Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Песенно-музыкальные традиции Смоленской области

Многообразие жанров и форм фольклора Смоленщины свидетельствует о неисчерпаемом творческом потенциале. Различные местные традиции обладают неповторимым своеобразием диалектного воплощения общих закономерностей системы фольклора. Можно различить не только стилевые черты традиций крупных всего региона, но и локальные особенности каждого района, а нередко — и каждого села. Уникальный колорит возникает благодаря особенному таланту народных исполнителей вносить в песню, наигрыш, пляску что-то свое, не нарушая при этом ее общего строя. Только при бережном отношении к подлинным явлениям фольклора возможно сегодня их сохранение. Передать все богатство нашего наследия новым поколениям — значит обеспечить продолжение традиций в будущих веках.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Федотова Т.А.

Песенно-музыкальные традиции Смоленской области

Смоленская область навсегда вошла в историю музыки как родина великого композитора, основоположника русского классического музыкального письма, М.И. Глинки. Именно здесь он познал красоту народного пения, его разнообразие, его неотъемлемость от всех событий жизни простого народа.

Смоленску досталась нелегкая судьба, полная трагических страниц, судьбоносных решений. Но, не смотря на множество исторических потрясений, смоляне сумели сохранить в удивительной чистоте свои музыкальные истоки. Разнообразные по жанрам смоленские песни отличаются особой лаконичностью, строгой чистотой, классической ясностью. Почти в каждой песне мы находим сочетание эпического, лирического и драматического начала. Эпическая собранность, отточенность поэтических образов, лиризм в интонациях музыкальной речи, в мелодическом раздумье, драматизм в ведущих жанрах, мерность развития действия, при сравнительно несложных напевах, очаровывают слушателя. За внешней скромностью чувствуется скрытая, глубокая жизненная сила.

Если углубиться в историю формирования оригинального, неповторимого песенно-музыкального стиля Смоленщины, то мы столкнемся с большим количеством сложных этнических процессов. На основе общности социально-экономических и общественно-политических условий сложились языковые связи Смоленского края с Украиной и Белоруссией. Так же, Смоленское княжество находилось в составе Литовского государства, а в начале ХVII века Смоленск захватили поляки. Если в период столетнего литовского владычества русский язык на смоленских землях не подвергался дискриминации и оставался ведущим в управлении и судебном производстве, то во время правления польского короля обязательным становится польский язык, а через небольшой отрезок времени в письменном производстве основным становится язык латинский. Эти десятилетия и явились определяющими в этническом и языковом отношении для населения Смоленска и Смоленского края. Непосредственное общение с поляками привело к появлению в смоленском диалекте огромного количества полонизмов или слов, пришедших в словарный состав смоленских говоров из других западноевропейских языков.

В то же время, тесные торговые, экономические и другие связи Смоленского края и Белоруссии обусловили вхождение в смоленский диалект ряда слов непосредственно из старобелорусского, а затем и белорусского языков. Таким образом, неповторимый смоленский диалект явился результатом многовекового симбиоза различных славянских и западноевропейских культур.

Конечно, и песенный репертуар Смоленщины складывался не без внешнего влияния. Между песнями Белоруссии и песнями Смоленской области есть очень большая интонационная, а подчас и сюжетная общность в слоях календарно-обрядовых и частично семейно-обрядовых песен.

Народное пение Смоленщины отличается особенно светлым, ярким солнечным тембром. Во многом это связано с непосредственным их применением. Чаще всего песни звучали на открытом воздухе: в поле, на лугу, на улице. Их могли петь и на ходу, например, по дороге на сенокос. При этом вокальная манера отличалась предельной громкостью: пели на всю головý, зычно. Таким образом «вырабатывался» тембр, рассчитанный на звучание в широком пространстве.

Такие особенности женской фольклорной традиции как коллективное пение на природе, предельно громкий звук, «формульность» слогового ритма, относительная ограниченность «словаря» мелодических оборотов, образуют легко узнаваемые черты традиционной смоленской лирической песни.

Также Смоленщина сохранила в своей традиции многие черты западнорусского песенного стиля в целом. Здесь выделяется древнеславянское гукание в окончании песенной строфы, напоминающее музыкальное ауканье (уканье) русского Севера и соседних народов.

Особое богатство фольклора Смоленщины, ее гордость и сила — обрядовые жанры и, прежде всего, календарные песни, сохранившиеся здесь лучше, чем во многих областях России.

