Реабилитационная программа «Зеленая карусель» естественнонаучной направленности. Образовательная деятельность программы направлена на формирование культуры здоровья, здоровья воспитанников, экологическое воспитание, познавательных интересов, развитие исследовательской активности, формирование и развитие творческих способностей, обеспечение трудового воспитания, профессиональную ориентацию, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и рационального природопользования.
Образовательная деятельность по программе «Зеленая карусель» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ., Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №1776-р, 3. 4.,Приказом Минпросвещения России №196 от 09.11.2008 г. «Об утверждения порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановлением от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.36.48-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В нашем Центре ежегодно в среднем проходят комплексную реабилитацию около 80 несовершеннолетних разного возраста, это не ученикиодного класса, школы, а несовершеннолетние находящиеся в трудной жизненной ситуации. По результатам диагностики, многие воспитанники не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. У многих детей существует тенденция снижения здоровья и отсутствие культуры, повышенная утомляемость, авитаминоз и т.п. Большинство несовершеннолетних не имеют простых навыков в работе с растениями. Многие наши воспитанники лишены родительского контроля, ласки и заботы.
Социально-экономическое преобразование в стране, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования содержания и методик обучения и воспитания детей. Изменение подходов к обучению и воспитанию несовершеннолетних проходящих реабилитацию направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. В основе практики обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого воспитанника. Обучение и воспитание организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности несовершеннолетних. Одним из путей реализации данной идеи является технология гарденотерапия («садовая терапия»). Использование инновационных технологий с использованием гарденотерапевтических методов является мощным потенциалом воздействия на воспитанников проходящих реабилитацию. Данный метод коррекционной работы способствуют формированию личности воспитанников, воздействует на все стороны функционирования нервной системы, положительно влияя на социальное и педагогическое самочувствие воспитанников.
В основе практики обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого воспитанника. Система организована таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности несовершеннолетних.
«Садовая терапия» (гарденотерапия) – это одно из направлений в социальной, трудовой, педагогической реабилитации при помощи приобщения несовершеннолетних к работе с растениями. Данная технология позволяет использовать благоприятные отношения между воспитанниками и растениями для того, чтобы улучшить их самочувствие, повысить самооценку, пережить ситуации успеха. Ее часто называют нетрадиционным методом социальной адаптации и реабилитации, технология опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая его как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии. Технология, помогает воспитанникам лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленной на себя, на растения и на людей, с которыми происходит взаимодействие в процессе совместной работы. Следует выделить ряд актуальных воздействий: разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье воспитанников; появляется уникальный инструмент регулировки эмоционального баланса, запускается механизм звуко-, арома-, и цветотерапии; эстетический вкус; улучшается внимание и развитие памяти детей; формируется важные для взрослеющего человека личностные качества: чувство ответственности, умение получать удовольствие от результатов своего труда, формируется эстетическое восприятие, закрепляются ценности экологического поведения; формируется развивающий эффект: работа с разными видами растений, правил ухода за ними, узнавание названий растений способствует расширению кругозора, формированию учебной мотивации. Работа с семенами способствует развитию мелкой моторики рук, улучшению координации движений. При работе с растениями воспитанники младшего школьного возраста лучше усваивают элементарные математические операции, пространственно-временные представления, навыки счёта и зрительного восприятия. Что касается подростков, то, помимо вышесказанного, моя программа создаёт уникальные условия для экологического воспитания и формирования культуры пользования. Приобретенные компетенции, помогут воспитанникам в выборе будущей профессии фермера, озеленителя, агронома, огородника и др.
Цель: интеллектуальное и эстетическое развитие воспитанников в процессе овладения элементарными приёмами работы с живыми природными материалами, как способа познания к окружающему.
Задачи:
Образовательные: обучать навыкам ухода за комнатными растениями, рассадой овощных культур и садовых культур. Формировать пространственно- временные представления. Уметь анализировать и делать выводы.
Развивающие: развивать познавательную, интеллектуальную и творческую сферу воспитанников в работе с растениями, почвой, инструментами. Развивать память, восприятие, внимание, мышление, воображение, элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и их содержанию.
