Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Картотека дидактических игр по ориентировке в пространстве для детей старшего дошкольного возраста

развитие пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дид. игра "Волшебные точки"

Дидактическая задача: упражнять детей в ориентировке в пространстве (на листе бумаги в клетку);

развивать внимание, память, умение работать с образцами.

Материал: карточки с заданиями-образцами, карточки с пустыми клеточками, фишки.

Игровые правила: выложить фишки на пустой карточке (по клеточкам)в соответствии с образцом.2 вариант игры - вариативность (усложнение)-тоже самое, что и 1 вариант, только ребёнок должен выложить фишки по памяти (без образца).

Ход игры: детям даётся карточка с заданием-образцом и пустая карточка. Ребёнок должен в соответствии с образцом (или по памяти) выложить фишки на пустой карточке (по клеточкам).

Дид. игра «Весёлое лото»

Дидактическая задача:совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять знания основных цветов; активизировать употребление различных пространственных терминов;способствовать развитию памяти, мышления.

Материал: 6 игровых полей с шестью карточками, в каждой из которых расположены круги разного цвета в различных местах плоскости карточки и 36 маленьких карточек, дублирующих игровые поля.

Игровые правила: по словесному описанию карточки ведущим определить свои карточки и заполнить всё игровое поле. Выигрывает тот, кто правильно узнает свою карточку и быстрее заполнит всё игровое поле.

Ход игры: ведущий раздает игровые поля участникам, а маленькие карточки вытаскивает по очереди и описывает словами. Например, в правом верхнем углу красный круг, в левом верхнем жёлтый круг, в центре – синий круг и так далее. Ребёнок, узнавший свою карточку, говорит: «У меня». Если карточку по описанию игроки не узнают, то она откладывается в сторону и повторное её описание проводится в конце игры.

Дидактическая игра «Гуляем по зоопарку»

Дидактическая задача: совершенствовать умение «читать» простейшую схему (план), ориентироваться в схеме (плане) с помощью условных ориентиров.

Материал:план-схема зоопарка, карточки –схемы с условными ориентирами.

Игровые правила: сверяясь с условными ориентирами на карточке, игрок как можно быстрее должен найти вольер с нужным животным или птицей.

Ход игры:Педагог: "Перед вами зоопарк. Здесь в вольерах разгуливают звери и птицы. На солнце греется лев. Обезьяна ест банан. Медленно ползает змея. Каждый занят своим делом. Предлагаю вам погулять по зоопарку. К каждому вольеру ведет дорожка. Вдоль дорожки расположены ориентиры – помощники. Для этой игры нам понадобятся схемы прогулки по зоопарку. Посмотрите на схему, на ней видим: начало пути (красную стрелочку, затем предложенные ориентиры (елочка, травка, апельсин и т. д), по которым вы и будете двигаться, и, наконец, в верхнем окошечке схемы – ? животное. Выберите, пожалуйста, любую схему. Ну что, отправляемся в путь… " В конце игры, педагог подводит итоги. Спрашивает детей, почему он пришел именно к этому вольеру, уточняет название животного и т. д.

Дид. игра «Отправляемся в цирк»

Дидактическая задача: совершенствовать умение «читать» простейшую схему (план), ориентироваться в схеме (плане) с помощью условных ориентиров.

Материал:план-схема цирка, карточки –схемы с условными ориентирами.

Игровые правила: сверяясь с условными ориентирами на карточке, игрок как можно быстрее должен найти работника цирка.

Ход игры:Педагог: "Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в цирк. Посмотрите, пожалуйста, план-схему цирка. Каждый из вас конечно же был на цирковом представлении, все вы видели медведей, которые великолепно играют на балалайке, обезьян, показывающих разные трюки на льду! Даже маленькие танцующие собачки! И в нашем цирке кого только нет! Это и дрессированные звери, и клоуны, и фокусники, и силачи, гимнасты и многие другие. И сегодня мы погуляем по волшебному цирку и побываем у многих из них. А вот у кого конкретно, будете угадывать вы. Посмотрите на дорожки, они ведут нас в различные стороны. Помогут нам схемы, на которых мы видим направление (стрелки): прямо, направо, налево, направо вверх или налево вниз и т. д. По ориентирам и будем двигаться, а в конце пути (вопросительный знак) мы определим, наконец, к кому пришли, чем он или она занимается в цирке. Ну что, отправляемся в путь». В конце игры, педагог подводит итоги. Вместе с детьми анализирует путь, уточняет названия направлений. В заключение игры, как вариант, на распечатанных заранее листах, дети, индивидуально, отмечают карандашом предложенный им путь.

