МБОУ «Пушкинская ООШ»
Предмет: окружающий мир
Тема: Как живёт семья.
Класс: 1
Учитель: Черкасова И.В.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.
Технологическая карта урока | ||
Цель урока Задачи | Для учителя | Для учащихся |
- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи. Образовательные: формировать представление детей о семье, о семейных ценностях. Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческие способности учащихся, навыки работы в паре, в группе умение ставить вопросы, находить нужную информацию. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через русские народные и литературные произведения; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, в группах, внимательное и заботливое отношение к близким людям. | - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое. Образовательные: знакомятся с понятием «семья» в в словаре Ожигова. Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать, представлять информацию в виде презентаций. Воспитательные: проявляют интерес к предмету через русские народные и авторские произведения; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы), группах; следуют чувствам любви и уважения к близким людям. | |
УУД | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: | |
Основные термины и понятия | Семья, члены семьи, дом. | |
Ресурсы: основные дополнительные | - Учебник А.А. Плешаков - Ноутбук. - Интерактивная доска. - Раздаточный материал для работы в группах. |
Организационная структура урока
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент | - Мы урок наш начинаем, На столе всё проверяем: Всё ль в порядке? (Да) Всё ль на месте? (Да) И урок начнём мы вместе? | Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на столах. |
II.Постановка целей и определение темы урока | - Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Я предлагаю вам отгадать загадку. Она подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока. Слайд 2 У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. -О чём мы будем говорить на уроке? -Верно. Мы сегодня будем говорить о семье. Откройте учебники и прочитайте, на какой вопрос мы сегодня должны найти ответ стр.56-57. Тема урока: Как живёт семья? Слайд 3 -Что мы сегодня узнаем и чему научимся? Прочитайте на слайде Сегодня на уроке поговорим о том, как живут в семье. Узнаем, что такое семья. | Отгадывают загадку и определяют тему урока. Высказывают свои предположения |
III.Изучение нового материала 1.Работа над значением слова «семья» 2. Дидактическая игра «Угадай кто?» | Семья-словечко странное, Хотя не иностранное. Как слово получилось Неясно нам совсем. Ну « Я» - мы понимаем, А почему их семь? -Как вы понимаете слово семья? Молодцы, ребята! Верно. Вот как трактуется понятие "семья" в словарях. Слайд 4 С.И.Ожегов - Это группа живущих вместе близких родственников. Д.Н.Ушаков - Семья- группа людей состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. А сейчас я предлагаю вам решить, кого мы можем отнести к семье. Их называют члены семьи. Презентация 2 - Кто загадку отгадает, тот своих родных узнает: 1.Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... 2. Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит –гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика, упав, не ныть? И коленку, расцарапав, Не реветь? Конечно… 3. Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка — Моя старшая... 4. Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший... 5. Кто любить не устает, Пироги для нас печёт, Вкусные оладушки? Это наша… 6.Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед- Мой родной, любимый… | Возможные ответы: - Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Дети отгадывают загадки о членах своей семьи и называют их Ф,И,О. Отгадки: мама, папа, сестрёнка, брат, бабушка, дед. |
IV.Физминутка | Пальчиковая гимнастика "Моя семья" Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья А теперь все встаньте и давайте сделаем гимнастику.(См.видео физминутки) | Повторяют за учителем: Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого. Энергично сжать руку в кулак несколько раз. Повторяют упражнения по образцу |
3.Работа по иллюстрациям учебника | Ребята, посмотрите внимательно в учебнике на рисунки стр.56-57. - Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши. Вопросы: -Чем занимается семья Даши? Как зовут папу и маму? А семья Алёши? Кого они поздравляют? -Что можно сказать про эти семьи? Какие они? Вывод: Слайд 5 Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместный труд и отдых. | Примерные ответы: Семья Даши приехала на дачу. Папа Сергей Викторович что-то строит, мама Ирина Алексеевна поливает цветы. Брат Петя учит Дашу ездить на велосипеде. В семье очень добрые отношения. В семье мальчика Алёши - день рождение . Вся семья собралась. Бабушка Вера Борисовна испекла пирог. Дедушка Иван Александрович подарил кораблик. Настроение – радостное, праздничное. |
4. Беседа о помощи родителям | У наших родителей очень много дел и забот. - А вы помогаете своим близким? Для того, чтобы сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать. У каждого члена семьи есть быть свои обязанности. Я сейчас буду читать предложение, а вы скажите, кто это выполняет у вас в семье. - Убрать квартиру. - Вымыть посуду. - Поиграть с братом или сестрой. - Приготовить обед. -Смастерить скворечник. - Сходить в магазин и купить продукты. - Ухаживать за цветами. - Подмести пол. - Ухаживать за домашними животными. - Повесить полку. -Скажите, ребята, а какие у вас обязанности? -Вы помогаете своим родителям? | Высказывают своё мнение Называют свои обязанности в семье. Рассказывают как помогают родителям. |
V.Работа над проектом «Моя семья» | Многие события, которые происходят в нашей семье остаются в памяти благодаря семейному альбому. У нас тоже есть ваши фотографии семьи. Мы с вами начали работу по проекту «Моя семья». (Слайд с фотографиями семьи.) -Ребята, расскажите о своих семьях, а у вас какая семья? | Защита проектов Райманова Р. Мамбетов А. презентация. |
5.«Кластер «Ромашка». VI.Рефлексия. Итог урока. | -Ребята, а вы знаете, что ромашка у нас в России символ семьи, любви и верности. Этот праздник мы отмечаем 8 июля. Слайд 6 Посмотрите, наша Ромашка растеряла свои лепестки. Давайте ей поможем , соберите лепестки- слова, которые подходят к слову: «Семья». Но будьте внимательны, не все слова подходят к этой теме. -Давайте ещё раз повторим важные для любой семьи слова. Любовь, тепло, добро, смех, радость, терпение, уважение, помощь, ласка.(+) -Какие слова вы отложили? Почему? Обида, ложь, крик, враг, горе, слёзы.(-) Молодцы, помогли нашей ромашке. - Подведём итог работы на уроке. - Можем ли мы теперь ответить на вопрос: «Как живёт семья?» -Что для вас значит семья? Что на уроке вам понравилось? Молодцы, вы сегодня на уроке все активно работали. -Посмотрите, какие красивые рисунки своей семьи вы нарисовали! Ребята наш урок закончился. Всем вам счастья и добра! Пусть радость царит в ваших семьях всегда! | Выходят к доске читают и прикрепляют слова-лепестки. Ребята рассказывают стихотворение о семье. 1.Семья- это счастье, любовь и удача. 2.Семья-это летом поездки на дачу. 3.Семья- это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты, 4.Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. 6.Семья-это много домашней работы. 7.Семья- это важно! Семья- это сложно! Вместе: Но счастливо жить одному невозможно! |