Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей двух - трех лет».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для родителей

«Развитие навыков общения у детей двух - трех лет».

Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирает опыт.

Главная задача взрослого именно в этот период правильно начать обучение ребёнка навыкам общения. Другими словами, нужно учить детей умению общаться. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Для сближения детей рекомендуется использовать разнообразные игры, направленные на развитие навыков общения. Игра – деятельность коммуникативная.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены:

Игры в парах — способствуют формированию потребности в общении, развитию доверия друг к другу.

Примерами таких игр могут служить игры-забавы:

«Ладушки»

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки.

Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.

Дети сидят друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

«Цап»

Воспитатель берет раскрытую ладошку одного ребенка и начинает водить по ней пальчиком другого малыша, приговаривая:

На горе стояли зайцы

И кричали:

«Прячьте пальцы!

Цап!»

Произнося «цап», взрослый захлопывает ладошку малыша, захватывая ею палец партнера и приговаривает со смехом: «Поймал Миша Машенькин пальчик!» Затем повторяет игру с другим ребенком.

Когда малыши познакомятся друг с другом и научатся выполнять простые игровые действия, можно предложить им игры, требующие большей самостоятельности.

«Передай мяч»

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Хороводные игры предполагают тактильный контакт. В этих играх используются простые движения, а многократное их повторение создает оптимальные условия для развития умения согласовывать свои действия с партнером. Примерами детских хороводов являются такие игры, как :

Матрешки

Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, присаживаемся

Встали, встаем

Себя показали.

Попрыгали, прыгаем

Потопали топаем

В ладошки мы похлопали. хлопаем.

Зайка шел

Дети берутся за руки, образуя круг. Идут по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливаются и приседают на корточки.

Раздувайся, пузырь!

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

И не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку.

Подвижные игры с простыми правилами дают ребенку возможность управлять своим поведением, формируют умение внимательно слушать взрослого, выполнять движения по определенному сигналу (слово, удар в бубен и др.) и согласовывать свои действия с действиями других детей. Образный характер игр способствует развитию воображения и взрослый должен организовать игру так, чтобы каждых ребенок мог побывать в роли водящего , ощутил себя в центре внимания.

Птицы и автомобиль»

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги.

Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» —

птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

У медведя во бору 

В лесу сидит медведь. Роль медведи вначале может выполнять взрослый, например помощник нос миттеля. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:

У медведя во бору         А медведь сидит

Грибы, ягоды беру,         И на нас рычит.

Когда воспитатель скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

Солнышко и дождик

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорее бегите домой!» они возвращаются на свои места. Когда педагог снова скажет: «Солнышко выглянуло! Можно идти гулять» - игра повторяется.

Совместные дидактические игры с предметами дают возможность взрослому создавать ситуации, в которых совмещаются игры с предметами и общение. Как правило, в ходе таких игр возникают конфликтные ситуации и участие взрослого в этих играх, обучение и помощь в распределении игрушек помогает ребенку увидеть в сверстнике не соперника в борьбе за право обладания игрушкой, а партнера. Дети очень любят играть в такие игры, как:

Собери пирамидку

взрослый ставит собранную пирамидку, в которой кольца чередуются по цвету. Он обращает внимание ребенка на различный цвет (например, кольца красные, зеленые и желтые). Затем взрослый разбирает пирамидку и просит ребенка взять красное колечко и нанизать на стержень. Со следующими колечками совершаются такие же действия.

Разноцветные прищепки

- Синей тучке делаем дождик из синих прищепок

- Желтому солнышку делаем лучики из желтых прищепок

- Красному цветку делаем лепестки из красных прищепок

- Зеленой травке делаем травинки из зеленых прищепок.

«Башни»

Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы. Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают первые сюжетные игры. В самых простых игровых действиях с сюжетами обычно отражаются известные детям бытовые эпизоды. В таких играх между взрослым и ребенком (впоследствии и между сверстниками), у ребенка расширяются социально-коммуникативные способности, формируются знания об окружающем мире, закрепляются навыки самообслуживания. Дети играют в игры:

Парикмахерская

Воспитатель сообщает: «Кукла Катя собирается на бал и ей нужна очень красивая причёска, поэтому она пришла в ваш салон к самому лучшему мастеру». Выбирает из детей мастера. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

Магазин игрушек

Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

«Медвежонок чинит автомобиль»

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.

Медвежонок . Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—р... Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания!

Театрализованная деятельность имеет особое место, так как позволяет ребенку раннего возраста вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей. Взрослый помогает ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, мы должны учить детей взаимодействовать друг с другом, передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. Дети, подражая героям произведений, начинают понимать такие понятия как добро и зло.

Изобрази зайку

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Зайка». Проводит беседу с детьми по содержанию стихотворения: «О ком говорится в стихотворении? Что с ним случилось? Какое у него настроение?» Затем предлагает желающему ребёнку изобразить печального зайчика, а остальным детям пожалеть его, сказать ласковые слова.

Тянут-потянут – вытянуть не могут

Пересказ сказки «Репка» с использованием перчаточных кукол. Имитационные упражнения.

Воспитатель вносит кукол (варежковый театр): деда, бабу, внучку, кошку, собаку, мышку. Просит детей догадаться, герои какой сказки пришли к ним в гости. Затем, с помощью воспитателя, дети рассказывают сказку «Репка» (от имени персонажей-кукол). По окончании воспитатель предлагает детям изобразить героев сказки. Дети (по желанию) имитируют движения персонажей в соответствии со словами взрослого (воспитатель описывает характерные особенности каждого героя, побуждая детей к передаче образа). После этого воспитатель хвалит детей за исполнительские умения и предлагает им пригласить сказку в гости ещё раз:

Игра с пальчиками

Ребенку надеваются на пальцы фигурки мальчика или девочки. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его ... (называет имя ребенка).

Пальчиковые игры — в эти игры можно играть сидя на ковре, за столом. Они создают атмосферу близости и общности между детьми. Например:

Осень

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Игрушки

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем  машинку».)

Дождик

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

Список литературы

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2017

Смирнова Е.О., ХолмогороваВ.М. Социально-коммуникативное развитие детей. – М.: ООО «Русское слово» 2019

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области