Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
«Центр развития ребенка - детский сад №30»
Проект
для детей и родителей
«Загадки краеведа»
Плахова Наталия Юрьевна, педагог дополнительного образования
Снежинск, 2021 г.
Аннотация
В современных условиях проблема формирования чувства любви и патриотизма к своему краю у дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, возникает интерес к окружающему миру. Поэтому очень важно поддержать в детях интерес к природе, истории, культуре своей малой родины, научить познавать и беречь окружающий мир.
Участие в проекте всей семьёй, объединит взрослых и детей, позволит проявить свои знания, полученные в детском учреждении, даже самому маленькому воспитаннику. Педагоги, родители научат ребёнка пользоваться специальной литературой, анализировать, сравнивать, выбирать главное, составлять рассказ.
В проекте использованы предметы, найденные и принесённые в детский сад с неподдельным детским любопытством. Задача проекта поддержать, углубить и расширить интерес наших воспитанников и членов их семей, раскрыть новые грани в познании природы и истории своего края.
Актуальность
Всё больше юношей и девушек, получая образование, уезжают со своей малой родины работать, жить и создавать свои семьи в больших городах и даже за границей нашей страны. Чтобы изменить ситуацию, необходимо ещё в дошкольном детстве,
сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой, историческим наследием своего края. Очень важно, чтобы маленький человек осознавал себя частицей родной природы, чувствовал свою сопричастность истории. А для дошкольника это среда ближайшего окружения. Необходимо формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость. Закреплять у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием пространства вокруг них.
Новизна
Абсолютно новой в данном проекте является форма проведения интерактивной викторины в видеоформате. Отчасти это продиктовано неблагоприятными эпидемическими условиями текущего года, а также возможностью сделать доступным участие любого члена семьи в проекте. Кроме этого все участники проекта находятся в одинаковых условиях и имеют время и возможности для ответа на вопросы видеовикторины. При этом каждый участник проявляет свою индивидуальность и не имеет давления со стороны других участников проекта. Безусловно, это привлекает и детей и взрослых, объединяет разных членов семьи.
Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный.
Цель проекта: формирование экологической, исторической культуры у детей и родителей, популяризация краеведческих знаний, создание условий для познавательного развития детей и родителей через литературно-исследовательскую деятельность.
Проектная идея: создать картотеку краеведческих экспонатов, оформитьвыставку по итогам проекта.
Задачи:
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о том, что их окружает, не задумываются о процессах, происходящих в природе, не знают прошлого своего края. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления в проекте созданы условия для поисково-исследовательской деятельности детей и их родителей. Средствами проекта решается патриотическая задача: формирование бережного, рачительного, грамотного отношения к природным и историческим объектам край Как следствие этого воспитания чувства любви и соучастия к малой родине.
Гипотеза: участие в проекте объединит членов семьи независимо от возраста и и заронит уважение и любовь к родному краю.
Вопросы проекта:
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап (введение в проблемную ситуацию)
Деятельность педагога:
Деятельность детей:
Рассматривание иллюстративного материала, предметов природных и историко - бытовых коллекций, участие в дидактических и тематических играх.
Взаимодействие с семьей:
Чтение книг русских писателей о природе и быте русского народа конца 19 - начала 20 века, рассматривание иллюстраций.
Практическая работа
Деятельность педагога:
Деятельность детей и членов их семей:
Подведение итогов
Продукты проекта
Познавательные видеосюжеты о необычных природных и исторических предметах края (педагог по экологии, оператор видеосъёмки и монтажа)
Расширение кругозора, пополнение багажа краеведческих знаний у всех участников проекта.
Создание картотеки и достоверно точного описания предметов естественнонаучных и историко-бытовых коллекций, в том числе из музея Дворца творчества детей и молодёжи города Снежинска.
Формирование выставок изученных предметов в выставочной зоне кабинета экологии.
Написание детьми исследовательских работ по изученным предметам («Пернатые архитекторы», «Следовая книга природы Снежинска» и др.)
Составление познавательных газет для информационных стендов в детском саду с использованием работ конкурсантов.
Составление вопросов к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда», проведение игры
Работа после проекта:
Подготовка к следующим этапам интернет-викторины «Загадки краеведа» по просьбам участников с использованием новых предметов.
Предполагаемые результаты:
у детей:
у родителей:
у педагогов:
Заключение
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по краеведению, экологии, истории, культуре повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к родному краю, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема краеведческого образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным и историческим богатствам.
