Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цель познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» Задачи -развивать навыки осознанного выразительного чтения -пробудить познавательную активность работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное -развивать критическое мышление воспитывать любовь ко всему живому.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 а

Тема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цель: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

Задачи:

-развивать навыки осознанного выразительного чтения;

-пробудить познавательную активность; работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-развивать критическое мышление; воспитывать любовь ко всему живому.

Личностные УУД:

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Познавательные УУД :
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.

Коммуникативные УУД :

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

-критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого человека.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация

Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент

30 сек

-Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.

Приветствовать учителя;

Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

Мотивация учебной деятельности

Какой предмет мы будем изучать на уроке?

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Чтобы урок прошел успешно, что от нас требуется?

Какая роль нам отведена на уроках литературного чтения?

Кто мы на уроке?

В чем заключается позиция читателя?

-Какой раздел мы продолжаем изучать?

-О чём повествуют произведения , включённые в данный раздел?

Литературное чтение

Сделать новые открытия, встретить новых героев, получить новые знания.

Слушать учителя, одноклассников, вести себя хорошо и т.д.

Читатели

Читать Понимать

Представлять картину прочитанного (модель на доске)

«Люби живое»

(о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).

П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

3.

Актуализация знаний.

С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Ребята, к какому жанру относится произведение? Кто автор произведения?

Какова основная мысль произведения? Обоснуйте свой ответ. Что важного для себя вынесли из этого произведения?

Капалуха

Рассказ.

Астафьев Виктор Петрович

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

4.

Постановка учебных задач

Сегодня мы продолжаем, знакомится с произведениями раздела «Люби живое».

Перед вами висит портрет детского писателя Виктора Драгунского. Как вы думаете почему?

А расскажет нам о нём…

Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Мы сегодня познакомимся с произведением этого писателя

Сообщение учащегося.

П: работа с дополнительной литературой.

А) Подведение к теме

Б) Определение целей урока

Мы сегодня познакомимся с героями его произведений. С каким именно, вы скажите отгадав загадку:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый...

А кто такие светлячки?

- Сообщение о светлячках (cлайды).

О светлячке пойдёт речь в рассказе, с которым мы познакомимся сегодня. Как называется этот рассказ?

-  Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их, соотнеся правильно записи на экране:

Учащиеся находят соответствие выражений на слайде:

- работать                над составлением плана рассказа

- учиться                    давать характеристику героям

- определить              главную мысль рассказа

Определять тему урока;

(светлячок).

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

«Он живой и светится»

Ставить цели урока;

В)Первичное чтение учителя.

Г) Постановка проблемы урока

С чего мы начинаем работу с текстом?

О чем произведение? Кто является главными действующими лицами рассказа?

- От чьего лица ведётся повествование?

Кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

Ребята, возник проблемный вопрос…

Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

С чтения

Дениска и Мишка

От лица автора, Дениски

товарищи, друзья, знакомые.

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Д) Словарная работа

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо ближе познакомиться с произведением, и понять, как автор характеризует ребят.

Но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.

Какие непонятные слова вам встретились в тексте?

«бублик»,«брынза».

«Гватемала»,

«Барбадос».

«моментально»

«добрость»,выражение «Мишка надулся».

Е) составление плана

Подумайте, на сколько частей можно разделить текст и определите границы частей.

Чтение текста учащимися.

– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа?

- Какими словами она заканчивается?

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

-  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? 

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.  

-  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? 

Запись в тетрадь.

- О чем рассказывается во второй части? Давайте прочтем эту часть по ролям.

- О чём они говорили?

- А почему он не соглашался? Дениска был жадным? 

- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски?

- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал.

- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?

- Какими словами заканчивается 2-я часть?

- Как её можно озаглавить?

Прослушайте аудиозапись и ответьте на вопрос, о чём говорится в третьей части рассказа?

-Какими словами она заканчивается? Как вы это понимаете?

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?

- Как вы думаете, почему? 

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? 

- Каким мы видим здесь Дениску?

- Как озаглавите эту часть?

– Кто является действующими лицами в последней части рассказа?

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?

- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? 

- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. 

Ответы учащихся.

(о том, как Дениска ждал маму)

(и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

(грусть, жалость, сочувствие)

(выбирают на карточке черты характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

 ("Ожидание мамы").

(О разговоре двух мальчиков)

(Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)

(нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

(дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)

(Мишка надулся и отодвинулся от меня)

Выберите на карточке характеристики подходящие ему

(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

(«… тогда увидишь»)

("Новая игрушка Дениски")

(описание светлячка и реакции Дениски на него)

(«И я забыл про всех на белом свете»)

(он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

(Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

(сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)

(Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

 ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

(мама и Дениска)

(мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

("Лучше любого самосвала на свете").

6.

Физминутка

Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас отправиться в лес и полюбоваться природой.

 Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения. Чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.

Выполнять заданий ;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

7.

Закрепление изученного материала

- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка?

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

– Подводя итог нашему разговору, составьте кластер со словом «друзья». Работать будете в парах.

Проверка кластера.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними? Мнения учащихся.

(Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

(Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

Работа в парах.

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

8.

Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

9.

Домашнее задание

- Домашнее задание: пересказ по плану, и задание по выбору.

Записывать домашнее задание;

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 15.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области