Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нравственные уроки Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»

• сопоставлять народную и литературную сказки, • раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста раскрыть нравоучительный смысл сказки • развивать мыслительную деятельность учащихся, то есть умение анализировать, обобщать речи • содействовать формированию нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема

Нравственные уроки Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»

Тип урока, его место в системе уроков

Урок общеметодологической направленности, 4 урок в теме.

Цели

Планируемые результаты

Личностные:

оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей гражданина России;

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции; умение планировать пути достижения намеченных целей; оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные:

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы , вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Предметные:

- углубить знания о литературной сказке, сопоставлять народную и литературную сказки,

раскрыть нравоучительный смысл сказки через анализ поступков главного героя сказки

Оборудование: доска, презентация , таблицы для заполнения, шаблоны-зернышки для оценивания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

4

I

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне, создание доброжелатель-ной атмосферы

Создаёт эмоциональный настрой

Выбирает эффективный способ концентрации внимания. Мотивирует обучающихся на активную деятельность.

Организует обучающихся на начало работы.

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые настроены по отношению к вам очень доброжелательно. Не бойтесь, активно работайте!

- Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах!

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку… (поднимать).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не… (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно… (руку).

При Приветствуют учителя

Етст

Излагают правила поведения на уроке в стихах

Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную задачу

Коммуникативные:

вступает в учебный диалог с учителем

II. Актуализа-ция и фиксирование индивидуального затруднения Цель: повторение изученного материала

Вы  познакомились с удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, трогательная, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе...( слайд 1)

Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

-Можем ли мы назвать это произведение сказкой? Чем она отличается от народной?

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу со сказкой Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители». Но тема нашего урока будет звучать немного по другому. (Слайд 2) Одно слово отсутствует, а чтобы его отгадать предлагаю поиграть в викторину. (Слайд 3) Ответьте на все вопросы, а за каждый правильный ответ мы откроем 1 букву. Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете символ этой сказки – зёрнышко.(слайд 4-15) 

-Справились, молодцы! У нас получилось слово НРАВСТВЕННЫЕ.

И какая получилась тема у нашего урока? ( Тема нашего урока «Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».) (слайд 16)

-Т.е. мы продолжаем работу над сказкой А. Погорельского. И эпиграфом к уроку будет пословица : «Скучен день до вечера, коли делать нечего».(слайд 17) Как вы её понимаете?

Сопоставляют народную и литературную сказки.

Доказывают, что прочитанное произведение - сказка

Находят отличия от народной сказки

Отвечают на вопросы

Читают и анализируют эпиграф, формулируют цель урока

Познавательные:

строят речевое высказывание в устной и письменной форме Осуществляют самоконтроль

Коммуникативные:

участвуют в диалоге

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия

III. Мотивация учебной деятельности, целеполагание

IV. Работа по усвоению новых знаний.

V. Беседа на выявление восприятия текста

VI . Физкультминутка

VII. Творческая работа.

VIII.

Закрепление пройденного.

Итоги урока

-А вы знаете, что такое нравственность?

-Что вы хотите узнать по теме урока?

Кому нужны уроки?

Почему оказались нужны?

Кто преподал уроки?

В чем они состояли?

Молодцы, действительно нравственность - это внутренние духовные качества, нормы, правила поведения. 

Таким образом, ребята, мы поставили цели нашего урока. И сегодня нам действительно нужно выяснить каковы главные уроки сказки.

-Главный герой-мальчик Алеша, лет 9-10. Именно о нем сегодня мы будем говорить. Прочитав сказку мне почему-то захотелось поделить ее на 2 части, в которых герой по-разному представляется нам. Как думаете, на какие?

-Верно, а почему?

Характеристика героя сказки

-Предлагаю вспомнить все качества Алеши, которыми он обладал за всю историю сказки. (слайд 18)

-А сейчас разделите эти качества в таблицах, которые лежат у каждой команды.

- Давайте поменяемся ответами, командиры проследят, что у вас получилось. (слайд 19)

-Ребята, Алеша и правда очень изменился после получения семечка. Посмотрите только каким он стал, а все потому, что каждый день ему не надо было учить уроки, в то время когда все дети занимались. Он стал страшно непослушным, баловался и дерзил. Каждый день был для него как праздник.

-А как вы думаете, что стало главной причиной изменения Алеши в худшую сторону? (слайд 20)

- Подберите синоним к слову праздность. (безделье, лень, тунеядство)

-Найдите этот эпизод и выразительно прочитайте, что делал Алеша, когда не готовил уроки? ( с 135-136 до слов НАКОНЕЦ…)

-Какой из этого вы можете сделать вывод? ( Праздность развращает человека, значит, труд является обязательным условием нравственной красоты человека.)

