Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 с. Толбазы муниципального района
Аургазинский район Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность
по музыке «Родина моя»
(формирование патриотического воспитания
у дошкольников в подготовительной группе)
в рамках районного семинара на тему:
« Рабочая программа воспитания как инструмент реализации воспитательных задач в детском саду»
Подготовила и провела
музыкальный руководитель:
Ирсаева РР.
2021 год.
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального и танцевального творчества, влияя на эмоциональные переживания детей.
Задачи:
1.Развивать музыкальные способности детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- слуховое внимание;
- музыкальную память и умение выразительно исполнять песни.
2.Воспитывать любовь и гордость за свою Родину, любовь к своему родному краю, детскому саду и семье.
3.Развивать интерес к творчеству народов своего края, а также формировать толерантность, чувство уважения и дружбы к людям других национальностей, их традициям.
Ход занятия
(Дети подготовительной группы рассаживаются на стулья, расставленные полукругом).
Ведущая: - Здравствуйте ребята. Сегодня прогуливаясь по парку, я собрала букет из осенних листьев. Посмотрите, какие они все разные: зеленые, красные и желтые. Не смотря на то, что они все такие разные, они являются частью одного красивого целого букета. Так каждый листочек является частичкой осени, без которой осень не была бы такой яркой, красивой и сочной.
Я тут подумала, ребята, а как же эти листочки похожи на нас с вами. Мы же с вами тоже все такие разные. У нас разный характер, разное настроение бывает, у всех разные желания, привычки и даже цвет кожи. Да, да ребята наша Республика Башкортостан многонациональна, и сегодня мы с вами будем продолжать разговаривать о разных народах, которые живут у нас в Республике Башкортостан.
Давайте друг друга поприветствуем (дети встают в полукруг). Посмотрите, какие вы все красивые. Сегодня здесь собрались представители разных народов: башкиры, татары, чуваши и русские.
Мы с вами на прошлом занятии учили приветствие на четырех языках. Давайте вспомним.
( играет на ксилофоне ,пропивая приветствие).
- Приветствуем народы разные. Русские поприветствуйте всех ребят « Здрав - ству-йте!» (дети повторяют за ведущим).
- Башкиры поздоровайтесь (на ксилофоне пропивает) « Хау- мы- гы -гыз!» (дети повторяют за ведущим) ,и чуваши веселей поприветствуйте гостей « Ыра кун пултар!» (дети повторяют за ведущим).
Молодцы ребята все вспомнили. А что же у нас татары стоят? Поприветствуйте ребят и познакомьте нас со своим приветствием.
- ( татары приветствуют): Наше приветствие « Исэнмесез!»
Ведущая: Давайте ребята мы его пропоем (на ксилофоне играет, дети повторяют) и все вместе: «И-сэн-ме-сез!»
Вот и поздоровались, молодцы ребята. Мы поприветствовали друг друга на четырех языках. А сейчас нам представители башкирской культуры расскажут о своих традициях и обычаях.
( представитель башкирского народа рассказывает о своем народе).
1 ребенок: - Во втором тысячелетие до нашей эры территорию современного Башкортостана заселяли древне-башкирские племена. На территории Южного Урала и степей вокруг него проживало много народов. Здесь жили сарматы - скотоводы, а на севере – землевладельцы - охотники. Образ жизни был полукочевым, и жилье было временным кочевым. Дома могли быть каменными или юрты. Вот например перед вами макет юрты. У башкирского народа очень много религиозных и национальных праздников, песен и игр. Давайте, поиграем в башкирскую народную игру «Курай».
(игра проводится под любую башкирскую мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок. Он кураист, в руках у него курай ( длинная дудочка, он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят и поют):
« Собрались здесь в хоровод,
Всех курай плясать зовет.
Ты курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай».
( Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим).
Ведущая: - Вот какие интересные традиции у башкирского народа. Ребята, но не смотря на то, что все народы такие разные, у них еще разная народная музыка и разные танцевальные движения.
Помните, мы с вами на прошлом занятии слушали музыку разных народов и разучивали их танцевальные движения. Сейчас, перед вами стоит сложная задача, вы должны узнать, музыка какого народа звучит. Как только узнаете, выходит танцевать тот народ. Готовы?
Давайте начнем! (дети встают в хоровод, начинает играть музыка, дети припевают):
- Мы гуляли друг за другом,
Ходим мы с тобой по кругу!
И чья музыка звучит,
Тот народ плясать бежит!
( начинает играть татарская музыка, выходит танцевать представители татарского народа).
(Таким образом игра повторяется и с представителями русского, чувашского народов).
Ведущая: - Молодцы ребята! Вот видите какие веселые и разные народы живут у нас в Республике Башкортостан. Но не смотря на то, что все они такие разные, они являются частью одной большой и крепкой страны! И в заключение нашего занятия давайте все вместе споем песню о нашем крае, о родной земле!
(дети встают полукругом и исполняют песню)
Песня «Отчизна-Ватан»
(Муз. Гершовой, слова Хая.)
1.Родина моя,
Реки и поля,
Я люблю тебя,
Милая моя.
Припев: Мой Башкортостан
Нет края родней –
Светлый уголок Родины моей.
2.Родина моя
Горы и поля,
Расцветай как сад,
Милая земля!