Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


АЗБУКА МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

В работе представлены основные понятия волонтерства добровольчества, раскрыта нормативно-правовая база.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

АЗБУКА МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСТВА.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

АКТИВНАЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оценка эффективности добровольческого участия измеряется в объеме времени, затраченном на волонтерскую деятельность.

Для молодежи условно можно ориентироваться на следующие уровни активности:

Начальная, ознакомительная активность — до 10 ч. в год;

Участие 10 — 30 ч. в год (0,5 — 1 ч. в учебную неделю);

Активное участие 30 — 60 ч. в год (1 — 2 ч. в неделю);

Повышенное активное участие (свыше 60 ч.в год).

ВОЛОНТЕР / ДОБРОВОЛЕЦ

"...Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)..." (ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ (Новая редакция от 08.12.2020) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). "Добровольцы (волонтеры) (далее — добровольцы) — граждане, безвозмездно осуществляющие добровольческую деятельность в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации..." (закон г. Москвы от 12.07.2006 N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями").

"Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации" (ФЗ от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства).

Волонтер и доброволец являются полными взаимозаменяемыми синонимами.

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Во Всеобщей декларации волонтеров определяется, что «в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной конвенцией о правах ребенка 1989 г., исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития Волонтерство: — это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; — это активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ; — способствует улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности; — выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода ассоциаций; — способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строи- тельства более справедливого и мирного общества; — способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий. Ответственный секретарь организации «Добровольцы Объединенных Наций» (VUN) Шэрон Капелинг-Алакия определяет волонтерскую деятельность по трем основным признакам: (a) делается свободно и без принуждения; (b) делается не по мотивам материального обогащения; (c) приносит пользу обществу и самому добровольцу. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"

ВОЛОНТЕРСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Добровольческий менеджмент (Volunteer Management) развивается как направление профессиональной деятельности с конца 1960-х годов. Управление добровольческими ресурсами — часть добровольческого менеджмента (Volunteer Resources Management). VRM считается важной частью общего направления управления человеческими ресурсами (HR) и сертифицировано в качестве программы профессиональной подготовки во многих вузах стран, где развито добровольчество. Школьный волонтерский менеджмент или организация добровольческой деятельности строится на принципах организации и управления образовательным процессом с учетом законодательно обеспеченных принципов организации волонтерской деятельности и волонтерского участия. Организация волонтерской/добровольческой деятельности в школе может стать важным направлением повышения профессиональной квалификации и развития социальной компетентности участников образовательного процесса.

ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ Это форма социального проекта, в котором основными задачами является либо привлечение волонтеров, либо организация волонтерской деятельности. В школе для координации волонтерских проектов может быть создан волонтерский проектный офис.

ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ Это программа, которая описывает все этапы и циклы управления волонтерской деятельностью в организациях и учреждениях. В Москве принят стандарт волонтерского участия (См. Пять ключей успешной волонтерской программы. Стандарты волонтёрского участия. (Решетников О.В. и др. — М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр»,2018 г.) Волонтёрская программа в школе включает в себя все элементы цикла организации деятельности волонтёров: Привлечение; Подготовка; Сопровождение; Мотивация; Поощрение.

ВОЛОНТЕРСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР В странах с развитой инфраструктурой поддержки добровольчества — это форма организации добровольческой деятельности, предполагающая координацию запросов на добровольческий труд и предложений от потенциальных добровольцев, управленческое сопровождение и привлечение ресурсов, необходимых для повышения эффективности добровольческой деятельности. В России создана Ассоциация волонтерских центров, которая реализует следующие цели: развитие волонтерства в России, распространение ценностей волонтерства и культуры социально ориентированной деятельности граждан, а также содействие в реализации гражданского, личностного и профессионального потенциалов в добровольческой деятельности. В Москве городским ресурсным центром является ресурсный центр по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер». Добровольческие ресурсные центры рассматриваются как одно из наиболее эффективных направлений добровольческого менеджмента.

В более широком понимании под ресурсами добровольческого движения понимаются следующие: Мотивационная готовность населения к активному участию в добровольческой деятельности, формирующаяся в том числе за счет пропаганды и популяризации ценностей добровольчества; Информационные ресурсы, позволяющие получить оперативную адресную информацию как для добровольцев, так и для их работодателей; Система добровольческих рабочих мест (мест добровольческой занятости); Система эффективной организации свободного времени добровольцев, являющегося одной из основных ценностей добровольческого служения; Материальные ресурсы, необходимые для организации добровольческой деятельности; Добровольческий менеджмент, включающий процессы поиска и подготовки добровольцев, эффективной организации и координации добровольческой деятельности, ее справедливого и социально значимого поощрения; Исследовательское, научно-методическое, технологическое и учебное обеспечение организации добровольческой деятельности.

ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ Активное участие граждан в жизни гражданского общества, т.е. принятие на себя добровольных социальных обязательств; Зрелое гражданское общество консолидирует общество в направлении целей и задач национального развития; Волонтерство — важнейший элемент развития современного гражданского общества, востребованная форма гражданского участия.

ДОГОВОР ВОЛОНТЕРСКОГО УЧАСТИЯ Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности, указанной организатором, организацией для достижения общественно полезных целей (ФЗ от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства).

ДОБРОВОЛЕЦ Слово «доброволец» происходит от заимствованного слова «волонтер» (От франц. volontaire, от лат. Voluntaries), которое обозначает человека, поступающего согласно собственной свободной воле. Владимир Даль указывает на русский синоним данного слова — «повольщина». Впоследствии понятие «повольщина» было заменено на более благозвучное и более соответствующее — «доброволец». В употреблении понятий «доброволец» и «волонтер» можно выделить различающиеся коннотации: волонтер — тот, кто участвует в волонтерской деятельности, доброволец — делается акцент на нравственный выбор, участие в добровольческом служении как личностная ценностная ориентация.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО Волонтерство, направленное на создание инклюзивной среды, поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья. Волонтерская деятельность, в которую активно вовлечены люди с ОВЗ.

ОРГАНИЗАТОР ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью." (ФЗ от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)». Школа как организатор волонтерской деятельности: Включает волонтерскую деятельность в образовательную систему учреждения; Способствует повышению компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации волонтерства и добровольческого служения; Координирует различные формы организации волонтерской деятельности, актуальные для учреждения; Создает ресурсный центр для поддержки волонтерского участия; Создает добровольческие рабочие места в учреждении; Привлекает волонтеров партнерских организаций; Заключает гражданско-правовые договоры с участниками волонтерской деятельности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ Понятие «общественное служение» в современном обществе означает добровольное, бескорыстное оказание социально значимых услуг, побуждаемое ответственностью и состраданием. В русском языке понятие «общественное служение» отражает, прежде всего, деятельность, основанную на нравственном чувстве долга и обращенную к пользе общества. Современное понятие общественного служения включило в себя различные основания, побуждающие человека к деятельности на благо общества: Религиозные или общие нравственные основания, побуждающие человека к добровольному, жертвенному служению; Социальная ответственность, обусловленная общественным положением, определенным наличием власти и денег; Гражданские обязанности, вытекающие из гражданских прав и свобод, являющиеся одной из основ осуществления жизни гражданского общества. При этом неизменными чертами социального служения остаются следующие: Добровольность; Бескорыстие; Социальная значимость оказываемых услуг. Наиболее распространенными формами оказания таких услуг являются: благотворительность и добровольческая деятельность. В современном английском языке терминами, близкими к понятию «социальное служение», обозначаются различные виды общественного служения: National service — национальное служение, участие в социальном служении в национальных интересах или на общенациональном уровне; Community service — участие в социальном служении на уровне местных сообществ, общин; Youth service — социальное служение молодых людей в возрасте 14—24 лет, в основном на уровне местных сообществ; Civil service — гражданское служение, в том числе направленное на решение проблем в случае чрезвычайных ситуаций; Public service — общественное служение, предполагает выполнение услуг предусмотренных государством для граждан.

ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ (Service-learning) Учебный принцип «обучение служением» — это один из наиболее инновационных и популярных принципов современного образования, предполагающий необходимость развития и закрепления полученных учебных навыков в реальной социальной практике с пользой для общества. Этот учебный принцип не является напрямую формой организации волонтерского участия, но выстраивает прочную взаимосвязь между волонтерством и учебным процессом. Обучение служением, как определил Роберт Сигмон, «происходит, когда существует баланс между целями обучения и результатами служения». Обучение служением включает следующие формы: Волонтерство. Это акты служения, выполняемые по доброй воле, без ожидания вознаграждения и, как правило, альтруистического характера. Основными бенефициарами (по крайней мере, в видимом смысле) обычно являются те, которые обслуживает студент. Общественные работы. Общественные работы очень похожи на волонтерство, но предполагают в большей степени работы, которые являются общественными обязательствами (например, уборка в собственных помещениях или организация праздника для своей группы). Стажировка. Стажировки могут предоставить студентам опыт работы в различных областях. Однако в отличие от волонтерства и общественных работ учащиеся получают более ощутимую академическую и карьерную выгоду от этого участия. Полевое образование. Полевое обучение, как и стажировки, как правило, более материально выгодно для студента. Полевое обучение включает в себя программы, которые «предоставляют учащимся возможности для внеклассных услуг, которые связаны, но не полностью интегрированы с их официальной учебой».

УЧАСТНИКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ Традиционно выделяются следующие группы волонтеров: Волонтерство среди детей — 5—11 лет; Молодежное/школьное/студенческое волонтерство — 12—21 лет; Гражданское волонтерство — взрослые участники; Pro bono public (в пользу общества) — профессионалы, добровольно работающие по специальности; Серебряное волонтерство — в Москве 55+

ФОРМЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ АКТИВНОСТИ В ШКОЛЕ Названы формы волонтерской активности, которые обеспечены в Москве всемерной ресурсной поддержкой: Социальное волонтерство; Спортивное и игровое волонтерство; Культурное волонтерство; Педагогическое волонтерство; Медицинское волонтерство и ЗОЖ; Медиаволонтерство; Экологическое волонтерство; Патриотическое волонтерство; Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации; Событийное; Инклюзивное волонтерство.

ФОРМЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ К традиционным формам добровольческого служения относят следующие: Добровольческая работа в местных сообществах. Это наиболее распространенная форма добровольчества, предполагающая активное участие в решении социальных проблем на уровне местного сообщества: благоустройство общественных объектов, помощь детям и ветеранам, образовательным и медицинским учреждениям, забота о социально незащищенных группах населения и проч. Добровольческая работа по трудовому договору. В настоящее время широко распространенная форма добровольчества, предполагающая выполнение добровольцем определенного круга постоянных обязанностей, близких по функционалу и трудовой занятости к профессиональной деятельности. В некоторых странах добровольцы по трудовому договору обеспечивают до 40 % штатного расписания центров социального обслуживания населения и центров работы с молодежью. Данный тип добровольцев получает те же гарантии (страховка, безопасность), что и профессионалы, но не получает зарплату. Участие данного типа добровольцев предусматривается штатным расписанием учреждения.

Профессиональная добровольческая работа (Pro bono publicо ). Практика, при которой часть услуг профессионалы оказывают совершенно безвозмездно для неимущих граждан. Такой вид добровольческой деятельности практикуют врачи, юристы, учителя, психологи и другие профессионалы. Активная добровольческая деятельность. В некоторых западных странах установлено понятие «активный доброволец», которое определяется объемом времени добровольческой работы в течение года. В США активным считается доброволец, работающий 150 часов в год; в Великобритании — 100 часов; в Германии, Франции и Австралии — около 50-60 часов в год. Добровольческая акция. Участие в краткосрочных добровольческих мероприятиях в течение одного — двух дней. Добровольческая работа в общественных и политических организациях. Добровольческая работа выполняется в интересах общественных и политических организаций. Добровольчество в религиозных организациях. Активное участие в социальном служении на церковных приходах, в религиозных организациях. В некоторых странах (США, Германия) является одной из самых распространенных форм добровольчества. Добровольческая работа в профессионализации. Эта добровольческая работа является частью процесса профессионализации, например, студенты, работают ассистентами специалистов в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Такая работа может быть частично оплачена и не является традиционной формой добровольческого служения. Корпоративное добровольчество. Участие членов корпорации в добровольческой деятельности. Как правило, при поступлении на работу в корпорацию работник осведомляется о существующих в корпорации добровольческих и благотворительных традициях. Добровольчество по направлениям социальной помощи. Специализированное добровольчество, например, в медицине — сестры и братья милосердия, в экологии, образовании, пожарной охране и т. д. Международное добровольчество. Участие в добровольческих акциях на международном уровне в других странах. Каникулярное добровольчество. Ставшее модным в последнее время в западных странах совмещение проводимых учебных каникул или рабочего отпуска с оказанием добровольных услуг в разных точках страны или мира.

ЦЕРЕМОНИЯ ПРИЗНАНИЯ Традиционное публичное торжественное открытое мероприятие с целью признания ценности волонтерского участия. Является важной составляющей культуры организации волонтерской деятельности. В Москве традиционно церемонии признания проводятся в первую декаду декабря, которая считается во всем мире декадой волонтерства.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области