Известный факт, сохраняя прошлое - мы создаём будущее. Воспитание экологически грамотной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности, любящей и знающей свой родной край - одна из приоритетных задач в образовании.
Рациональное применение краеведческого принципа требует от учителя большой, но и весьма увлекательной творческой работы. Важно, чтобы этот принцип пронизывал все школьные биологические курсы, использовался во всех видах как классной, так и внеклассной работы.
Продумывая содержание школьного биологического курса, важно заранее наметить, на каком уроке и какой краеведческий материал будет использован, определиться с методами и приемами организации учебной работы.
В соответствии с программой по биологии уже на первых занятиях (при общем знакомстве с цветковыми растениями) рекомендуется провести лабораторные работы, предусматривающие изучение растительности родного края. Кроме того, учителю предлагается провести экскурсию для ознакомления учащихся с цветковыми растениями, местами их обитания, с распространением плодов и семян.
Изучение последующих тем курса ботаники («Семя», «Корень», «Побег», «Цветок и плод», «Растение — целостный организм») должно проходить также с демонстрацией местных растительных форм, постановкой некоторых опытов в природных и лабораторных условиях. Можно запланировать экскурсии в оранжерею или теплицу местных сельскохозяйственных предприятий.
Огромное значение в осуществлении краеведческого принципа приобретают летние задания по наблюдению фенологических явлений, гербаризации и постановке опытов в условиях школьного участка, а также практические занятия по сельскому хозяйству, знакомящие учащихся с разнообразием сельскохозяйственных работ, показывающие наглядно связь ботанических знаний с практикой сельского хозяйства (например, связь окучивания растений и развития корневой системы, циклов развития вредных насекомых и борьбы с ними и т. п.).
Не менее важен краеведческий принцип и в курсе зоологии. Разнообразие животных, их научное и хозяйственное значение наиболее доступно и наглядно можно изучить на видах местной фауны. Например, нельзя представить изучение многообразия членистоногих без экскурсий и наблюдений за ними природе.
Большие возможности для использования краеведческого принципа имеются при изучении позвоночных: рыб, амфибий, рептилий, птиц, зверей, населяющих родные просторы, т. е. животных, о которых дети в той или иной степени уже знают из жизни. Глубокому знакомству учащихся с животными будут способствовать тематические экскурсии, наблюдения, работа в уголке живой природы, натуралистическая работа исследовательского характера.
В школах г. Губкина и области используются материалы, оформленные на основе данных наблюдений и исследований в местной природе и хозяйстве (картограмма, характеризующая распространение птиц в области, прилетающих сюда на зимовку; картограмма, отражающая расселение в области различных групп позвоночных, обогащение местной фауны за счет видов, пришедших сюда из других мест; схема распространения птиц в области по сезонам года (оседлые, перелетные, зимующие, прилетные, залетные); таблицы (или фотомонтажи): представители местных рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; охотничье-промысловые грызуны).
Соблюдение краеведческого принципа в курсах ботаники и зоологии позволит учителю углубить его в заключительном курсе - общей биологии. Перед учащимися старших классов вполне закономерно поставить вопрос о привлечении их к научному эксперименту в природных и лабораторных условиях. Какие именно школьные исследования провести в целях повышения научности преподавания биологии, во многом определяется квалификацией учителя, его научным багажом, а также особенностями природного и хозяйственного окружения школы.
При изучении вопросов развития жизни на Земле можно познакомить учащихся с палеонтологической летописью своей малой Родины. Это позовет школьников в походы, на экскурсии по родному краю. Знакомя учащихся с эрами и периодами в истории развития жизни на Земле, можно рассказать о залежах и хозяйственных разработках известняков, мела, бурого и магнитного железняка и других пород органического происхождения в своей местности.
При изучении генетики, селекции немаловажную роль в связи с краеведческим принципом в преподавании могут сыграть экскурсии в ближайшие опытные сельскохозяйственные станции и в племенные животноводческие хозяйства. Выяснению взаимоотношений организмов в природе, установлению при этом некоторых закономерностей значительно способствует постановка наблюдении за жизнью животных и растении в среде их обитания, в конкретных условиях в окружающей природе.
Важно, чтобы краеведческий материал нашел отражение в содержании и оформлении школьного биологического кабинета. В хорошо оборудованных школах имеются биологические кабинеты, оснащенные микроскопами, компьютерами, проекторами и другим ценным оборудованием, но в них иногда нет, к сожалению, материалов, отражающих родную природу, нет даже удовлетворительного гербария местной растительности. Нам кажется, что кабинет биологии должен включать экспонаты, пособия из объектов местной природы, а также данные биологических исследований климата, почвы, материалы о размещении животных и хозяйственном их использовании, об охране природы и др. Биологический кабинет — это своего рода микро лаборатория по изучению родного края, а учитель — ее руководитель.
Опытные учителя создают кабинеты годами, непрерывно обогащая их содержание и совершенствуя оформление. Каждая экскурсия, каждый проведенный опыт в природе или на опытном участке должны способствовать пополнению кабинета (новые натуральные объекты, графические материалы, альбомы, фотографии и т. п.). Продуманное целенаправленное содержание оформление кабинета, несомненно, привлечет к себе юных натуралистов. учащихся всех возрастов.
Важным в осуществлении принципа краеведения является соблюдение межпредметных связей. Межпредметные связи объединяют биологию прежде всего с географией, а также химией, физикой, историей, обществоведением и другими школьными предметами.
Осуществление краеведческого принципа не должно повлечь за собой расширения школьного курса. Задача заключается в том, чтобы повысить научность преподавания биологии и одновременно связать ее с познанием окружающей живой природы, что позволит конкретизировать содержание программы, сделать изучение её более доступным, понятным и целенаправленным.