ИГРА ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПО ШАХМАТАМ.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4-6 лет «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Цели:
Оборудование: волчок, фишки, эмблемы команд, конверты с вопросами, картинки к играм «Собери шахматы», бланки с изображением фигур-половинок, карандаши, мешочек для шахматных фигур.
Формы работы: коллективная.
Ход игры:
Ведущий:
- Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших знатоков.
(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда ?». Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами, жюри и зрителями.)
Ведущий:
- А, теперь, поприветствуйте друг друга И дадим название командам
1-ая команда: - Команда «Знатоки».
2-ая команда: - Команда «Умники».
Ведущий: - Спасибо командам. - А, сейчас, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полу - круга,
На лице она живет,
Но куда-то вдруг уйдет.
То внезапно возвратится
Грусть, тоска ее боится? (Улыбка)
- Покажите на своем лице эту подругу. (Все дети улыбаются.)
Ведущий:
- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.
Перед нами стол 6 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. С каждой команды поочередно выходит один игрок и крутит волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут. Итоги подводит в конце игры, каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. И мы начинаем нашу игру, приглашаем знатоков занять свои места за игровыми столами.
Ведущий: 1 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Вопрос!
«СОБЕРИ ФИГУРУ»
ДЕТЯМ РАЗДАЮТСЯ РАЗРЕЗАННАЯ ШАХМАТНАЯ ФИГУРА. (Игроки 2-х команд за столами выполняют задание.)
Ведущий: 2 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
«Расставь фигуры».
На стол перед ними ставится пустая шахматная доска. Рядом с каждой командой – шахматные фигуры (у одной команды черные, у другой белые). По сигналу дети по очереди берут по одной фигуре, добегают до стола и правильно расставляют их на доске.
Ведущий: 3 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
«Угадай фигуру».
Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, берет одну фигуру и на ощупь определяет и называет ее.
Усложнение задания: дети достают из мешочка заданную педагогом фигуру.
Ведущий: 4 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
«Шахматные загадки»
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
Покажите на доске, как ходит пешка.
Ходит очень осторожно
На один шажок,
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок. (Король)
Покажите на доске, как ходит король.
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.
(Ферзь)
- Покажите на доске, как ходит ферзь.
Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали.
(Ладья)
- Покажите на доске, как ходит ладья.
Он наискосок идет
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.
(Слон)
- Покажите на доске, как ходит слон.
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне.
(Конь)
- Покажите на доске, как ходит конь. (Прыг, скок, вбок)
Ведущий: 5 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
«Блиц – турнир загадки в рифму»
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь...(Мат)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен... (Шах)
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -... (Король)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют... (Рокировка)
Ведущий: 6 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Задание!
«БЛИЦ ОПРОС – ВОПРОСНИК»