Дид. игра «Фигуры высшего пилотажа»

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги); активизировать употребление различных пространственных терминов.

Материал:лист картона голубого цвета, самолёт, вырезанный из картона.

Игровые правила: Игрок по словесной инструкции воспитателя должен изобразить полёт самолёта в небе. По окончанию инструкции ребёнок должен повторить все действия с самолётом, словесно обозначая их. Выигрывает тот, кому это удастся лучше всего сделать.

Ход игры: Педагог: «Ребята, скоро «Воздушный праздник», в нём примут участие лётчики, которые покажут фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем лётчиками. Поставьте свой самолёт на взлётное поле-лист бумаги, внизу. Самолёт быстро поднимается вверх, затем стремительно падает вниз, поднимается в правый верхний угол и т. д. Дети, выполняя словесную инструкцию воспитателя, могут работать в парах. В конце игры ребёнок должен повторить самостоятельно полёт самолёта, используя в речи пространственные термины.

Дид. игра «Разложи и расскажи»

Дидактическая задача: упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, задавать вопросы, использовать слова «между», «справа», «под», «за», «на», «в»; развивать внимание.

Материал:листы бумаги, предметные картинки.

Игровые правила: ответить на все вопросы воспитателя, а потом выявить все изменения, которые произошли после того, как педагог поменяет картинки местами.

Ход игры:Перед детьми на листе бумаги 5-6 предметов- картинок. Педагог предлагает рассмотреть их, после чего задает вопросы:

-где птица?

-что находиться слева от дома?

-где расположено солнце?

Затем педагог меняет местами или убирает картинки. Дети говорят какие произошли изменения или описывают по памяти пространственное расположение предметных картинок.

Дид. игра «Рассади рыбок в аквариуме»

Дидактическая задача: учить находить рыбок по схеме-подсказке; закрепить цвет, величину, умение ориентироваться в пространстве.

Материал:два листа картона голубого цвета – аквариумы (большой и маленький); рыбки разных цветов (большие и маленькие), карточки –схемы с подсказками.

Игровые правила: задание выполняется после слов воспитателя; ребенок по схеме-подсказке ищет нужных рыбок и прикрепляет их в определённый аквариум.

Ход игры: Воспитатель раздает детям схемы-подсказки, произносит слова, в конце которых, дети начинают поиск рыбок.

Наши рыбки поплывут,

Домик свой сейчас найдут,

Ты им в этом помоги,

По подсказке их найди.

Затем рассаживают их в свои аквариумы (в зависимости от указаний в схеме-подсказке). Далее каждый ребёнок рассказывает в какой аквариум и каких рыбок он заселил, в каком направлении они движутся.

Дид. игра «Математический лабиринт»

Дидактическая задача: развивать логику мышления, памяти, счета; осваивать умение ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз, направо, налево).

Материал: картонные "божьи коровки"с разным количеством точек, набор цифр, лабиринт нарисованный на ватмане.

Игровые правила: как можно быстрее отыскать домик «божьей коровки» и рассказать, как это сделал, используя пространственную терминологию.

Ход игры: В зависимости от возраста и умений детей взрослый предлагает различные задания.

Варианты заданий.

1. Помоги божьей коровке найти свой дом (цифру).

2. Кто быстрей пройдет свой лабиринт.

3. Расскажи, как божья коровка нашла свой домик -цифру, используя слова вверх, вниз, направо, налево.

Дид. игра «Выложи из палочек»

Дидактическая задача: закреплять цвет, счет, ориентировку на плоскости; развивать внимание, зрительное восприятие.

Материал: счётные палочки, схемы выполнения фигур из счётных палочек.

Игровые правила: используя образец (или по памяти), выложить определённую фигуру из счётных палочек.

