Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование письменной речи младших школьников с ОВЗ средствами дидактических игр и упражнений

Цель исследования теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности дидактических игр и упражнений в формировании письменной речи младших школьников с ОВЗ. Задачи исследования 1. Раскрыть исторические аспекты становления письменной речи младших школьников. 2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности формирования письменной речи младших школьников с ОВЗ средствами дидактических игр и упражнений. 3. Подобрать дидактические игры и упражнения, способствующие формированию письменной речи младших школьников с ОВЗ. 4. Выявить сформированности письменной речи младших школьников с ОВЗ и в ходе опытно-экспериментальной работы, апробировать и доказать эффективность подобранных дидактических игр и упражнений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пудикова А.А.

ГОУ ВО МО «Государственный социально—гуманитарный университет», Коломна, РФ

kurenkovaaa@yandex.ru

Организация работы по формированию письменной речи младших школьников с ОВЗ средствами дидактических игр и упражнений

Аннотация

Игра является одним из самых доступных способов коммуникации ребенка. Недостаток игровой деятельности у детей с ЗПР не дает возможности развитию новых форм речи, в связи с этим словарный запас не наполняется новыми словами, речь такого ребенка скудна и однообразна.

Ключевые слова

ЗПР, письменная речь, речевая мотивация, дидактическая игра, виды дидактической игры

Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с упражнениями она помогает закрепить изученный материал, является источником активизации речевой деятельности учащегося и помогает его дальнейшей социализации. [1, с. 28].

Дидактическая игра c одной стороны рассматривается как игровой метод, с другой стороны является формой обучения. Особенно она успешна для лиц с ОВЗ так как она является их средством всестороннего развития. [2, с. 49].

В психолого-педагогической науке нет единой типологии дидактических игр, поскольку имеются разные основания для их классификации.

Так, Аванесова В. Н. выделяет шесть видов дидактических игр, различая их по содержанию:

Козлова С. А. разнообразие дидактических игр объединяет в три вида на основе использования дидактического материала:

Ниже представлена классификация дидактических игрСорокиной А. И. по характеру игровых действий

Но чаще всего на практике мы наиболее часто используем указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. [5, с. 36].

Бумаженко Н. И. классифицирует дидактические игры по познавательному интересу и выделяет следующие виды игр:

Дидактическая игра является сложным педагогическим явлением, которая имеет свою структуру и последовательность. Под структурой необходимо понимать основные элементы, которые характеризуют игру, как форму обучения и в тот же момент, как игровую деятельность.

1.Дидактическая задача. Является одним из основных элементов учебного процесса. Дидактическая игра предполагает для педагога достижение определенных педагогических целей. Игра удалась, если решена дидактическая задача, которая обращает свое внимание на то, какие навыки и умения были получены детьми, показывает, что нужно закрепить и формирует базисные качества личности.

2. Игровая задача. Способствует активизации игровых действий. Игровую задачу активно поддерживает ребенок и хочет ее решить. У него возникает желание и потребность все выполнить верно, чтобы добиться конкретного результата.

3.Игровое действие. Если дидактическая игра будет достаточно разнообразна и содержательна, то и ребенок будет проявлять к ней больший интерес.

4. Правила игры. В любой игре есть правила. Дидактическая игра не исключение. Она включает в себя порядок игровых действий, которые должны быть направлены на достижение положительных воспитательных позиций.

5. Результат игры. В заключении каждой игры должен быть подведен итог, который повышает интерес ребенка и показывает нам эффективность и уникальность дидактической игры.

Чтобы решить все необходимые задачи дидактической игры, необходимо сохранить все ее структурные элементы, которые были описаны выше. Именно благодаря им и решаются дидактические задачи игры. Не стоит забывать, что дети и педагог являются участниками одной игры и именно благодаря взаимоотношениям между ними определяется конечный итог игры. Если данный баланс будет нарушен, процесс обучения и воспитания перейдет в обычный характер и будет не так интересен ребенку с особыми образовательными потребностями. [6, с. 68].