Воспитательные: воспитание чувства сопереживания ко всему живому, в частности к растительному миру. Способствовать повышению самооценки детей, гордости за свой труд, и его результаты. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, наблюдательность, практичность.
Отличительной особенностью моей программы «Зеленая карусель» является ориентация воспитанников на умение выращивать, наблюдать, ухаживать за растениями в саду и работать в теплице, огороде, а также принимать участие в озеленение территории Центра. Участие в поселковых, районных, окружных, краевых конкурсах. Так же при составлении программы был использован национально-региональный компонент, который составлен с учетом специфики природы Забайкальского края, в тематическое планирование был включен раздел «Природа и экология Забайкалья». С помощью данного компонента воспитанники получают освоение знаний о многообразии природы края, изменениях природной среды, возможных путях ее сохранения и рационального использования. Межпредметные связи в программе особенно ярко прослеживаются между экологией и экономикой, географией, технологией.
При составлении программы были учтены принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- практической применимости (использование выращенных семян, плодов и цветов);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника, реализация творческих способностей);
-научности (обоснованность);
- индивидуальное трудовое участие (личный объект работы и отслеживание результативности как результат труда).
Тематика занятий составлялась с учетом интересов воспитанников, соответствия времени года, погодными условиям. Учитывался уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Работа над программой состоит из следующих этапов: 1. Подготовительный: - изучение опыта работы по данной методике; создание условий для реализации программы. 2. Основной: разработка разделов мероприятий по темам. 3. Заключительный: создание фотоальбома и видеоматериала, анализ эффективности мероприятий программы, освещение в средствах массовой информации.
Программа предназначена для воспитанников школьного возраста 7-18 лет. Продолжительность программы составляет 6 месяцев. Программа рассчитана на 1 календарный год (при объеме 48 часов и периодичностью занятий 2 раза в неделю длительностью 40-45 минут). Общее количество теоретических занятий – 14 часов, практических -34 часа, общее количество часов - 48. Практические работы ведутся параллельно с теоретическими, и для них отводится большее количество часов. Педагогические технологии: гарденотерапия, игровая, здовьесберегающая, технология разноуровневого обучения, проектная технология коллективного и группового способа обучения, технология мастерских, природосообразные технологии, исследовательские технологии и др.
Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и т.д. Программа предполагает работу, как в помещении, так и на открытом воздухе.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники должны:
- освоить основные техники работы с садово-огородным инвентарем, природными материалами, семенами. В результате, которого развивается мелкая и крупная моторика рук.
- научиться создавать композиции с растениями, выращенными на грядке;
- овладеть навыками культуры труда;
- приобрести навыки работы в разновозрастном коллективе;
-самостоятельно вырастить выбранное растение, научиться ухаживать за ним, отслеживать видимые изменения и фиксировать их доступными способами (фото, рисунок, лепка).
Формы подведения итогов по каждой теме или разделу: тестирование, опрос, самостоятельная работа, защита творческих работ, педагогическое наблюдение и др.
Подведение итогов реализации программы:
- организация тематических выставок, презентаций лучших работ;
- проведение мастер-классов, создание фотоальбома и видеоматериала «Зеленая карусель», освещение в СМИ.
Результаты апробации:По программе «Зеленая карусель»естественнонаучной направленности работаю третий год. С глубокой уверенностью могу сказать о том, что программа комплексно решает воспитательные задачи развития и формирования личности.
Воспитанники освоили основные техники работы с садово-огородным инвентарем, природными материалами, семенами, врезультате, которого развивается мелкая и крупная моторика рук.Ребята так же научились создавать композиции с растениями, выращенными на грядке, овладели навыками культуры труда, приобрели навыки работы в разновозрастном коллективе, самостоятельно вырастили выбранное растение, научились ухаживать за ним, отслеживать видимые изменения и фиксировать их доступными способами (фото, рисунок, лепка). Со старшими ребятами делаются заготовки салатов, солим огурцы, капусту. И в дальнейшем сами же потребляем. Тем самым несовершеннолетние получают множество витаминов укрепляющие здоровье.
Готовя об итогах. Подведение итогов реализации программы организуются следующими способами:
- организация тематических выставок, презентаций лучших работ;
- проведение мастер-классов, создание фотоальбома и видеоматериала «Зеленая карусель», освещение в СМИ, награждение.