Ход игры: детям предлагается выбрать схему фигуры и ориентируясь на неё, повторить образец. Или же посмотреть на фигуру, изображённую на схеме и запомнить её за некоторое время, а потом выложить её по памяти.

Дид.игра «Порядок в квартире»

Дидактическая задача: закреплять умение ориентироваться на ограниченной поверхности.

Материал: два скреплённых вместе листа картона (квартира), где схематично обозначены пол и стена; предметы мебели и интерьера, вырезанные из картона.

Игровые правила: в соответствии с заданием ведущего расположить предметы мебели и интерьера в комнате.

Ход игры: Детям дается задание, в котором нужно сначала сказать, что все предметы и мебель упали с картинки, и что им нужно прибрать в комнате и расположить предметы так, как попросит ведущий. Например, центре комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, в вазу поставить букет, слева поставить диван, над диваном повесить картину, справа от картины повесить часы, на диван положить котика.

Дид. игра «Найди место»

Дидактическая задача: учить выполнять построения и перестроения по схематическому изображению, упражнять в ориентировке в пространстве, а также по отношению к самому себе.

Материал: карточки со схематичным изображением нужного построения.

Игровые правила: играют 4-8 человек. Педагог или выбранный считалкой ведущий из детей показывает карточки. Дети должны построиться согласно изображенным схемам построения.

Ход игры: По команде педагога дети должны построиться согласно схеме построения на поднятой карточке. Возможны усложнения: увеличить число карточек с заданиями, усложнить способы построения (использовать в схемах цвета: синий- мальчики, красный- девочки), добавить на схемы ориентиры для построения, строиться за фиксированное время.

Дид. игра «Муха»

Дидактическая задача: введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре основных направления перемещения на плоскости (вправо, влево, вверх, вниз); развитие внимания.

Материал: игровое поле, расчерченное на клетки (3*3), муха, вырезанная из картона.

Игровые правила: муха может ходить вверх, вниз, вправо или влево, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении. Дети по очереди говорят, куда должна перелететь муха. Проигрывает тот, у кого муха вылетает за пределы игрового поля.

Ход игры: взрослый располагает муху в центральной клетке, дети по очереди говорят, куда должна перелететь муха, а взрослый должен сразу же переместить туда муху. Именно это позволяет детям чётко соотнести словесное обозначение направления с его зрительным образом. По мере того, как дети усваивают игру и всё увереннее ориентируются в пространстве игрового поля, уместно ограничивать время на раздумывание. Если ребёнок надолго задумывается, то он должен пропустить ход или выбыть из игры.

Дид. игра «Пляшущие человечки»

Дидактическая задача: развивать пространственную ориентировку «на себе»; развивать зрительное внимание

Материал: карточки со схематичными изображениями человечков в разных позициях.

Игровые правила: после того, как воспитатель покажет карточку, необходимо быстро принять точно такое же положение, как и человечек на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее всего сможет это сделать.

Ход игры: Педагог показывает детям карточку со схематичным изображением человечка в определённой позиции. Дети должны точно передать позицию. Последние два человека, не успевшие этого сделать, выбывают из игры, а игра продолжается вновь (на выбывание).

Дид.игра «Сделай так же»

Дидактическая задача: развивать пространственные представления, мышление, мелкую моторику.

Материал: счётные палочки двух разных размеров (длинные и короткие), карточка с изображением точек двух разных цветов, маленькие карточки- схемы, на которых точки соединены линиями в определённом порядке.

Игровые правила: повторить линии, изображённые на карточке-схеме, на большой карточке с помощью счётных палочек.

Ход игры: ребёнку даётся образец(карточка-схема), который он должен воспроизвести на большой карточке с помощью счётных палочек.

Дид. игра «Полевые цветы»

Дидактическая задача: закреплять у детей пространственные представления «вверху», «внизу».

Материал: карточки с изображением цветов, контурные изображения бутонов опущены вниз и подняты вверх; силуэты цветочков двух цветов.
Ход игры. Каждый ребёнок получает карточку и набор цветочков. Воспитатель предлагает «посадить» цветочки так, чтобы красные смотрели вверх, а синие – вниз.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области