Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые действия

Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №11

Лесозаводского городского округа»

Автор: воспитатель первой квалификационной категории

Конышева Яна Вадимовна

Консультация для педагогов

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровые действия

Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.

Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи, одеванием, умыванием, повторяются систематически.

Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Наши отечественные педагоги Нечаева В. Г., Горбачева В. А. и психологи Мухина В. С., Субботский Е. В. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.

Также проблемами воспитания культурно - гигиенических навыков занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным. А вот как они это будут делать – зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня. Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье.

Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических навыков и формирования на их основе привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учреждения, а так же родителей. В детском саду гигиеническое обучение проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом. Специальных занятий не планируется, но гигиеническое воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада.

По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.

В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.

По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.

Культурно - гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку.

Повседневные упражнения позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.

Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей - постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.

Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т. д. Главное нужно отличать успехи ребенка.

С первых дней жизни при формировании культурно - гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.

Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.

С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.

По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе, решаются такие задачи:

- продолжать учить под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

- формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);

- в процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;

- в процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.

Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Возрастной особенностью детей третьего года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.

Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Освоение детьми культурно – гигиенических навыков осуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:

• в процессе режимных моментов

• в образовательной деятельности

• в создании условий для самостоятельной деятельности детей

• во взаимодействии с семьями воспитанников

И в разных формах организации детей:

• групповой

• подгрупповой

• индивидуальной

Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни нужно знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания можно использованы заинтересовывающие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Аня уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания, например: «Игорь, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И мальчик охотно сам старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Учить детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень куклу на прогулку» и др. игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют, поэтому сначала с детьми рассматривается схема умывания. В процессе умывания также используются потешки. Полученные навыки закрепляются рассматриванием сюжетных картинок, в дидактических играх «Научим Элю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следить, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время необходимо пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети учатся есть аккуратно. Детей необходимо приучать к бумажным салфеткам и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек.

Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.

Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.

Нужно не только учить детей умываться, одеваться, правильно есть и пользоваться носовым платком, но и приучать их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр.

Таким образом, разнообразие методов и приемов позволяют сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Улучшение показателей у детей также является результатом совместной работы педагогов и родителей.

В младшем возрасте необходимо культурно-гигиенические навыки прививать через игру. Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: здесь подходят игры, в которых можно создать игровые ситуации, например: игры с куклами. Это - «Строим кукле комнату», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку», «Накормим куклу обедом», «Постираем кукле платье», «Искупаем куклу Катю» и т. д. Эти игры способствуют формированию практических умений и навыков, прививают положительное отношение к умыванию, побуждают принимать посильное участие в труде, а чтобы игры были интересные, применяем много потешек или стихов, ведь их можно подобрать на все случаи жизни.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо также с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький ребенок быть самостоятельным? Стремясь сделать все за ребенка, взрослый причиняет ему большой вред, лишает его самостоятельности.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать, не торопя ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно. Ребенок, который будет делать многие действия самостоятельно под наблюдением взрослого, быстрее освоит культурно-гигиенические навыки.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области