Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические технологии, используемые на уроках музыки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогические технологии, используемые на уроках музыки

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.

Поэтому много внимания в своей школьной практике я уделяю ниже перечисленным технологиям, которые способствует созданию благоприятного психологического климата при организации образовательного процесса, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества.

Образовательные, или педагогические технологии – это «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В.М. Монахов).

Они включают в себя:

- представление планируемых результатов обучения;

- средства диагностики текущего состояния обучаемых;

- методы обучения;

- критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Технология проблемно-развивающее обучение

Проблемно обучение-это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

- строят гипотезу,

- намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

- аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

Проектно-исследовательская деятельность на уроке музыки - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).

В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных:

-мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

-умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

-умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

В процессе исследования у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и само коррекции. Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Так, детям необходимо, определив тему исследования, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы.

Занятия исследовательской деятельностью повышает качество образования. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы, т.е. начинают заниматься самообразованием. Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность и творчество школьников.

Примерами проектно-исследовательской деятельности являются работы ребят 7 а класса по теме: «Видеоконцерт классической музыки.» Данный проект предполагает самостоятельную работу учащихся, индивидуально или в группах. Основная задача проекта: активное знакомство учеников с видеопорталами YouTube.com, составление и обсуждение со сверстниками программы видеоконцерта.В данном проекте могут быть показаны видеотрансляции отечественной классической музыки, зарубежной, духовной музыки,посвящению и творчеству какого-либо одного выдающегося композитора (И.С.Баха, В.А.Моцарта,П.И.Чайковского и др.) также создание презентации по данной теме,что станет своеобразным обощением полученных знаний о различных явлениях отечественной и зарубежной музыкальной культуры.

Большой интерес представляют и другие проекты учащихся, например, "Виртуальный музей музыкальных инструментов". Данный проект может стать один из самых примечательных, поскольку учащиеся узнают об инструментах своего края, страны, народов мира, а также духовых, струнных, ударных, электронных музыкальных инструментов ранее не изученных на уроках музыки). Примерная тематика проектов в данном разделе: «Царица музыки-скрипка», « Путешествие в мир народных музыкальных инструментов»,», «Из истории струнно-смычковых инструментов», « Музыкальные инструменты разных стран и народов мира» и т.д. В данном проекте ребята узнали многое, каждый музыкальный инструмент по особенному влияет на организм человека, музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

При правильной организации исследования на уроках повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качественная успеваемость, эмоциональный настрой и т.д. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Стало понятно, что по сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Здоровьесберегающие технологии

Используя в учебно-воспитательном процессе современные технологии, необходимо помнить о сохранении здоровья учащихся. Важно предупредить любое возможное отклонение в состоянии здоровья учащихся, если таковое может случиться при использовании, например, компьютерных технологий.

Моя работа с обучающимися направлена на сохранение и укрепление их здоровья, на формирование ценностей здорового образа жизни.

И включает в себя:

Информационно-коммуникативные технологии на уроках музыки

С точки зрения использования ИКТ на уроке музыки можно выделить типологию уроков: уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. Презентация о жизни и творчестве композитора или художника, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), его фотографии (если имеются), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т. д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию детьми художественно-педагогической идеи урока. Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать мотивацией в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.

Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.

Мне, как учителю музыки, очень удобно использовать на уроках сеть Интернет.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационно -коммуникативных технологий на уроке музыке позволяет:

Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Таким образом, применение ИКТ делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.

Технология критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

• На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

•На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

• Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Игровые технологии на уроках музыки

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

Игровые технологии делают обучение занимательным, облегчают переход из начального звена в среднее и помогают в преодолении трудностей в освоении учебного материала по новым предметам, не знакомым в младшей школе.

Понятие «занимательность» отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры.

Игровые моменты позволяют создать на уроке атмосферу непринужденности, увлекательности. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся. Например, в интерактивной игре «В музее классической музыки» учащиеся обобщают пройденные музыкальные классические произведения. Эта игра может быть использована на итоговых уроках, в рамках Недели музыки, во внеурочной деятельности. Вопросы соответствуют программе по музыке.

Игра «В музее русских и зарубежных композиторов». Эта игра увлечет ребят в мир музыки. Экскурсия по музыкальному музею! Попадаешь в прекрасный зал, и чудное перо, скользящее по драгоценной рамке увлекает тебя в дивный мир под чарующие звуки. Игра способствует запоминанию учащихся портретов и фактов из биографии великих русских и зарубежных композиторов, развивает любознательность, интерес к предмету.

Такие интеллектуальные игры как «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов», Кроссворд «Знатоки музыки» расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

На мой взгляд, самой интересной для учеников 5-х классов - музыкальная игра “Щелкунчик”, в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобится не только мужество, но учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета “Щелкунчик”: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.

Таким образом, через игру учитель может выполнить множество целей и задач на уроках музыки:

1)формируются учебные умения и навыки;

2)развиваются познавательные способности;

3) воспитываются положительные качества личности;

4) прививается любовь к предмету

5)способствует развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных и творческих способностей.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.12.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области