-Какой эпизод является самым драматичным в жизни Алеши? ( Потеря волшебного семечка и предательство.) (с 136 На след. день –с 137 до слова МЕЖДУ…)

-Достаточно. А чем можно обьяснить отчаяние Алеши. Думал ли он в ту минуту о том, что совершает плохой поступок, обманывая учителя?

-Какое качество присуще ему в данный момент, раз он думает только о себе? (самолюбивый).

-Посмотрите и отгадайте фрагмент сказки!( Слайд 21)

-После того как Чернушка вернула семечко, как реагировал на это Алеша?

-Почему?

-К сегодняшнему уроку некоторые ребята приготовили инсценировку фрагмента этой сказки, давайте посмотрим!?

-Спасибо, ребята!

-Какие уроки мы можем извлечь из этого разговора?

- Приносят ли Алеше радости в жизни успехи, к достижению которых он не приложил ни капли усилий?

-Какой сделаем вывод?

-Ребята посмотрите фрагмент из сказки, отгадайте его. (Слайд 22)

-Каков его смысл? ( Чернушка учит мальчика хранить тайну, не быть неблагодарным.)

-Почему Чернушка называет неблагодарность «худшим свойством»?

-К чему привела неблагодарность Алешу?

-Поверил ли ему учитель? (нет) Что он предпринял?

-Что нужно было сделать Алеше, чтобы его не наказали?

-Попробуйте объяснить слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выползают через щелочку».

-Ребята, как автор относится к своему герою?

-Почему так решили?

-Предлагаю отдохнуть.

«Лови ошибку».

Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок. Расположите их в правильном порядке, как они происходят в произведении, используя нумерацию.

1.Алеша проявляет необыкновенные способности.

2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

6. Предательство.

7. Жизнь Алеши в пансионе.

8. Болезнь и выздоровление.

-Ребята, мне бы очень хотелось чтобы вы обратились к Алеше с посланием, с добрыми советами, напишите ему письмо, в котором преподнесете ему уроки нравственности! (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего», композитор Е. Крылатов)  

-Молодцы! А как вы думаете, в какой момент Алеше особенно важно было бы получить такое письмо?

-С каким мальчиком вам было бы приятнее общаться?

- Чему учит Чернушка мальчика?

-Какие советы дает Чернушка Алеше, пока мальчик окончательно себя не потерял?

Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?

- Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Так какой же он герой, положительный или отрицательный?

-Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках?

Вернемся к эпиграфу.

- Какие же нравственные уроки извлек Алеша, а вместе с ним и мы , читатели. Чему же учит эта сказка?

Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним.

Составим кластер

Внутренние духовные качества, нормы, правила поведения

Отвечают (до появления семечка и после)

Читают качества Алеши на слайде.

Работают в таблицах. В командах. Распределяют слова в два столбика

Осуществляют самопроверку по образцу

Отвечают (праздность)

Подбирают синоним.

Читают

Читают

Потерей заветного семечка

Рассуждают, отвечают на вопросы , подтверждая словами текста, делают выводы.

Обрадовался

Учитель задал выучить 20 страниц

Показывают небольшой фрагмент из сказки, инсценируя её.

Надо вовремя успеть исправится, пока дело не зашло слишком далеко

Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом, только знания добытые трудом остаются крепко в голове, только их никто не может отнять, только они приносят по

Он предал маленьких жителей.

Дурные привычки легко приобрести, но трудно от них избавиться.

Автор очень любит своего героя, он хочет, чтобы из Алеши вырос настоящий человек.Потому что Алеше выпадает шанс исправиться не один раз.

1. Жизнь Алеши в

пансионе

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Король награждает

героя конопляным зернышком,

обещая исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные способности

6. Предательство.

7. Прощание с министром

8. Болезнь и выздоровление.

Выполняют задание, зачитывают письма.

Нравственные уроки:

1) Необходимо стараться развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга и умение нести ответственность за свои поступки, честность, доброту.

2) Никогда нельзя ставить себя над другими людьми и их интересами, выше других людей, даже если ты и много знаешь и умеешь.

3) Нужно стремиться быть, насколько это возможно, строгим к себе, своим поступкам, отношению к другим людям.

4).Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

5) Слушать внутренний голос совести

Познавательные:

самостоятельно формулировать цель;

Коммуникатвные вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации из текста, подбирают синоним к данному слову.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы ,

Личностные:

оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей гражданина России;

Предметные:

раскрыть нравоучительный смысл сказки через анализ поступков главного героя сказки

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты:

Развитие навыков познания и самопознания через художественное произведение

Регулятивные УУД:

1. Умение определять учебную задачу, планировать, осуществлять её; высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы

,

Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

-Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.

Осуществляют рефлексию

VIII. Домашнее задание (на выбор)

Написать продолжение сказки

Записывают домашнее задание

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области