Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
"Родной свой край люби и знай"
Руководители: Васильева В.В.
Пискарева С.И.
2022-2023
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
"Родной свой край люби и знай"
«Родной свой край люби и знай!»
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование толерантного отношения к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
· воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
· расширить представления о городах России;
· знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
· формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
· формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
· формировать бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной город, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы с детьми:
Беседы;
Занятия;
Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;
Выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Творческая речевая деятельность;
Утренники, развлечения, конкурсы;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;
Сочинение рассказов и сказок о семье;
Создание мини-проектов;
С родителями.
Беседы, консультации;
Анкетирование;
Фотоконкурсы;
Праздники;
Сентябрь «Моя семья» | |||||
Дата | Цель | ||||
1.Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». | расширение представлений о некоторых видах труда взрослых на заводах, в быту, в сельском хозяйстве, о значении той или иной работы; обобщить представления о труде взрослых | ||||
2.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому». | Помочь детям в самосознании и самовосприятии своего имени. Активизировать творческий потенциал. | ||||
3.Рисование на тему «Я и моя семья». | Закрепление умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи. | ||||
4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. | Формирование знаний о своей семье, ее членах , фамилии, именах, отчествах. | ||||
5.Работа с родителями: анкетирование «Семейные традиции» | Уточнение семейных традиций каждой семьи. | ||||
Октябрь «Я люблю свой детский сад и город, где я живу». | |||||
1.Беседа на тему «Наши добрые дела» | Создание положительного эмоционального фона в группе. Формирование дружеских взаимоотношений, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развитие навыков сотрудничества, общения в повседневной жизни. | ||||
2.Экскурсия в мини-музей «Русская изба» | Формирование представлений детей о музеи в детском саду, расширение и углубление знаний о русском быте. | ||||
3.Рисование на тему «Там, где я живу, красиво» | формирование умения самостоятельно рисовать красками, опираясь на образец воспитателя. | ||||
4.Работа с родителями: фото отчет о экскурсии в мини музей «Русская изба» | Знакомство родителей с мини музеем детского сада «Русская изба» | ||||
5.Оформление папки-передвижки «Мой любимый город» | расширить и уточнить знания детей о родном городе. | ||||
Ноябрь | |||||
1.Игра – путешествие «Я живу в Красноярском крае»» | Формирование представлений детей о родном Красноярском крае | ||||
2.Рассматривание альбома «город Ачинск» | Формирование представлений детей о родном городе, его достопримечательностях | ||||
3.Беседа на тему «Красная книга края» | Формирование у воспитанников бережного отношения к природе родного края, знакомство детей с Красной книгой и ее представителями. | ||||
4.Прогулка «Белая берёза под моим окном» | продолжать знакомить с деревом, ставшим символом России; рассказать о том, какую пользу приносит береза людям; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края | ||||
5.Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой город-Ачинск» | Привлечение родителей к совместному оформлению, фото альбома «Мой город – Ачинск» | ||||
Декабрь «Наша Родина – Россия» | |||||
1.Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия» | воспитание любви к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию; познакомить детей с российскими гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому России. | ||||
2.Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике» | формирование у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт | ||||
3.Беседа «Государственная символика России» | познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. | ||||
4.Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины» | формирование представления детей о столице нашей родины - Москве | ||||
5.Рисование «Русский национальный костюм» | формирование интереса к русскому искусству, расширять представления о русской народной культуре. | ||||
6.Работа с родителями: конкурс поделок «Флаг» | Привлечение родителей к совместной творческой работы с детьми | ||||
Январь «Краса ненаглядная» | |||||
1.Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России» | Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства | ||||
2.Рисование «Золотая хохлома» | Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей | ||||
3.Аппликация «Гжельская роза» | продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров | ||||
4.Лепка дымковской игрушки «Индюк» | Знакомство с декоративно – прикладным искусством, формирование творческих способностей | ||||
5.Рисование «Тверская матрёшка» | Знакомство с декоративно – прикладным искусством, формирование творческих способностей | ||||
6.Работа с родителями: консультация «Народные промыслы» | знакомство с бытом и традициями русского народа | ||||
Февраль «День защитника Отечества» | |||||
1.Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? » | донести детям о том, что война - это трагедия и испытания для всего народа | ||||
2.Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту» | формирование представления о военной технике | ||||
3.Подвижная игра «Защита границы» | формирование знаний о защитниках Родины | ||||
4.Ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль» | формирование творческих способностей | ||||
5.Рассматривание картины «Богатыри» | воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к родине | ||||
6.Работа с родителями: выставка армейских фото пап: «Есть такая профессия – Родину защищать». | привлечение родителей к оформлению выставки фото и рассказу детей о защитниках Родины | ||||
Март «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | |||||
1.Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле» | воспитание доброго, заботливого отношения к маме | ||||
2.Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех» | формирование умения рассказывать не большой рассказ о маме | ||||
3.Рисование «Портрет моей мамы» | развитие творческих способностей, памяти, внимания | ||||
4.Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? » | формирование умения выходить из проблемных ситуаций | ||||
5.Чтение стихов о маме | формирование умения громко, выразительно читать стихи о маме | ||||
6.Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца» | формирование теплых, дружеских взаимоотношений в семье | ||||
Апрель «Издалека течет река Чулым». | |||||
1.Беседа о Чулыме, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки. | формирование представлений о реке Чулым | ||||
2.Рисование на тему «Река Чулым» | развитие творческих способностей | ||||
3.Аппликация «Подводное царство» | развитие творческих способностей | ||||
4.Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке» | формирование знаний о безопасном поведение в близи водоемов | ||||
5.Работа с родителями: фото выставка «Чулым» (любое время года) | привлечение родителей к оформлению альбома «Чулым» | ||||
Май «Этот день победы» | |||||
1.Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава» | формирование знаний о Великой победе | ||||
2. Аппликация «георгиевская лента» | формирование знаний о георгиевской ленте, развитие творческих способностей | ||||
3. Тематическое развлечение «День Победы» | нравственно-патриотическое воспитание на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне | ||||
4.Рисование на тему «Салют в честь дня Победы» | развитие творческих способностей | ||||
5.Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне | формирование представлений о жизни людей во время Великой Отечественной войны | ||||
6.Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике. | привлечение родителей к оформлению выставки фото и рассказу детей о защитниках Родины |
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
- альбом рисунков «Я, и моя семья»
- фото-альбом «Город Ачинск»
- Выставка поделок «Флаг»
- фото-альбом «Есть такая профессия-Родину защищать»
- фото-альбом «Мамочка любимая»
- фото выставка «Чулым»
- альбом рисунков «Военная техника»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.