, которая связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, сопровождающаяся повышенным чувством эмоционального возбуждения и тревожных эмоций.
В.С. Мерлин, определяет тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психо – динамическое свойство личности [18, с.35]. В психологическом словаре тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; тревожность очень часто повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые переживают последствия психических травм, так же, у людей с отклоняющимся поведением. В общем, тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности [цит. по 5, с.37].
Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску.
Тревожность это: - психологическое явление; - индивидуальная психологическая особенность личности; - склонность человека к переживанию тревоги; .
- состояние повышенного беспокойства [45, с.127].
Важнейшее качество, которое определяет тревожность как конструктивную — это умение преодолеть тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки. Она выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Для плодотворной работы, для гармоничной полноценной жизни конструктивный уровень тревожности должен быть у человека. Этот уровень ситуативной тревожности не изматывает человека, а наоборот создает тонус его деятельности, что не парализует личность, а мобилизует ее на преодоление всевозможных препятствий и решение разных задач. Поэтому именно конструктивная тревожность выполняет адаптивную функцию жизнедеятельности организма [46, с.11].
Поэтому в данной статье мы подобрали рекомендации для отдельных категорий взрослых, которые столкнулись с ситуацией оказания помощи ребенку, переживающему повышенную тревожность за своих близких и родных.
Помощь тревожному ребенку в семье
1.Если ваш ребенок имеет конкретные темы для тревог, первая задача для родителей - понять и принять тревогу и страхи ребенка, он имеет на них полное право.
2. Если в семье ожидаются какие-либо перемены, важно готовить ребенка к переменам заранее. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ожидает.
3. Помочь тревожащемуся ребенку — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить, о том, что происходит в данный момент с близким и родным человеком, сами начните этот разговор с ребенком. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Важно делать вместе с ребенком, но не вместо него.
4. Если тревога и страхи ребенка настолько сильны, что нарушают его деятельность например, если ребенок боится один оставаться дома, появилось множество необоснованных страхов – необходимы консультация и, возможно, коррекционная работа психолога или психотерапевта с ребенком и членами семьи.
Помощь тревожному ребенку в семье
В первые дни нужно взять все заботы о ребенке на себя – близкие взрослые.
Завернуть в плед, напоить теплым, подержать за руку, просто посидеть рядом.
Если ребенок о чем-то просит - не отказывать.
Если плачет, не останавливать, не отвлекать, не просить успокоиться. Если не плачет, то тоже не нужно просить «ну поплачь, нельзя же так». Важно, чтобы у ребенка не было запрета внутри на сильные эмоции, на слезы, особенно у мальчиков. Для этого можно поддержать ребенка, сказав, что плакать – это совершенно естественно и нормально.
Нужно транслировать, что то, что с ним случилось не смертельно, это можно пережить, он не один, вокруг него есть близкие люди, на которых он может в любой момент опереться. Но сообщать это невербально, просто чувствовать так внутри себя. Дети это хорошо считывают.
Не делать из ребенка жертву. Основной посыл должен быть таким: да, то что, случилось очень тяжело и больно, но ты способен выжить, а я буду рядом и помогу тебе.
Взрослому самому нужно уметь позаботиться о себе в первую очередь т.к. на него ложится серьезная нагрузка, прежде всего - эмоциональная. Ведь от устойчивости взрослого зависит ребенок, который менее устойчив и психически гораздо более незрел, чем вы.
Ресурсы - это то, что может поддерживать ребенка, в моменты, когда он охвачен переживаниями. Можно составить список, куда записать буквально все, даже если это на первый взгляд видится мелочью: любимые блюда, фильмы, прогулки в парке, общение с животными, игры и т.д.
Телесные практики. Это может быть спорт, йога, массаж, танцы и любой другой вид телесной активности. Когда работает тело, психика получает передышку, которая сейчас ей так необходима. Именно поэтому тело важно включать любыми способами.
Важно всячески поддерживать любую игровую деятельность ребенка. В игре у него есть возможность прожить то, что пока не получается выразить словами. Пусть у ребенка будут в свободном доступе краски, пластилин или любой другой материал для творчества.
В первое время, ребенку обычно не требуется психолог, ему гораздо важнее быть со своими близкими и получать заботу и поддержку от них.
Помощь тревожному ребенку в школе.
Терпеливо относитесь к изменяющемуся настроению ребенка: агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность, уход в себя.
Поддержите в ребенке желание поговорить о сложившейся ситуации. Найдите время внимательно выслушать и поддержать ребенка.
Поддержать ребенка, сказав, что плакать – это совершенно естественно и нормально.
Транслировать ребенку, что он не один, вокруг него есть взрослые люди, одноклассники, на которых он может в любой момент опереться.
Самопомощь
Необходимо делиться своими переживаниями.
Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
Стараться высыпаться и правильно питаться.
Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).
Не боятся плакать.
Развивать навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятию напряжения.
Использовать психологические упражнения, которые позволят снизить уровень тревожности. Приведем некоторые из них. Выполнять их можно стоя или сидя, как дома, так и в школе. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.
Позитивные мысли.
Используя список ниже, определи и запиши 8 позитивных мыслей, которые тебе больше всего понравились. Когда тебе необходимо успокоится или нужна дополнительная поддержка, проговаривай эти позитивные мысли у себя в голове.
1. Все будет хорошо. 2. Я верю в себя. 3. Я на многое способен. 4. Я горжусь собой. 5. Я имею значение. 6. Сегодня будет отличный день. 7. С каждый вдохом, я чувствую себя сильнее 8. Сегодня, я начну новую главу в своей жизни. 9. Сегодня будет мой день. 10. Совершить ошибку – это нормально. 11. Я сильный и решительный. 12. Я контролирую свои эмоции. 13. Я работаю над собой. 14. Я могу изменить мир. 15. Я становлюсь лучшей версией себя. | 16. Я верю в свои цели и мечты. 17. Если я упаду, я снова встану. 18. У всех моих проблем есть решения. 19. В следующий раз у меня получится лучше. 20. Мои ошибки помогают мне учиться и расти. 21. Я чувствую себя уверенно. 22. Я в безопасности. 23. Мне все по плечу. 24. Я принимаю себя таким, какой я есть. 25. Я строю свое будущее. 26. Все возможно. 27. Как мне бы тяжело ни было, я справлюсь. 28. Мои возможности безграничны. 29. Сегодня я разберусь со своими страхами. 30. У меня есть люди, которые любят и поддерживают меня. |