Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Критерии и общие принципы налогообложения доходов физических лиц

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Критерии и общие принципы налогообложения доходов физических лиц

Горбачева Е. А. (egorbacheva@ugtu.net), преподаватель ИИ (СПО)

Ухтинский государственный технический университет, Ухта, Россия

Впервые вопрос о введении подоходного налога возник в России в 1907 г. В министерстве финансов по вопросу о необходимости введения подоходного налога сообщалось, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации.

Проект подоходного налога был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России, и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи) [5].

В налоговой системе Российской Федерации в современных условиях налог на доходы физических лиц (НДФЛ) один из основных налоговых источников пополнения бюджета государства.

Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом.

НДФЛ является одним из налогов, которые занимают наибольший удельный вес в структуре доходов государственного бюджета.

Налог действует на территории всей страны, взимается государством непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год [3].

НДФЛ в РФ, как и многие другие налоги, является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно решает различные трудно совместимые задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирование уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов, помощи слабо защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.

Цели взимания и основные черты НДФЛ в России во многом схожи с принятыми во многих развитых странах мира.

Место НДФЛ в налоговой системе РФ определяется факторами, раскрытыми на рисунке.

Рисунок – Факторы взимания НДФЛ

Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль НДФЛ с населения в общей системе налогообложения.

В ст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать (абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ):

– граждан РФ;

– иностранных граждан;

– лиц без гражданства.

Важнейшим определяющим критерием является то, что объектом обложения данным налогом служит доход, реально полученный налогоплательщиком. Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками выступает практически все трудоспособное население страны, а его поступления могут зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

Необходимо отметить, что НДФЛ достаточно стабильный и устойчивый источник доходов бюджетов, а также самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим именно в НДФЛ наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность, равномерность налогового бремени и др.

Указанные особенности НДФЛ накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и налоговых вычетов [4].

Поступление налоговых доходов в 2021 г. составило 838,4 млрд. руб. НДФЛ не является доминирующим в системе налогов и сборов Российской Федерации. Однако, поступление налога на доходы физических лиц за 2021 г. возросло по сравнению с 2020 г. на 8,2 % (+ 6,2 млрд. руб.), составив 81,7 млрд. руб. – за счет увеличения заработной платы, выплаты премиальных и дивидендов.

Необходимо отметить, что НДФЛ является универсальным инструментом государства в области проведения государственной налоговой политики.

Правительством Российской Федерации, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в налоговой системе Российской Федерации, совершенствуется методика исчисления, удержания и взимания налога.

Важнейшими принципами установления и взимания НДФЛ в России являются: законность, плановость, равенство, не дискриминация и др. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков.

Налог исчисляется только с личного дохода граждан при принципе возложения на работодателя обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги с доходов, привлеченных работников. Данное положение возможно трактовать как принцип первичного взимания налога у источника получения доходов.

Примерно на таких же принципах строится система подоходного налогообложения физических лиц в большинстве стран с развитой рыночной экономикой [2].

Плательщиками НДФЛ в России выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: резиденты и нерезиденты.

Объектом налогообложения НДФЛ у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников, как в России, так и за ее пределами.

Положениями НК РФ устанавливается перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами.

При определении налоговой базы должны учитываться не только все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которое у него возникло, но также и доходы в виде материальной выгоды. При этом, если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или же других органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должны уменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика [4].

Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте.

Основные ставки НДФЛ в 2022 году:

– 13 % – зарплата и другие доходы резидентов и нерезедентов, кроме облагаемых по ставке 35 %, если сумма этой налоговой базы за год не превышает 5 млн. руб. Если сумма больше 5 млн руб., налог составит 650 тыс. руб. и 15% от превышения;

– 15 % – зарплата и другие доходы резидентов и нерезидентов, если сумма больше 5 млн руб., налог составит 650 тыс. руб. и 15 % от превышения;

– 30 % – зарплата и другие доходы нерезидентов, доходы по ценным бумагам;

– 35 % – выигрыши, призы и материальная выгода резидентов.

Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов согласно п. 5 ст. 224 НК РФ, является ставка в размере 13 % [1].

Государство возложило функции по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ на налоговых агентов. Налогоплательщик не несет ответственности за неправильно удержанный или несвоевременно перечисленный налог [5].

Положенные в соответствии с законом вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент.

Представление справок (об иждивенцах, об инвалидности и т.д.) − обязанность налогоплательщика. Положенные по закону вычеты из облагаемого дохода делаются по месту основной работы.

Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с начала календарного года. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиками от других налоговых агентов и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Российское законодательство о налогах и сборах не допускает уплаты налога за счет средств предприятия. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком заявления.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности.

В настоящее время происходит процесс переориентации налогов, в т.ч. НДФЛ, от превалирования фискальной к преобладанию социальной функции. В частности, постоянно совершенствуется механизм исчисления и уплаты НДФЛ, в том числе за счет повышения роли налоговых вычетов.

Природа вычетов по НДФЛ отличается выраженной социальной направленностью, которая наиболее ярко проявляется при установлении стандартных и социальных налоговых вычетов.

Стандартные вычеты имеют целью улучшение положения социально наименее защищенных групп граждан.

Установление стандартных вычетов на основании п. 1 ст. 3 НК РФ преследует цели обеспечения такого принципа налогового права, как принцип учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога [1].

Указанный принцип направлен на то, чтобы принять во внимание материальное положение налогоплательщиков и в зависимости от этого исчислить сумму налога.

Исходя из того, что стандартные вычеты предоставляются также на детей налогоплательщика, можно сделать вывод, что в данной норме реализуется конституционный принцип охраны семьи, материнства, отцовства и детства.

Уменьшение ставки налога на доходы физических лиц имеет большую социальную значимость. Рост поступлений налога в бюджет при уменьшении ставки налога показывает, что в определенной степени эта идея реализована российским законодателем достаточно успешно.

Проведенное исследование позволяет сделать общий вывод о том, что в России система и принципы налогообложения физических лиц имеют специфические особенности, к числу которых следует отнести самую низкую в Европе ставку налога – 13 %.

В заключении, представлена таблица со ставками НДФЛ в некоторых странах Европы.

Таблица – Ставки НДФЛ в странах Европы

№ п/п

Название страны

Ставки НДФЛ,

%

1

Франция

66,6

2

Италия

65,4

3

Испания

58,2

4

Бельгия

57,8

5

Швеция

57,2

6

Австрия

52

7

Португалия

48

8

Исландия

46

9

Великобритания

45

10

Германия

45

11

Греция

45

12

Манако

45

13

Норвегия

40

14

Швеция

40

15

Польша

39

16

Турция

35

17

Мальта

35

18

Кипр

30

19

Дания

29,5

20

Болгария

27

21

Чехия

23

22

Ирландия

21

23

Финляндия

20

24

Украина

18

22

Россия

13

23

Беларусь

12

Библиографические ссылки:

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс] от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. Путеводитель. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). 2022 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

3. Налог на доходы с физических лиц [Электронный ресурс] / Издательство «Главная книга». 2022 г. // СПС Консультант.

4. Блинова А.В., Налог на доходы с физических лиц [Электронный ресурс] / А.В. Блинова // «ГроссМедиа», «РОСБУХ». 2022 г. // СПС Консультант.

5. Суляева Д.Д., Функции налогов [Электронный ресурс] / Д.Д. Суляева // Налоги (журнал) № 5. – 2022 г. // СПС КонсультантПлюс.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области