Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 13 « Звездочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Повышение профессиональной компетентности

педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ

Подготовила:

Педагог-психолог

Шабарчина А.И.

БИРСК 2022г.

Повышение профессиональной компетентности педагогов

по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. Раньше детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посещали специализированные дошкольные учреждения и группы, в настоящее время они активно включаются в коллектив здоровых детей. Если получив на свое попечение «особого» ребенка мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то есть, нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить равные права, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, подход к процессу обучения и воспитания предполагает не искусственное включение детей с особыми образовательными потребностями в уже сложившуюся систему, а требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Т.е., педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен обладать более высоким уровнем профессиональной компетентности, необходимым условием повышения качества педагогического процесса, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Осуществление целостного педагогического процесса.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

Педагоги нашего ДОУ получают теоретические и практические знания на курсах повышения квалификации и переподготовки, активно участвуют в мероприятиях по обмену опытом на разных уровнях.

Создание развивающей среды.

 Предметно-развивающая среда для каждой категории детей с ОВЗ имеет свои особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу при оборудовании группы.

Например, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1) Планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (на лестницах, в туалете - наличие поручней, сидение за столом, прогулки, двигательные занятия - организация помощи детям при передвижении);

2) Планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.

3) Создание специального пространства:

4) Зонирование пространства группы на зоны игры, для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов.

Для детей с нарушениями когнитивной сферы – одной из особенностей предметно-развивающей среды является наличие достаточного ассортимента игрушек, красочных, простых и, одновременно, выразительной формы, обеспечивающий возможность участия в игре всех детей.

Для детей с речевыми нарушениями – наличие разнообразного картинного материала, серии картин, альбомов с иллюстрациями, репродукциями, наборы открыток и т.д. Наличие различных видов театров.

Обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

 Забота о защите жизни и здоровья детей ложится на плечи педагогов с того момента, как ребенок переступает порог детского сада. Каждого вновь поступившего на работу в ДОУ педагога знакомят с должностной инструкцией, которой должно руководствоваться   на протяжении всего рабочего времени. Компетентный в этом отношении педагог работает без травм на протяжении многих лет.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

2. Учебно – методическая деятельность воспитателя в группе с детьми ОВЗ предполагает следующие критерии компетентности:

1) Планирование воспитательно-образовательной работы;

2) Проектирование и корректировка педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ, и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком с ОВЗ. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

3. Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

1.Консультативная помощь родителям;

2.Создание условий для социализации детей;

3.Защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

1) Работа с родителями одно из сложнейших направлений в работе педагогов. Консультативная помощь родителям оказывается с момента поступления ребенка с ОВЗ в наш детский сад. Не секрет, что родители (законные представители) «особого» ребенка остро нуждаются в квалифицированной помощи. Активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей приносит свои, положительные результаты. Консультации, мастер – классы учителей – логопедов, учителей – дефектологов, воспитателей. Дни открытых дверей, совместные с родителями физкультурные и музыкальные развлечения и праздники. Родительские собрания, «круглые столы», посещения семей на дому - мы используем традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и не традиционные, дающие положительный результат. Участвуя в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе, родители постепенно становятся активными, отношения в семьях более спокойными.

2) Педагоги должны уметь организовать такие условия, при которых ребенок с особенными возможностями здоровья будет вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. В практике нашего детского сада активно применяются совместные мероприятия коррекционных групп и групп общей направленности. Это проведение совместных прогулок и досугов. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с особенностями развития преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

3) По поводу защиты интересов и прав. Некоторые родители, их единицы, не до конца понимают, для чего государство оказывает им материальную поддержку, используют средства не для лечения и приобретения лекарственных препаратов для ребенка. Профессиональная компетентность педагога заключается в выявлении таких семей и проведении разъяснительной работы.

Заключение.

Таким образом, наличие в группах массового дошкольного учреждения ребенка с особенностями развития требует особого внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, без этого не обойтись в современных условиях работы с детьми с ОВЗ, которые вливаются в детский коллектив и требуют мобилизации у нас, педагогов всех этих качеств.

Список используемой литературы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области