Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся 1 – 2 классов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №1 г. Пошехонье Ярославской области

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся 1 – 2 классов

Буренина Светлана Борисовна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

г. Пошехонье 2022

Ш.А. Амонашвили утверждает: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя».

Из приведенного выше высказывания видно насколько велика роль отметки. От выбора учителем системы оценивания зависят образовательные результаты и личностные качества обучающихся.

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому, важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Феномен оценивания является достаточно спорным в психологии и педагогике. Оценивание рассматривается разными учеными и как система социальных умений, функция, процесс, действие. Однако в рамках теории деятельности оценивание – это деятельность, порождаемая потребностью субъекта получить информацию о собственном соответствии заданным исторически культурным эталонам бытия. Так, например, оценочная деятельность ученика в школе порождается потребностью получить информацию о соответствии собственных знаний, умений, компетенций, продуктов деятельности и т.д. требованиям (эталонам), принятым в конкретной школе, классе. В таком случае предмет оценочной деятельности совпадает с предметом учебной деятельности, точно так же, если оценочная деятельность осуществляется в рамках другого вида деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной и любой другой), предмет оценочной деятельности совпадает с предметом этой деятельности. Итогом оценочной деятельности является непосредственно оценка, которая может быть выражена по – разному: знаком, эмоциональной реакцией, оценочным суждением, отметкой.

В основе формирования оценочной самостоятельности лежат ответы на следующие ключевые вопросы:

что оценивать? (т. е. что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

как оценивать? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

каким образом оценивать? (т. е. кокой должна быть процедура оценивания).

1.Оценивание – постоянный процесс.

2.Оценивание должно быть только критериальным! Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные).

3. Оценивать отметкой можно только то, чему учат (результаты деятельности ученика и процесс их формирования): умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4. В контрольно-оценочной деятельности ученики приобретают навык и привычку к самооценке и взаимооценке.

Центральной задачей системы оценивания должно стать выяснение текущих затруднений ученика для организации коррекционной работы. Школа и ученик должны быть по одну сторону баррикад, чтобы цель была у ученика, а учитель становился его помощником, навигатором в зоне знаний.

Все мы знаем, что в первом классе технология безотметочного обучения является обязательной. В чём же суть безотметочного обучения?

Учителями сформулированы правила оценочной безопасности, список которых является открытым, постоянно дополняется и уточняется.

Методы безотметочного оценивания

Многих из нас волнует вопрос о том, какие же приёмы оценочной деятельности можно использовать на уроке при безотметочном обучении. Существует несколько видов оценивания. С первого класса я использую приём «Волшебные линеечки» Галины Анатольевны Цукерман.

Волшебная линеечка напоминает ребёнку измерительный прибор. В первое время учитель задаёт один критерий оценки, потом два и затем три критерия. После того, как учитель задал определённый критерий, дети на полях тетрадей чертят шкалу и самостоятельно отмечают зелёным крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. Чем лучше она выполнена, тем выше ученик ставит крестик.

После самооценки ученика наступает очередь оценки учителя. Если учитель согласен с оценкой ученика, то он обводит крестик в красный кружок, если   нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Совпадения детской и учительской оценок означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать” и должно в обязательном порядке словесно поощряться.

В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель ещё раз раскрывает ребёнку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

Оценивать работу ребёнка могут и родители по тем же критериям только чёрной пастой.

Таким образом, ребёнок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учится считаться с разными точками зрения.

Особая ценность данного приёма состоит в том, что он направлен на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом.

Такая оценка позволяет любому ребёнку увидеть свои успехи, соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя, удерживает учебную функцию оценки (крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании), помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетради). Этот приём является безобидной и содержательной формой оценки.

Следующий прием формирования оценочной самостоятельности, который тоже можно применять с первого класса – это работа с эталонами. Работу с эталонами использую на уроках русского языка и математики, где образцы (эталоны) написания букв и цифр есть в тетрадях на печатной основе. После объяснения, показа учителем и практической тренировки обучающихся им дается задание: «Пропишите букву, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина). Как видно ученики уже должны соблюдать несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа производится на достаточно высоком уровне трудности. Но начинать работу с эталоном необходимо основываясь на отработке одного критерия.

После того как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает первое задание: «Подчеркните буквы, которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынесите количество подчеркнутых букв на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы или элементы букв, соответствующие эталону, исправляет ошибки обучающихся и выносит на поля свое число верно написанных букв или элементов.