Общей особенностью всех сезонно-приуроченных лирических песен смоленского региона является сам характер их приуроченности. В своем календарном прикреплении они не только связаны с тем или иным отрезком годового круга, но главным образом, с определенным видом крестьянских работ, проводимых в это время.

Например, широко известны, так называемые, «зеленые святки». В календарной обрядности «зеленые святки» составляют второй период весны и приурочены к празднованию Троицы.В целом народный праздник «зеленые святки» на Смоленщине, как и в других регионах, был связан с аграрно–магическими представлениями, с почитанием предков и культом березки, являющейся символом входящей в силу расцветающей растительности. Время цветения злаковых культур считалось благоприятным для контакта с другими мирами. На Смоленщине верили, что души умерших превращаются в птиц и сидят на березовых ветках, которые сносились к домам. В эти дни в деревнях организовывали поминание каждого усопшего.Теряя постепенно свое магическое значение и обретая бытовой характер, песни сохранили свои прежние признаки: традиционность и преемственность.

Также во время Зеленых святок осуществлялись обряды, касающиеся инициации, то есть посвящения. Подразумевался переход детей подросткового возраста в молодежный. Из обрядов самыми яркими считались те, которые касались девичьих трапез, проходящих на лугу. Важным действием было завивание девушками на березе венков. Оно до сих пор сохранилось во многих деревнях районов Смоленщины, граничащих с белорусской территорией. Развиванию венков придавалось столь же серьезное значение, как и их завиванию, считалось делом обязательным — «не развить венки — быть беде». При развивании венки осматривались: если венок не завял и не распался, это сулило осуществление задуманного желания. В некоторых районах срезанные венки девушки бросали в рожь, чтобы был хороший урожай.

И на протяжении всех обрядов обязательно звучала смоленская лирическая песня, в фольклорных текстах которой выявляются черты женской судьбы, жизни женщины, цельной и гармоничной, единственной и неповторимой, в то же время близкой каждому из нас своей наполненностью разными оттенками чувств: радости, печали, ожидания любви и горечи потери.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. А она войдет в землю, небо и воду, которые вернут ее хорошим дождем и богатым урожаем. Так, видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них – хороводные, плясовые песни. Хороводные песни входили в календарный земледельческий цикл, являясь разновидностью весенних песен. Позднее, уже в Московской Руси, хороводы и хороводные песни постепенно выделились из календарного весеннего цикла в самостоятельную область театрально – хореографического и песенного творчества. Хороводы стали водить на протяжении почти всего теплого времени года, а по большим праздникам даже зимой.

Инструментальное творчество Смоленщины также была ярко представлена - широко бытуют скрипка и балалайка, гармонь и бубен, мандолина и гитара, звучат берёста, ложки, цимбалы, встречаются рожки.

Многообразие жанров и форм фольклора Смоленщины свидетельствует о неисчерпаемом творческом потенциале. Различные местные традиции обладают неповторимым своеобразием диалектного воплощения общих закономерностей системы фольклора. Можно различить не только стилевые черты традиций крупных всего региона, но и локальные особенности каждого района, а нередко — и каждого села. Уникальный колорит возникает благодаря особенному таланту народных исполнителей вносить в песню, наигрыш, пляску что-то свое, не нарушая при этом ее общего строя. Только при бережном отношении к подлинным явлениям фольклора возможно сегодня их сохранение. Передать все богатство нашего наследия новым поколениям — значит обеспечить продолжение традиций в будущих веках.

Список использованной литературы

1. Павлова Г. Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной.– Москва: «Советский композитор», 1969.– 112 с.

2. Пьянкова С. В. Свадебные песни родины Глинки. – Москва: Советский композитор, 1977. – 36 с.

3. Руднева А. В. Песни Смоленской области, записанные от Е.К. Щеткиной. Песни Кировской области, напетые А.А. Кениной. – Москва: Сов. Композитор, 1977. – 88 с.

4. Русские народные песни Смоленской области: В записях 1930-1940-х гг./ Сост., расшифр., коммент. Ф. Рубцова. – Ленинград: Сов. Композитор, 1990. – 160 с.

5. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 3. Сезонно- приуроченные лирические песни. – Москва: «Индрик», 2005. – 672 с., нот. (Смоленский музыкально-этнографический сборник)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области