МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №142»
«Кейс-технология как форма работы с детьми
дошкольного возраста и её использование в
экологическом воспитании дошкольников»
Воспитатель:
Агапова М.В.
Октябрь
2022г.
Формирование экологической грамотности дошкольников – актуальная проблема настоящего времени. Начиная с первых лет жизни, когда в детях наиболее ярко проявляется интерес к окружающему миру, целенаправленная работа по формированию основ экологической грамотности позволяет взрослым не только заложить фундамент экологически ответственного поведения ребенка (необходимого ему как человеку современному – инициативному, предприимчивому и ответственному), но и пробудить его устойчивый познавательный интерес и активность. И именно потому, что в период дошкольного детства человек проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития, «основа фундамента» экологической грамотности у детей имеет столь важное значение. Главная задача экологической грамотности в дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.
Поэтому, проблема поиска эффективных путей формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста стала актуальной. Стремительная динамика современной жизни требует поиска эффективных технологий обучения. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста является кейс – технология.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус», в переводе - необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейсы – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Цель технологии – помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Одним из современных методов, который позволяет повысить уровень экологической грамотности детей дошкольного возраста является кейс-технология.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений. способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, и которая, в итоге, формирует именно экологическую культуру: познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс - технология развивает коммуникативные компетенции, где нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.
Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:
— анализ конкретных ситуаций;
— фото-кейс;
— проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Кейс- иллюстрации - это наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.
Цель: формирование начал экологической грамотности у детей дошкольного возраста, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии.
Задачи:
-знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и их изменениями, которые происходят в природе;
-помогать детям различать красоту природы в разное время года;
-продолжать знакомить с домашними (дикими) животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания;
-воспитывать бережное отношение к животным;
-дать элементарные знания о садовых и огородных растениях;
-учить различать по внешнему виду овощи и фрукты;
-формировать навыки экологической безопасности;
-развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру;
В кейс по экологической грамотности входят развивающие задания. Красочные изображения и увлекательные задания непременно заинтересуют детей. Карточки можно использовать в индивидуальной и групповой работе .
Примерные игры по экологической грамотности .
«Домашние и дикие животные»
Цель: закрепить знания детей о местах обитания диких и домашних животных.
Правило игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – макет с изображением мест обитания животных (дупло, озеро, куст, будка, курятник и т.д.). Ребёнок должен определить, где животное обитает.
Ход игры:
Задание:
1. Выбрать одно животное, назвать его, подумать, где оно живет.
2. Заселить животное и объяснить свой выбор.
Далее следует проблемная ситуация: что будет, если дикие (домашние) животные перепутают свой дом.
Дети предлагают: что животные не выживут в других условиях.
«Оденем куклу на прогулку»
Цель игры: научить детей правильно называть одежду для разного сезона, подвести их к обобщенным понятиям «одежда», «обувь».
Правила игры: подбирать одежду по сезону.
Ход игру:
Ребята, кукла собирается на прогулку. На улице холодно (тепло). Куклу надо одеть тепло (легко). Какую одежду надо надеть на куклу?
Проблемная ситуация: Что может произойти и к чему может привести, если кукле одеть в зимнее время (в летнее время) - летней наряд? (теплую одежду).
«Варим суп – компот»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах и ягодах.
Вариант 1: «Назови и расскажи».
Правило игры: сварить суп и компот. Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи.
Ход игры: ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ» — овощи, на кастрюле с названием «Компот» — фрукты и ягоды.
Проблемная ситуация: Что может произойти, если перепутаешь овощи и фрукты, вкусным будет суп и компот?
Вариант 2: «Классификация «овощи, «фрукты» и «ягоды».
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Суп» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Компот или суп? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в суп — овощи).
Вариант 3: «Что здесь лишнее?»
Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Суп» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему? Аналогично проводится игра с кастрюлькой «Компот».
«Что, где растет?»
Цель: формировать представления об овощах и фруктах, о месте произрастания.
Правила игры: распределить овощи и фрукты с местом их произрастания.
Ход игры: Перед детьми раскладываются макеты огорода, дерева и различных фруктов, и овощей. Ребёнок берёт макет фрукта или овоща, называет его и определять место его произрастания. Затем ребёнок кладёт фрукт на дерево, а овощ на грядку.
Когда ребенок научился различать овощи и фрукты, игра усложняется. Предлагается карточка, где изображены разные растения по месту их произрастания.
Проблемная ситуация: Что может произойти и к чему может привести, если за растениями не ухаживать?
«Правила поведения в лесу»
Цель: формировать знания детей о правилах поведения в лесу.
Правило игры: рассмотреть ситуации о поведении людей в лесу.
Ход игры:
Мальчик нашел в лесу муравейник. Правильно ли повел себя мальчик, растоптав его?
Проблемная ситуация: что может произойти и к чему может привести, если мальчик растопчет муравейник. «Как правильно поступить в этой ситуации?» и т.д.
Дидактическая игра «Помоги найти маму»
Цель игры: Закрепить знания детей о животных и их детенышей.
Правила игры: найти маму и детеныша.
Ход игры:
Педагог показывает карточку с домашними (с дикими) животными. Ребенок рассматривают картинку, вкладывает картинку рядом с мамой животного. Взрослый задает вопросы о внешнем виде животного. Используется художественное слово о домашних животных (стихи, потешки).
Воспитатель спрашивает, как «говорит» это животное, большое оно или маленькое. Ребенок сравнивают его с детенышем, как он «говорит», какой он по величине. Игру можно дополнить упражнением «Кто как кричит»: мама - громко, детеныш - тихо.
Проблемная ситуация: что будет, если домашние (дикие) животные перепутают свою маму?
Дидактическая игра «Время года»
Цель: формировать представление детей о временах года, их характерных особенностях. Находить соответствующие картинки.
Правила игры: найти картинку.
Ход игры:
Перед вами лежат 4 больших карточек с изображением времени года (зима, осень, лето, весна). Ведущий показывает маленькие карточки с изображением природы разного времени года. Ребенок должен рассказать, что там изображено и к какому времени года относится. После этого положить карточку к соответствующей большой карточке.
Проблемная ситуация: вопросы задаются по карточкам.
Ожидаемый результат:
-У детей сформируются первичные представления о объектах живой и неживой природы.
-У дошкольников сформируются навыки экологической безопасности.
-Повысится умение самостоятельно принимать решение.
-Воспитанники приобретут коммуникативные навыки, быстроту реакций.
-Повысится умение активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
-Проявится интерес к совместной деятельности.