Работа с эталоном – это основа содержательной оценки обучающихся. Приучив учеников работать с эталонами такого вида, мы готовим их в выработке собственных эталонов, которые, в свою очередь, помогут осуществлять объективное оценивание своей работы.

«Сигналы рукой»

Учитель предлагает обучающимся показывать сигналы рукой, которые обозначают понимание или непонимание изучаемого материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса). Предварительно педагог договаривается с обучающимися об использовании условных сигналов. Варианты сигналов:

– «Я понимаю и могу объяснить» – большой палец направлен вверх;

– «Я все еще не понимаю» – большой палец направлен вниз;

– «Я не совсем уверен, у меня есть сомнения в правильности моего понимания, вопросы» – большой палец направлен в сторону.

Учитель и обучающиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты.

Педагог анализирует понимание учениками объясняемого материала, определяет оптимальный темп урока. По итогам оценивания учитель может продолжить объяснение или объяснить непонятный материал повторно.

«Светофор»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

При формировании оценочной самостоятельности во 2 классе использую знаковую символику:

! – знак уверенности в правильности выполнения работы;

? – знак сомнения.

В основу оценочной самостоятельности залажен критерий «правильность». Также при работе с этими знаками идет работа с эталонами. Эталон является основой содержательной оценки обучающихся. Чтобы поставить знак уверенности или сомнения, ученик должен прогнозировать точный результат деятельности. Работа со знаками уверенности и сомнения ведется преимущественно в тетрадях на уроках русского языка и математики. Использование этих знаков я осуществляю практически при каждом виде работы, выполняемом обучающимися самостоятельно.

Эффективность использования этих знаков в следующем:

1.Экономность занимаемого места, т. к. знаки ! и ? обучающиеся ставят на полях, напротив выполняемого задания.

2.Осуществление обучающимися предоценки (после самостоятельного выполнения работы) и оценки (после проверки, т.е. работы с эталоном) правильности выполнения своей работы является формированием навыка самопроверки.

В результате такой работы на полях появляются следующие записи:

?! – сначала учение сомневался в правильности выполнения работы, после проверки увидел, что работа выполнена им верно;

?? – сомнения в правильности выполнения работы подтвердились;

!! – уверенность в правильности выполнения работы подтвердилась;

!? – уверенность в правильности выполнения не подтвердилась.

3.Учителю легко отследить процесс формирования учебных навыков обучающихся.

При проверке тетрадей учитель оценивает работу обучающегося, ставя для себя две цели: проверить учебные умения и навыки; проверить навык самопроверки. В результате во время проверки учитель либо обводит в кружок один из знаков, которые поставил ученик, либо, если второй знак поставлен в несоответствии с эталоном (правильным выполнением работы), тогда красной пастой рядом с двумя знаками ставит знак, соответствующий эталону.

Такая ситуация является сигналом для учителя, что у ребенка совершенно не сформирован навык самопроверки и он нуждается в индивидуальной работе.

При обведении учителем знака сомнения (?) или постановке знака сомнения учеником педагог имеет право дать необходимую рекомендацию на полях тетради. Эти рекомендации даются ученику, а также позволяют родителям оказывать помощь их ребенку при выполнении домашних заданий.

4.Использование знаков сомнения и уверенности позволяет формировать у обучающихся не только оценивание собственных возможностей, но и осуществлять взаимооценивание. При этом я использую работу в группах постоянного состава. Таким образом, второй знак на полях выставляет уже другой ученик. Это способствует тому, что школьники учатся объективной проверке и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих одноклассников.

Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно использовать следующие приемы:

Рейтинг вводится на период согласования критериев отметки. Ученик сначала сам ставит отметку за работу, затем ее оценивает учитель. Отметка записывается дробью, например, 4\5. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Прием полезен и для приучения ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Защитный лист, в котором ученик до урока записывает свою фамилию, если он не готов к ответу. Теперь он может быть уверен, что сегодня его не спросят. Учитель, подшивая листы, держит ситуацию под контролем.

Отсроченная отметка. Неудовлетворительную отметку можно сразу не выставлять в журнал, ограничившись оценочным суждением и дав тем самым ученику дополнительное время для подготовки.

Кредит доверия может использоваться, например, при выставлении спорной четвертной отметки: «Давай попробуем поставить тебе высокую отметку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы». Дети ценят доверие!

Приемов педагогической технологии великое множество. Они являются результатом творчества учителей, объединенных любовью к своему делу и профессионализмом.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области