Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка сценария экологической игры-квеста «Волшебный чемоданчик»

Цель посредством игровой и создания условий предметно-манипулятивной деятельности формировать экологические знания у детей, направленные на достижение поставленной цели. Задачи развивать познавательно-исследовательское воображение, смекалку и умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях - развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам - способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности - доставлять детям радость от участия в общей игре воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в окружающей среде, развивать чувство ответственности за сохранение красоты и богатства родной природы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Сценарий

экологической игры-квеста: «Волшебный чемоданчик»

Автор: Куча Светлана Владимировна,

методист Центра корпоративного обучения

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

Санкт-Петербург,

2022

Пояснительная записка.

В условиях современной жизни использование новых игровых технологий в учебно-воспитательном процессе очень актуально и это связано с тем, что нынешние дети продуктивнее усваивают знания в процессе самостоятельного поиска, изучения и систематизации новой информации. Одним из способов решения данных задач является применение так называемой «квест-игры», которой можно охватывать отдельную проблему, модуль или тему ДООП, а также реализовать межпредметные связи.

Подобные интерактивные технологии, в силу своей конструктивности, доступности и относительной простоты в применении, могут стать эффективным инструментом в профилактической работе по формированию ответственности и предупреждению различных правонарушений среди обучающихся. Использование жанра, знакомого и популярного среди детей в виртуальном мире, позволяет приобрести массу положительных эмоций и повысить мотивацию к развитию познавательной деятельности, а также способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия личностного потенциала.

Актуальность этой формы игры сегодня осознаётся всеми. Стандарты нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий продуктивного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Но прежде всего, методика квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Адресовано педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, воспитателям.

Цель: посредством игровой и создания условий предметно-манипулятивной деятельности  формировать экологические знания у детей, направленные на достижение поставленной цели.

Задачи: развивать познавательно-исследовательское воображение, смекалку и умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- развивать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать помощь природным объектам;

- способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;

- доставлять детям радость от участия в общей игре; воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в окружающей среде, развивать чувство ответственности за сохранение красоты и богатства родной природы.

Материал: большой конверт «Лесная Почта», бутафорный сундучок или чемоданчик, названия полян - станций: «Лесная песенка», «Птичий хор», «Дедушка пенек», «Лесной театр», «Чистый ручей», заранее приготовленные конверты с заданиями, тексты детских песенок, аудиозапись голосов птиц, игрушечные насекомые (картинки насекомых), картинки птиц, сюжетные картинки (медведь, лиса, заяц, волк, белка, лягушка, дятел, сова), сокращенный текст сказки «Теремок», карта-маршрут, любая красочная книга о природе или энциклопедия по экологии, игрушечная сова или картинка совы, открытка.

Время: 60мин.

Ход игры:

Дети с координатором (дальше - фея Флора), при наличии двух групп детей - добавляется еще один координатор – фея Фауна, ещё больше – другие известные сказочные персонажи, выходят на улицу.

Фея Флора: Здравствуйте ребята, меня зовут фея Флора и я хочу вас пригласить в интересное путешествие по моим владениям.

(На улице ведущие обращают внимание на большой конверт с надписью «Лесная почта», который находится на елке или на каком-то видном месте возле здания клуба).

- Что это, посмотрите здесь какое-то письмо. Как вы думаете - для кого оно?

- Давайте снимем и посмотрим кто этот счастливчик?

(Снимают конверт).

- Это какое-то необычное письмо и штамп «Лесная почта» меня настораживает! Как бы чего не случилось. Кто-то из вас уже умеет читать?

(Если у детей не получается, Фея предлагает им свою помощь. Открывают и читают текст):

Дорогие ребята! Пишет вам очень старая, но мудрая сова. Я живу в дремучем лесу и узнала, что вы очень хорошие ребята, любите природу, много знаете о ней, поэтому я решила отправить вам посылку-чемоданчик (сундучок). Чемоданчик вам должны доставить в……. (число и день проведения).