Таким образом, дидактическая игра представляет собой особый способ обучения и помогает ребенку фокусироваться на учебном процессе, а также в нужный момент снимать напряжение, тем самым адаптирует его к школьному режиму, закладывает основу для формирования психических новообразований и формирует базу для учебной деятельности, помогает ребенку научиться самостоятельной учебной работе. У ребенка закладываются основные понятия контроля и самоконтроля. И что самое важное, благодаря использованию дидактической игры, ребенок осваивает социальные роли и формирует адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Иногда на уроках вместо игр используются дидактические упражнения. Они требуют меньше временных затрат, их проще включить в этапы актуализации знаний учащихся, определения темы урока, первичного закрепления изученного материала. Выделяются лексические и словарные упражнения. Лексические упражнения служат для уточнения и закрепления знаний ребенка. Способствуют выработке лексических навыков и умений. Для словарных упражнений материалом служат слова и устойчивые словосочетания, регулярно функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологизмы. Оба вида упражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить [7, с. 6].

Дидактические упражнения, в отличие от дидактических игр, не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом [8, с. 65].

Мы используем дидактические игры и упражнения на разных этапах урока, что обусловлено их дидактическим эффектом. Далее приведем примеры дидактических игра и упражнений для каждого этапа урока.

Таблица 1

Тема урока

Этап урока

Дидактическая игра/ дидактическое упражнение

Цель дидактической игры/ дидактического упражнения

Суть дидактической игры/дидактического упражнения

Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола

Организационный этап

«Испорченный телефон»

Совершенствование фонематических процессов

Играют по вариантам (получается 6 цепочек игроков) Учитель загадывает слово и шепчет его игрокам первых парт так, чтобы не услышали остальные. Первые шепчет на ухо игрокам сзади то, что удалось услышать, и так далее по цепочке. Последние игроки громко вслух называют то, что улышали. Побеждает та цепочка, которая правильно назвала исходное слово.

Для усложнения игры можно говорить не слово, а целую фразу.

После учитель напоминает о необходимости внимательно слушать все, что он говорит на уроке

1 и 2 спряжение глаголов

Первичное закрепление изученного материала

Игра «Кто больше?»

Обеспечить прочное усвоение правил орфографии

Играют две команды: 1 вариант и 2 вариант (двое учащихся у доски, остальные в тетрадях). Задача: за 5 минут записать как можно больше глаголов первого спряжения (1 вариант) и 2 спряжения (2 вариант). По истечении времени начинается подсчет: считают глаголы, записанные на доске, затем учащиеся, работающие в тетрадях дополняют список. Побеждает та команда, которая записала больше глаголов нужного спряжения.

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Первичное закрепление изученного материала

Упражнение «продолжи ряд»

Обеспечить прочное усвоение правил орфографии

Учащимся необходимо продолжить ряд глаголами, подходящими по смыслу, вставить пропущенные буквы, выделить окончания, над глаголами написать их тип спряжения:

Ветер стон…т, уха…т, …

Листья верт…тся, порха…т,…

Котёнок мурлчыч…т, сворачива…тся, …

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени

Актуализация знаний учащихся

Игра «Домино»

Обеспечить прочное усвоение правил орфографии

Работа в командах. Класс делится на 8 команд (по 4 человека в каждой). Командам предлагается найти завершение пословиц. Определить спряжение глаголов. Побеждает команда, которая справится быстро и без ошибок.

Человек от лени болеет, /а от труда здоровеет. Труд на ноги ставит, / а лень валит.

Друга приобрести трудно даже в течение года/ а обидеть можно за один час.

Чужим трудом/ не построишь дом

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Актуализация знаний учащихся

Игра “Что? – Какой? – Что делает?”

Обеспечение более прочного закрепления знаний

В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет.

Как видно из таблицы 1, необходимо включать дидактические игры и упражнения, направленные на формирование навыков письменной речи в различные этапы урока. Дидактические игры и упражнения должны быть связаны с изучаемым учебным материалом, с темой урока и в то же время быть направлены на развитие фонематических процессов, на повторение и закрепление правил орфографии.

Таким образом, организация работы по формированию письменной речи младших школьников с ОВЗ средствами дидактических игр и упражнений должна быть систематична и целенаправленна.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области