Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Помощь тревожному ребенку в семье.

Оказание психологической помощи тревожному ребенку в семье и школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Помощь тревожному ребенку в семье и школе.

В наше стремительно меняющееся время значительно увеличивается число тревожных детей, это дети с повышенным беспокойством за свою семью, родителей (отца принимающего участие в СВО), неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому как никогда становиться актуальна психологическая помощь обучающимся, которые оказались в ситуации тревоги за своих близких и родных.

Тем не менее, определенный уровень тревожности - естественная и обязательная личностная особенность.

У каждого ребенка существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности, который называют - полезная тревожность. Повышенная тревожность, особенно которая, возникает из-за боязни за своих близких, родителей, может отрицательно повлиять на здоровье, поведение и продуктивность деятельности ребенка оказавшегося в подобной ситуации. Высокий уровень тревожности может неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности, поэтому ребенок и семья в целом нуждается в квалифицированном психологическом сопровождении данного вопроса.

В отечественной и зарубежной психологии огромное количество литературы посвящено изучению детской тревожности. Глобальный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые как Г.Г. Аракелов, Л.С. Выготский, Ю.А. Зайцев, С.О. Кьеркегор, Дж. Локк, А.М. Прихожан, Б. Спиноза, З. Фрейд.

Тревожность принято различать как:

- эмоциональное состояние личности (ситуативная тревожность);

- устойчивая черта, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (личностная тревожность).

А.М. Прихожан дает определение: "...Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности...." [цит. по 46, с.3], т. е. эмоциональное состояние человека в текущий момент времени (ситуативная тревожность).

А.В. Петровский рассматривает «тревожность» как и свойство личности постоянно проявлять данное состояние (личностная тревожность), и дает следующее определение «тревожности» как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Н.Д. Левитов рассматривает тревожность как психическое состояние, выражающееся в состоянии опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными неприятностями [31, с. 46].

Г.Г. Аракелов в своих работах говорит о многозначности психологического термина «тревожность», который можно рассматривать и как определенное состояние человека в ограниченный временем момент, и как устойчивое свойство любого индивида. Автор определяет тревожность – как личностную черту, которая связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, сопровождающаяся повышенным чувством эмоционального возбуждения и тревожных эмоций.

В.С. Мерлин, определяет тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психо – динамическое свойство личности [18, с.35]. В психологическом словаре тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; тревожность очень часто повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые переживают последствия психических травм, так же, у людей с отклоняющимся поведением. В общем, тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности [цит. по 5, с.37].

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску.

Тревожность это: - психологическое явление; - индивидуальная психологическая особенность личности; - склонность человека к переживанию тревоги; .

- состояние повышенного беспокойства [45, с.127].

Важнейшее качество, которое определяет тревожность как конструктивную — это умение преодолеть тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки. Она выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, который помогает человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Для плодотворной работы, для гармоничной полноценной жизни конструктивный уровень тревожности должен быть у человека. Этот уровень ситуативной тревожности не изматывает человека, а наоборот создает тонус его деятельности, что не парализует личность, а мобилизует ее на преодоление всевозможных препятствий и решение разных задач. Поэтому именно конструктивная тревожность выполняет адаптивную функцию жизнедеятельности организма [46, с.11].

Поэтому в данной статье мы подобрали рекомендации для отдельных категорий взрослых, которые столкнулись с ситуацией оказания помощи ребенку, переживающему повышенную тревожность за своих близких и родных.

Помощь тревожному ребенку в семье

1.Если ваш ребенок имеет конкретные темы для тревог, первая задача для родителей - понять и принять тревогу и страхи ребенка, он имеет на них полное право.

2. Если в семье ожидаются какие-либо перемены, важно готовить ребенка к переменам заранее. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ожидает.

3. Помочь тревожащемуся ребенку — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить, о том, что происходит в данный момент с близким и родным человеком, сами начните этот разговор с ребенком. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.  Важно делать вместе с ребенком, но не вместо него.

4. Если тревога и страхи ребенка настолько сильны, что нарушают его деятельность например, если ребенок боится один оставаться дома, появилось множество необоснованных страхов – необходимы консультация и, возможно, коррекционная работа психолога или психотерапевта с ребенком и членами семьи.

Помощь тревожному ребенку в семье

В первые дни нужно взять все заботы о ребенке на себя – близкие взрослые.

