Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока по русскому языку на тему "Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами" 8 класс

1 Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Льва толстого «После бала» 2 Показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи 3 Развивать творческие способности учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема урока «Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами».

Учитель Ануфриева Валентина Егоровна

(После изучения темы «Однородные члены предложения» 8 класс).

Цели урока:

Оборудование: рассказ Л.Н.Толстого «После бала», толковые словари, АРМ учителя, запись мазурки Ф.Шопена.

Ход урока.

Чтение стихотворения А.А.Фета «Это утро, радость эта».

- Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения А.А.Фета. Как вы думаете почему? Что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами?

- О выразительных экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мы посмотрим, ка используются экспрессивные возможности этих конструкций в языке Л.Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся понять некоторые особенности взглядов Л.Толстого, погрузившись в его язык.

- На уроке литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам сразу лингвистический эксперимент. Допишите предложение, взятое мною из рассказа: «Она была прелестна: …»

Предложение, написанное учащимися сравнивается с предложением Л.Н.Толстого.

Делается вывод:

-Из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает именно предложение с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню, использовать ряд оценочных прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества её характера. Что значит «величественная»? Обратитесь за помощью к словарю.

2. Индивидуальная исследовательская работа по рассказу Л.Толстого, её тема «Частотность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л.Толстого».

Класс слушает сообщение о результатах исследования.

- Давайте проследим роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах. Мы слышали, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? Какой вам представляется Варенька? Её отец? Попытайтесь выразить свои ассоциации с помощью слова или словосочетания?

4. Восстановление авторского текста.

- А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому. Текст с пропусками прилагательных выведен на экран: «Она была в (белом) платье с (розовым) поясом и в (белых лайковых) перчатках, немного не доходивших до (худых, острых) локтей, и в (белых атласных) башмачках».

- Сопоставим ваши варианты с текстом автора. Проведите исследование. Какие определения преобладают в предложении? (Преобладают определения, передающие цвет).

- Как называется такой приём? (Цветопись). Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? С какой целью использует его Толстой? Как ещё Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича? Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность? («Я танцевал и кадрили, и польки, и вальсы…» - это предложение с однородными членами, соединёнными союзом и). Как вы думаете, зачем союз и при однородных членах повторяется?

5. Лингвистический эксперимент.

-Перестройте это предложение по схеме: О, О, О. Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению). Итак, рассказывая о героях, рисуя их портреты, Толстой умело использует экспрессивные возможности предложений с однородными членами, помогающими точно и ярко передавать детали внешности и особенности характера, создавать определённое настроение.

- Опираясь на ваши исследования, возьмём другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами, - описание музыки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам. Откуда пришёл этот танец и само это слово? (Сообщение. Звучит музыка).

- Прочитаем, как описывает танец Толстой с помощью слова. (Выразительное чтение отрывка). Проведите небольшое исследование: какие конструкции здесь преобладают? (Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами). Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика).

- В каком эпизоде ещё должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами и почему? (В сцене наказания татарина, так как в её основе тоже лежат действия). Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства (1 вариант - из первого эпизода, второй вариант – из второго). Предложения с однородными членами обладают экспрессивной возможностью передавать движения и его характерные особенности. По какому принципу построены эти два эпизода? (Антитеза). В чём ещё проявляется контраст в рассказе? (В цвете, в музыке). Найдите предложения с однородными членами, передающие этот контраст. С какой целью автор использовал эти предложения с однородными членами? Предложения с однородными членами, использованные по принципу контраста, помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя. В своих исследованиях ребята отметили, что в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают конструкции с однородными членами. Давайте выясним, какова же их функция. Что чувствует Иван Васильевич на балу? (Чтение эпизода.«Любовь, блаженство, счастье…»). Как Толстой подчёркивает это с помощью одной синтаксической конструкции? Найдите это предложение в тексте. «Я любил и хозяйку в фероньерке… и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже… инженера Анисимова».

- Каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания? (Чтение эпизода). Как здесь автору удаётся с помощью однородных членов выразить переживания Ивана Васильевича? Что же стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте.

- Почему Толстой соединяет в ряду однородных слова «неловко и неприятно»? Когда мы испытываем такие чувства? «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…» А что было причиной? Что несовместимо с нравственностью? (Жестокость). Как вы понимаете это слово?

- Жестокость может проявляться по-разному, и порождать её могут разные причины. Включите слово в словосочетания, чтобы показать это. (Жестокость людей, времени, мира, друга).

IV. Подведение итогов урока.

- Итак, погрузившись в язык Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работают» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя. Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Толстого к слову, которое, по определению Аристотеля, является «знаком состояния души», помогли нам и насладиться языком мастера, и понять его мысли и его авторскую позицию. Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.

V. Сочинение по ассоциациям.

Напишите сочинение по ассоциациям, отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Может быть, она будет сходна с толстовским пониманием, может быть, вам захочется поспорить.

Чтение и обсуждение работ.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области