Статья на тему: «Формирование и развитие познавательной активности
младших школьников на уроках»
Советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский писал: «Активная жизнь детской мысли – это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе». От качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. В связи с этим вопрос о формировании активизации познавательной деятельности звучит наиболее остро и актуально.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе.
Учебно-познавательная деятельность стимулируется мотивами обучения. В педагогике существует следующее определение: «Мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования». Мотивация – главное средство, дающее возможность повысить уровень заинтересованности обучающихся к учебному процессу, позволяет повысить их личный и творческий потенциал.
Проблема учебной мотивации обучающихся привлекала многих педагогов-исследователей. Среди них Л.И. Божович, Г.Г. Зайцев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Л.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Е.И. Савонько, Э.А. Уткин, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и другие. Ими выявлены основные источники формирования и развития мотивации обучающихся во время образовательной деятельности и освещены психологические аспекты этой проблемы.
В результате этих исследований установлено, что развитию познавательного интереса у обучаемых способствуют следующие условия:
1) максимальная опора на активную мыслительную деятельность школьников; ситуация решения проблемных вопросов и задач, активного поиска и догадок, размышления, анализ различных суждений и т.д.
2) организация обучения на оптимальном уровне развития обучающихся (правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие обучаемых, служить источником нового в развитии);
3) эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус обучающихся: (благоприятный психологический климат, созданный преподавателем на занятии, повышает настроение обучаемых, способствует развитию их познавательного интереса);
4) благоприятное общение в учебном процессе (общение школьников друг с другом и с педагогами создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых на интерес очень велико).
Формирование мотивации к обучению происходит с 6 лет. В младшем школьном возрасте обучающиеся располагают значительными резервами развития – физическими и психофизиологическими. Педагог, помогая формировать положительную учебную мотивацию, при организации процесса обучения, должен учитывать особенности возрастного развития школьника, а именно: физическое, когнитивное и эмоциональное развитие ребенка. Задача педагога начальной школы – знать и учитывать психолого-педагогическую специфику в образовательной деятельности.
Мотивация не появится без интереса к обучению. Интерес – один из неизменных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной предпосылкой действий, которая ощущается человеком как очень важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Известный русский психолог начала XX века Лев Семенович Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления …». Его педагогический закон гласит:
- «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»
- «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен»
- «Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Именно в период обучения в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения. А к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, то есть сделать ее устойчивым личностным образованием школьника. Среди основных задач, стоящих перед школой, наиболее важной и сложной является задача формирования у обучающихся положительной устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.
Познавательная активность напрямую зависит от ситуаций, которые создаются на уроках, от того, насколько увлекателен предмет для школьника. Мотивация склонна к изменениям в зависимости от качества преподавания, то есть педагогических технологий, применяемых учителем.
Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии
Это электронные и информационные ресурсы с визуальной, аудио- и видеоинформацией: фотографии, портреты, иллюстрации, звуки живой и неживой природы, звукозаписи литературных и музыкальных произведений, видеофрагменты процессов и явлений, видео экскурсии.
Применение ИКТ усиливает восприятие школьниками учебной информации, активизирует мыслительную деятельность. Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде выдавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов. Это в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала обучающимися.
Предметно-ориентированные технологии
Обеспечивают высокий уровень предметных знаний, активизируют самостоятельную активность обучающихся. Главная цель предметно-ориентированной технологии – усвоение учебного материала.
Задания на уроках русского языка в 1 классе:
Литературное чтение:
Окружающий мир:
Математика:
Метод «Соревнование» развивает навыки требовательного отношения к собственной личности, стремление к совершенствованию личных компетенций.
На уроке математики. На доске два столбика примеров. Обучающиеся по цепочке выходят и решают их. Какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием.
На уроках русского языка. 1) Столбики словарных слов. Нужно вставить пропущенную букву. Какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием. 2) Столбики слов одной группы с разным количеством слогов. Распределить слова: 1 ряд – слова с одним слогом, 2 ряд – с двумя слогами. 3) Столбики слов разных групп. Например, одежда и обувь. 4) Столбики слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
На уроках литературного чтения. После знакомства со сказками 2 подгруппы обучающихся выбирают слова, характеризующие персонажей. Например, 1 подгруппа – медведь, 2 подгруппа – заяц. Кто быстрее и правильнее.
На уроках окружающего мира. На доске названия животных. Нужно распределить их по месту обитания: 1 ряд – животные хвойного леса, 2 ряд – животные тропического леса. Аналогично с названиями птиц. 1 ряд – зимующие птицы, 2 ряд – перелетные птицы. Соревнование по подгруппам «Кем и чем они были раньше?». Названия: кошка, собака. лиса, тигр, утка, гусь, баран, свинья, курица, цыпленок, женщина, мужчина, дрова, лед.
Технологии проблемного обучения
Суть метода: ставится проблема, указываются противоречия, организуется поиск решения и доказывается правильность выбранного решения. Метод демонстрирует ход рассуждения и анализа, логичность изложения материала. В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить школьники смогут по окончании урока.
Темы уроков: Что такое главные члены? Чем отличаются квадрат и прямоугольник? В чем различие сказки и рассказа? Растения – это часть живой природы или неживой природы? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед?
Проектные технологии
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Метод ориентирован на индивидуальную и групповую работу, содружество с учителем.
Технологии творческой деятельности
Помогают реализовать и раскрыть творческие возможности обучающихся. Творческое задание развивает беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности. Это действие, всегда характеризующееся высоким накалом положительных эмоций, подъёмом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.
На литературном чтении учимся составлять мини-сочинения на заданную тему.
Творческие задания ребята с удовольствием выполняют на каждом уроке технологии. Особенно обучающимся нравится творить, используя природный материал.
Ситуация успеха
Эффективным средством стимуляции учебной деятельности является прием «Ситуация успеха». Успех – пусковой механизм самосовершенствования и саморазвития. Успех является источником внутренних сил школьника, рождает энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ученик испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Создание ситуации успеха на уроке строится на следующих принципах:
Примеры поддержки:
- Тема трудная, но я не сомневаюсь, что у вас всё получится, вы обязательно справитесь!
- Я даже не сомневаюсь в хорошем результате
- Это нужно знать для дальнейшего изучения темы, вы должны быть внимательны
- Обратите внимание на …
- Лучше начать с …
- У тебя все получится
- Больше всего тебе удалось …
- Мне понравилось, как ты справился с заданием
- Вот здесь ты был молодец…
Все эти педагогические технологии повышают интерес обучающихся к учебным предметам, способствуют повышению уровня мотивации учебно-познавательной деятельности.