Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическое разработка "Чудесный кубик" по ознакомлению дошкольников с башкирским орнаментом

Знакомить детей с различными видами декоративно- прикладного искусства Башкортостана закреплять понятия "декоративно- прикладного искусство". Способствовать развитию мыслительной активности и воображения. Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус, связанную речь,мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

Р.Б. Даутова

В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития, нравственного, патриотического  и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности – игре. Для того чтобы игра воздействовала на чувства каждого ребёнка, долго жила в его сердце, нужна повседневная кропотливая работа.

 Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым видом деятельности.

Именно дидактическая   игра  представляет  собой  многоплановое, сложное  педагогическое  явление: она является и игровым методом обучения детей  дошкольного возраста, и формой  обучения, и самостоятельной  игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами  находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Есть много разработанных игр, связанных с изучением быта, традиций башкирского народа.

Я остановила свой выбор на башкирском орнаменте, так как культурное наследие того или иного народа едва ли может быть полностью освоено без изучения орнаментального искусства, созданного народом на протяжении его многовековой истории. В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.  

Башкирский орнамент имеет свои специфические черты, которые отличают его от орнамента даже ближайших по культурному и этническому родству народов. Несмотря на множество мотивов, характерных для других народов, башкирский орнамент представляет образование уникальное. Некоторые его элементы, наиболее древние, известны у других народов, отдаленных на тысячи километров на запад и на восток. Встречаются элементы, характерные для искусства большинства народов Евразии. Это свидетельствует о том, что культура башкирского народа зарождалась в едином русле развития мировой культуры, в процессе активных контактов с племенами тюркского Востока и финно-угорским населением. В этом – причина сложности, многогранности изобразительного языка башкирского народа, повествующего об истории развития его культуры. Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен.

В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ  строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:

– цвет тепла и огня, – цвет чистоты помыслов, миролюбие,

– цвет изобилия и богатства, – цвет свободолюбия,

– цвет земли и плодородия, – цвет старости увядания.

– цвет вечной зелени,

В узорах налобных повязок-хараусов- имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир- это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

Кускар- символ завитых бараньих рогов и символ трав- тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S -образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями. Кускар - символ производительной деятельности человека, плодородия. Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак , упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны . Элемент свастика ,встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра.

Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство, также свойственна другим народам. Название элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос», тростки ромба - «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов –

«клоп» это и буква рунического письма, ромб типа русского репья «цветок», узор из попарно соединенных ромбов - «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак», полоса из соединенных углами ромбов - «ветка бадьяна» и другие.

Башкирское народное творчество является важным моментом в воспитании подрастающего поколения. Изучение башкирского орнамента на занятиях открывает просторы для: воспитания чувства любви к родным истокам; повторения основ структуры построения орнамента; цветовые отношения и особенности национального колорита; эстетического восприятия орнамента; ритмического построения орнамента; творческой активности детей с особенностями башкирской народной одежды. Развивать творческие способности, чувство цвета, ритма, компоновки. Воспитывать интерес и уважение к народному творчеству, усидчивость, аккуратность. Формировать отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни. Приобщение к такому поиску детей может стать отправной точкой в их дальнейшей творческой работе. В то же время, знакомство с традициями своего народа – важный воспитательный момент. Кроме того, народное декоративно-прикладное искусство очень выразительно и, как правило, несложно в исполнении и, конечно же, не требует специальных приспособлений и оборудования.

Башкирский орнамент – одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Хоть он и очень древний, народное творчество не теряет свою актуальность и в современном мире. Башкирский орнамент применяется и в дизайне, и в архитектуре, и в не менее известном этно-дизайне, украшениях и т. д.

С целью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования мною разработано дидактическое пособие, направленные на изучение башкирского орнамента, как одного из элементов башкирского народного творчества.

Дидактические игры

Цели этой игры: Учить детей находить одинаковые элементы башкирского орнамента и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов башкирского орнамента. Развивать мелкую моторику рук детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение играть в коллективе. Воспитывать интерес к искусству башкирского народа.

Правила игры:

Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.

Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.

Материалы: 28 карточек с элементами башкирского орнамента.

Цель игры: Учить детей находить элементы башкирского узора. Закрепить представление об основных элементах какой-либо орнамента, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к узорам орнамента

Обогатить словарь детей, башкирского национального орнамента. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

Воспитывать интерес к истории башкирского народа и его традициям

Материалы:большой куб с башкирским орнаментом, 8 маленьких кубиков размером 4*4 с элементами башкирского орнамента.

Правила игры:

В игре используются большой куб с башкирским орнаментом и маленькие кубики с элементами башкирского орнамента. Маленькие кубики перемешиваются.

Ведущий показывает орнамент на большом кубе, называя элемент башкирского орнамента, который на ней изображен. Игроки должны собрать такой же элемент на своих кубиках, еще раз назвать его.

Цель: познакомить детей с народными промыслами Башкортостана, рассказать, из какого материала и как изделия сделаны. Воспитытвать интерес и уважение к профессиям башкирского народа, развивать познавательные способности.

Правила игры:

Первый вариант. Детям раздаются сюжетные карточки с башкирскими народными промыслами. Ведущий показывает маленькие карточки и спрашивает:” Эти рабочие инструменты или материалы нужны для какого ремесла?”. Тот, кто быстрее в соответствии с сюжетными линиями находит карточки и становится победителем.

Второй вариант. Ребенок следуя своему сюжетному рисунку рассказывает о промысле башкирского народа (какой это вид, из чего сделана вещь из ткани или материала, в какое время и почему использовали древние башкиры).

Цель: продолжить знакомство детей с башкирскими народными орнаментами. Способствовать расширению представлений детей об искусстве башкирского народа. Развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к художественному творчеству.

Материалы: 4 образца, 96 элементов.

Правила игры. Детям раздаются целые и разрезанные (пазлы) карточки.

Детям по образцу нужно собрать целое изображение. После того, как ребенок собрал пазл, он рассказывает,какой элемент орнамента изображен.

Используемая литература:

1.Программа «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Москва «МОЗАИКА –СИНТЕС», 2014г.

2. «Академия детства» Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И.,Агзамова З.А., 2013г.

3. «Синтез искусства» Гасанова Р.Х.; Уфа «Биро», 2005г.

4. «Я познаю Башкортостан» Агишева Р.Л.; Уфа «Биро», 2008г.

5. Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-Уфа:Башкирское издательство «Китап»,1995

6. «Башкирское народное искусство» под ред. С.Шитовой; Уфа «Демиург», 2002г.

7.Сведения из интернета:

mages.yandex.ru› башкирский узор

http://bashkort.land.ru/textbook/index.html

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетгое учреждение детский сад №1

« Тополек» с.Железнодорожный муниципального района Белорецкий район Республика Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ

ЧУДЕСНЫЙ КУБИК

по ознакомлению детей дошкольного возраста

с башкирским орнаментом

Разработала и подготовила: старший воспитатель

МДОБУ детский сад

№1 с.Железнодорожный

Мусина А.Р.

2022

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области