Фея: Ребята, как же нам с вами повезло, такое замечательное известие получили. Будем ждать посылку! Постойте, а какой сегодня день недели, а число?

(Дети отвечают).

Фея: (называет число и день) Посылка должна прийти сегодня. Давайте посмотрим, нет ли где-нибудь чемоданчика или сундучка?

(Дети вместе с феей ищут и ничего не находят. Тем временем появляется возмущенная Баба Яга (злая волшебница), жительница сказочного леса).

Б.Яга: Это кто тут посмел нарушить мои пределы. Мой лес! Что хочу, то и ворочу (по-хамски выступает перед ребятами).

- А чего вы сюда пришли, лес я заколдовала и вообще всю природу переделаю и точка. Ух, как же мне надоели эти цветочки, бабочки, зверюшки и букашки. Пусть в лесу трава засохнет, цветы и деревья зачахнут. Птицы перестанут петь свои песни. А звери, лесные жители, впадут в спячку.

- А еще я обманула мудрую сову, старую тетерю (насмехается) и спрятала ваш чемоданчик. Вот так! Ишь, чего захотели, я тоже подарочки люблю, а особенно мороженое, ням-ням…, может там много мороженого, и что я его вам просто так отдам? Нетушки мои сладенькие!

Фея: Как же так? Ребята, разве мы можем допустить, гибель нашего леса, надо срочно что-то предпринять? Что же нам делать?

(Фея слушает версии детей, а Баба Яга внимательно наблюдает и соглашается на компромисс).

Б.Яга: Я вот тут чего подумала: мороженое или конфеты могут растаять, лето в разгаре. Ну что ж, я согласна расколдовать лес и подсказать, где спрятан чемоданчик. Для этого вам надо преодолеть некоторые препятствия и выполнить много непростых заданий на лесных полянах.

- А будете послушными, я вам помогу добраться до нужных мест и дам карту-подсказку с маршрутом.

- Если вы правильно выполните все задания, то сможете спасти лесных обитателей и узнать, где спрятан этот загадочный чемоданчик.

- Забирайте поскорее, пока я добрая, а то - могу и передумать.

(Баба Яга отдает детям карту с обозначенным маршрутом. Дети вместе с Феей рассматривают карту и решают куда им идти).

Первое задание на поляне «Лесная песенка».

Фея: Ребята, посмотрите, это же наша поляна «Лесная песенка». Пошлите скорее туда.

(На поляне лежит конверт с заданием. Фея предлагает прочитать сначала детям, а если у детей не получается - читает сама).

Фея: Итак, посмотрим, что же приготовила нам эта коварная старушенция! (Открывает задание).

«Дорогие ребята вам нужно по очереди спеть по строчке из песен, в которых упоминаются деревья, цветы, травы и все лесные обитатели. Как только, закончатся песни, отправляйтесь дальше в путь. Спасибо вам за помощь!»

(К заданию прилагается подсказка - нарезка отрывков текстов детских песенок или музыкальная нарезка фрагментов минусовых фонограмм тех же песен).

Фея: Какие вы молодцы, посмотрите вокруг, даже солнышко нам улыбается ярче, а деревья дарят приятный попутный ветерок к следующему заданию. Скорее, они ждут нашей помощи! А ну-ка посмотрим нашу карту. Нам надо найти интересное место – это полянка «Птичий хор».

(Находят место, где к чему-либо прикреплены изображения птиц (кукушка, дятел, сова, соловей, сорока, ворона и т.д.), а также задание. Фея или дети читают его).

Фея: Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте узнать всех исполнителей которые здесь живут.

(Дети слушают записи пения птиц, и по голосам стараются определить название птиц.)

Фея: Ребята, а теперь прислушайтесь к лесу, лесные птички сейчас поют тихонько, потому что у них появились маленькие птенчики. Птицы - мамы и папы сейчас очень заняты, каждую минутку они заботятся о малышах, добывая полезный корм. Пускай растут и поют нам в радость, а мы двигаемся дальше. Давайте посмотрим - куда же нам идти. Нам нужна поляна «Дедушка пенёк».