Завернуть в плед, напоить теплым, подержать за руку, просто посидеть рядом.

Если ребенок о чем-то просит - не отказывать.

Если плачет, не останавливать, не отвлекать, не просить успокоиться. Если не плачет, то тоже не нужно просить «ну поплачь, нельзя же так». Важно, чтобы у ребенка не было запрета внутри на сильные эмоции, на слезы, особенно у мальчиков. Для этого можно поддержать ребенка, сказав, что плакать – это совершенно естественно и нормально.

Нужно транслировать, что то, что с ним случилось не смертельно, это можно пережить, он не один, вокруг него есть близкие люди, на которых он может в любой момент опереться. Но сообщать это невербально, просто чувствовать так внутри себя. Дети это хорошо считывают.

Не делать из ребенка жертву. Основной посыл должен быть таким: да, то что, случилось очень тяжело и больно, но ты способен выжить, а я буду рядом и помогу тебе.

Взрослому самому нужно уметь позаботиться о себе в первую очередь т.к. на него ложится серьезная нагрузка, прежде всего - эмоциональная. Ведь от устойчивости взрослого зависит ребенок, который менее устойчив и психически гораздо более незрел, чем вы.

Ресурсы - это то, что может поддерживать ребенка, в моменты, когда он охвачен переживаниями. Можно составить список, куда записать буквально все, даже если это на первый взгляд видится мелочью: любимые блюда, фильмы, прогулки в парке, общение с животными, игры и т.д.

Телесные практики. Это может быть спорт, йога, массаж, танцы и любой другой вид телесной активности. Когда работает тело, психика получает передышку, которая сейчас ей так необходима. Именно поэтому тело важно включать любыми способами.

Важно всячески поддерживать любую игровую деятельность ребенка. В игре у него есть возможность прожить то, что пока не получается выразить словами. Пусть у ребенка будут в свободном доступе краски, пластилин или любой другой материал для творчества.

В первое время, ребенку обычно не требуется психолог, ему гораздо важнее быть со своими близкими и получать заботу и поддержку от них.

Помощь тревожному ребенку в школе.

Терпеливо относитесь к изменяющемуся настроению ребенка: агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность, уход в себя.

Поддержите в ребенке желание поговорить о сложившейся ситуации. Найдите время внимательно выслушать и поддержать ребенка.

Поддержать ребенка, сказав, что плакать – это совершенно естественно и нормально.

Транслировать ребенку, что он не один, вокруг него есть взрослые люди, одноклассники, на которых он может в любой момент опереться.

Самопомощь

Необходимо делиться своими переживаниями.

Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.

Стараться высыпаться и правильно питаться.

Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)

Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания (новости, комплименты, хорошие дела).

Не боятся плакать.

Развивать навыки саморегуляции (самовнушение) с целью снятию напряжения.

Использовать психологические упражнения, которые позволят снизить уровень тревожности. Приведем некоторые из них. Выполнять их можно стоя или сидя, как дома, так и в школе. При кажущейся простоте они дают хорошие результаты.

Позитивные мысли.

Используя список ниже, определи и запиши 8 позитивных мыслей, которые тебе больше всего понравились. Когда тебе необходимо успокоится или нужна дополнительная поддержка, проговаривай эти позитивные мысли у себя в голове.

1. Все будет хорошо.

2. Я верю в себя.

3. Я на многое способен.

4. Я горжусь собой.

5. Я имею значение.

6. Сегодня будет отличный день.

7. С каждый вдохом, я чувствую себя сильнее

8. Сегодня, я начну новую главу в своей жизни.

9. Сегодня будет мой день.

10. Совершить ошибку – это нормально.

11. Я сильный и решительный.

12. Я контролирую свои эмоции.

13. Я работаю над собой.

14. Я могу изменить мир.

15. Я становлюсь лучшей версией себя.

16. Я верю в свои цели и мечты.

17. Если я упаду, я снова встану.

18. У всех моих проблем есть решения.

19. В следующий раз у меня получится лучше.

20. Мои ошибки помогают мне учиться и расти.

21. Я чувствую себя уверенно.

22. Я в безопасности.

23. Мне все по плечу.

24. Я принимаю себя таким, какой я есть.

25. Я строю свое будущее.

26. Все возможно.

27. Как мне бы тяжело ни было, я справлюсь.

28. Мои возможности безграничны.

29. Сегодня я разберусь со своими страхами.

30. У меня есть люди, которые любят и поддерживают меня.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области