Список литературы
Приложение 1
Вводный текст к интернет - викторины «Загадки краеведа» Всем - всем предлагаем поучаствовать в новой интернет-викторине «Загадки краеведа»! Это увлекательное путешествие в мир природы и истории родного края никого не оставит равнодушным, потому что вместе с вами мы приобщимся к редким музейным экспонатам и загадочным объектам природы нашего родного Урала. Для участия в краеведческой интернет - викторине необходимо просмотреть и прослушать видео-вопрос, который будет размещён на сайте образовательного учреждения и в соцсети «ВКонтакте» в ленте новостей. Ответить на вопрос можно двумя способами: - в письменном виде на произвольном листке бумаги, положив его в почтовый ящик, расположенный на вахте дошкольного учреждения; - прислать личным сообщением мне, педагогу Наталие Юрьевне П. в социальной сети «Вконтакте», только в том случае, если ребенок не посещает дошкольное учреждение в данный момент: болеет, находится на карантине или в отпуске. ВАЖНО: указать в любом варианте ответа имя, фамилию и № группы воспитанника – участника викторины и дату ответа. Краеведческая интернет – викторина будет проходить в форме коротких видеосюжетов продолжительностью не более 5 минут. В каждом сюжете я буду задавать вопросы по какому-либо краеведческому предмету естественнонаучной или культурно-бытовой направленности и давать подробный ответ на предыдущий вопрос. Таким образом, вы сможете оценить правильность вашей версии. Ответы на заданный вопрос принимаются в течение двух недель после публикации вопроса, но до освещения правильного ответа в видеосюжете. Для поиска правильного ответа можно пользоваться любыми вспомогательными ресурсами. Краеведческая интернет – викторина будет проходить в несколько этапов, начиная с сегодняшней встречи с периодичностью 1 раз в две недели. Итоги подводятся по окончанию всех этапов викторины и не зависят от возрастной категории воспитанника, так как выполняются совместно с членами семьи. Участники викторины, принявшие участие во всех этапах, награждаются грамотами независимо от результата. Участники, набравшие наибольшее количество баллов по результатам краеведческой интернет-викторины награждаются дипломами и призами. Участникам, подготовившим наиболее содержательные и точные ответы будут вручены специальные призы. |
Приложение 2
Положение о проведении краеведческой
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения краеведческой интернет- викторины среди семей воспитанников МАДОУ ЦРР -ДС №30. 1.2. Для организации проведения краеведческой интернет-викторины создается оргкомитет из числа сотрудников МАДОУ ЦРР–ДС №30 (Приложение 1). 2. Цели и задачи интернет - викторины 2.1 Цель: активизировать познавательную деятельность воспитанников в области природного и исторического наследия Урала, воспитывать бережное отношение к природе, культуре и традициям предков. 3. Участники интернет-викторины 3.1.Участниками викторины являются воспитанники МАДОУ ЦРР -ДС №30 и члены их семей 3.2.Участие в викторине является добровольным и бесплатным. 4. Форма представления материалов Для участия в краеведческой интернет- викторине необходимо просмотреть и прослушать видео-вопрос, который размещён на сайте образовательного учреждения и в соцсети «ВКонтакте» в ленте новостей. Ответить на вопрос можно двумя способами: - в письменном виде на произвольном листке бумаги, положив его в почтовый ящик, расположенный на вахте дошкольного учреждения; - прислать личным сообщением в соцсети «ВКонтакте» педагогу Плаховой Наталии Юрьевне (только в том случае, если ребенок не посещает дошкольное учреждение в данный момент) ВАЖНО: указать в любом варианте ответа имя, фамилию и № группы воспитанника – участника викторины. Краеведческая интернет – викторина проходит в форме коротких видеосюжетов продолжительностью не более 5 минут. В каждом видеосюжете задаются 2-3вопроса и даётся подробный ответ на предыдущие. Все вопросы относятся к какому-либо краеведческому предмету естественнонаучной или культурно-бытовой направленности. Ответы на заданный вопрос принимаются в течение недели после публикации вопроса, но до освещения правильного ответа в видеосюжете. Для поиска правильного ответа можно пользоваться любыми вспомогательными ресурсами. 5. Критерии оценки вопросов викторины 5.1.За каждый ответ викторины присуждается от 0 до 3 баллов: 0 баллов - ответ неправильный; 1 балл - ответ неточный; 2 балла - ответ правильный, но не развернутый, 3 балла - правильный развернутый ответ 5.2. Каждое задание должно быть раскрыто полностью (т.к. в некоторых заданиях встречаются несколько вопросов). Задание, выполненное наполовину, как правильное не зачитывается. 6. Сроки проведения викторины: Краеведческая интернет – викторина проходит в несколько этапов с 1.12.20 по 15.05.20 с периодичностью 1 раз в неделю. 7. Подведение итогов Итоги подводятся по окончанию всех этапов викторины и не зависят от возрастной категории воспитанника, так как выполняются совместно с членами семьи. Жюри оценивает правильность и полноту ответов. Итоги краеведческой интернет-викторины будут размещены на сайте МАДОУ ЦРР–ДС №30 в соцсети «ВКонтакте». 8. Награждение Все участники викторины, принявшие участие во всех этапах викторины, награждаются грамотами независимо от результата. Участники, набравшие большее количество баллов по результатам краеведческой интернет-викторины награждаются дипломами и призами. Участникам викторины, подготовившим наиболее содержательные и точные ответы будут вручены специальные призы. 9. Жюри конкурса: Состав жюри формируется из сотрудников МАДОУ ЦРР - ДС №30, компетентных в теме викторины (Приложение 2) На жюри возлагаются следующие функции: - подведение итогов и определение победителей краеведческой интернет-викторины согласно критериям настоящего Положения. Жюри в своей деятельности руководствуется настоящим Положением. Приложение 1 Оргкомитет интернет – викторины |
Приложение 2
Члены жюри интернет – викторины
Состав жюри | ФИО, должность |
Председатель | Макарочкина Галина Геннадьевна, заведующая МАДОУ ЦРР - ДС №30 |
Член жюри | Осинцева Полина Петровна, заместитель заведующего по УВР |
Член жюри | Вавилина Ольга Николаевна, старший воспитатель |
Член жюри | Бушуева Лариса Владимировна, учитель-логопед |
Член жюри | Старикова Юлия Алексеевна |