Неожиданно из-за пенька появляется баба Яга.

Б.Яга: Приветики, а может уже и бабушка пенек. Что-то у вас все ладненько, и все вы такие умненькие. Вот возьму и проверю, как вы справляетесь с заданием. Конвертик-то у меня.

- И вообще, что полезного в этом старом пне, а! Не слышу?

(Открывает конверт и читает задание.)

«В этом удивительном пне спрятались насекомые. Вы узнаете какие, если правильно разгадаете загадки. А заодно попробуйте их найти внутри пня».

Б.Яга: Да, никогда вы их не отгадаете, ишь вундеркинды!

- Первая загадка:

Прыгает пружинка-
Зелененькая спинка.
Сверху на серединку,
С травинки на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

Домовитая хозяйка
Летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)

Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет
по моей ладошке? (Божья коровка)

На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравей)

(Фея хвалит детей за правильные ответы, а баба Яга усложняет задание, предлагая еще быстрее ответить на вопросы).

Б.Яга: Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

(Прячутся под землю и кору деревьев).

Перечислите хвойные деревья.

(Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку?

(Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску.

(Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов?

(Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»?

(Дятла)

– Без чего не сможет расти растение?

(Свет, вода, тепло)

Б.Яга: И где вы такие умные росли? В лесу, что ли? Утомили вы меня.

Фея: Ну что ж ребята, нам пора идти дальше, ведь нас ждет чемоданчик. Может от него зависит жизнь всего леса, вперед на задание!

- Посмотрите по карте, мы должны найти поляну «Лесной театр».

Фея: Наконец- то мы на месте, а вот и задание.

«Каждый участник команды поочередно должен выбрать сюжетные картинки с изображением различных животных, а потом изобразить (показать) их другому участнику без слов, а те должны догадаться о ком идет речь: (медведь, лиса, заяц, волк, белка, лягушка, дятел, сова)» Приступаем к выполнению задания.

(Задание можно дополнить быстрой постановкой сказки «Теремок», где дети без слов изображают персонажей сказки, а Фея читает слова автора).

Фея: Умницы! Нам пора двигаться дальше. Ой, ребята, это же поляна «Чистый ручей». Пойдемте скорее туда.

Фея: Ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем нашей природе. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.

Б.Яга: И зачем здесь убирать, мне и так хорошо, а красиво-то как, цветочки не растут, птички не поют, везде мусор разноцветный и пакетики, вместо бабочек летают. Меня все устраивает, а если вас нет, то даю вам 1 минуту на уборку полянки.

- Но помните, мусор нужно сортировать, правда я не знаю куда какой.

Фея: Конечно, справимся, вперед ребята!

Б.Яга: Время пошло!

(На полянке разбрасывают много разной бумаги и пластиковых бутылок. За определенное время команда собирает и сортирует мусор по специальным пакетам. Фея объясняет, для чего нужна сортировка. На полянке среди бумажного мусора дети находят посылку- чемоданчик).

Фея: Ребята, природа и вся наша планета говорит вам «Спасибо!». Благодаря нашим стараниям мы спасли лес и его обитателей и наконец-то нашли чемоданчик, который нам прислала мудрая сова.

- А что в нём - сейчас увидим!

Б.Яга: Я тоже имею право знать! Он был на моей полянке, просто я хотела его передать вам поскорее, но почему-то он потерялся в этом мусоре.

(Дети с Феей открывают чемоданчик. Там их ждет игрушечная сова, открытка с благодарностью, любая красочная книга о природе или энциклопедия по экологии, а также , по желанию, сладкие подарки - конфеты.)

Фея: (читает открытку) Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес и всю природу от бабы Яги, а еще я узнала, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь. В моем чемоданчике – подарки для вас!

Фея:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету,
Ведь другой, похожей нету!

Список литературы

1 .Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание школьников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию школьников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. 3. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

4. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

5. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

6. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

7. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

8. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание школьников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области