Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс "Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников"

Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №142»

«Кейс-технология как форма работы с детьми

дошкольного возраста и её использование в

экологическом воспитании дошкольников»

Воспитатель:

Агапова М.В.

Октябрь

2022г.

Формирование экологической грамотности дошкольников – актуальная проблема настоящего времени. Начиная с первых лет жизни, когда в детях наиболее ярко проявляется интерес к окружающему миру, целенаправленная работа по формированию основ экологической грамотности позволяет взрослым не только заложить фундамент экологически ответственного поведения ребенка (необходимого ему как человеку современному – инициативному, предприимчивому и ответственному), но и пробудить его устойчивый познавательный интерес и активность. И именно потому, что в период дошкольного детства человек проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития, «основа фундамента» экологической грамотности у детей имеет столь важное значение. Главная задача экологической грамотности в дошкольном возрасте — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

Поэтому, проблема поиска эффективных путей формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста стала актуальной. Стремительная динамика современной жизни требует поиска эффективных технологий обучения. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста является кейс – технология.

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус», в переводе - необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейсы – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Цель технологии – помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.

Одним из современных методов, который позволяет повысить уровень экологической грамотности детей дошкольного возраста является кейс-технология.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений. способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, и которая, в итоге, формирует именно экологическую культуру: познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс - технология развивает коммуникативные компетенции, где нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.

Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

— анализ конкретных ситуаций;

— фото-кейс;

— проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Кейс- иллюстрации - это наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.

Цель: формирование начал экологической грамотности у детей дошкольного возраста, становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии.

Задачи:

-знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и их изменениями, которые происходят в природе;

-помогать детям различать красоту природы в разное время года;

-продолжать знакомить с домашними (дикими) животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания;

-воспитывать бережное отношение к животным;

-дать элементарные знания о садовых и огородных растениях;

-учить различать по внешнему виду овощи и фрукты;

-формировать навыки экологической безопасности;

-развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру;

В кейс по экологической грамотности входят развивающие задания. Красочные изображения и увлекательные задания непременно заинтересуют детей. Карточки можно использовать в индивидуальной и групповой работе .

Примерные игры по экологической грамотности .

«Домашние и дикие животные»

Цель: закрепить знания детей о местах обитания диких и домашних животных.

Правило игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – макет с изображением мест обитания животных (дупло, озеро, куст, будка, курятник и т.д.). Ребёнок должен определить, где животное обитает.

Ход игры:

Задание:

1. Выбрать одно животное, назвать его, подумать, где оно живет.

2. Заселить животное и объяснить свой выбор.

Далее следует проблемная ситуация: что будет, если дикие (домашние) животные перепутают свой дом.

Дети предлагают: что животные не выживут в других условиях.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель игры: научить детей правильно называть одежду для разного сезона, подвести их к обобщенным понятиям «одежда», «обувь».

Правила игры: подбирать одежду по сезону.

Ход игру:

Ребята, кукла собирается на прогулку. На улице холодно (тепло). Куклу надо одеть тепло (легко). Какую одежду надо надеть на куклу?

Проблемная ситуация: Что может произойти и к чему может привести, если кукле одеть в зимнее время (в летнее время) - летней наряд? (теплую одежду).

«Варим суп – компот»

Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах и ягодах.

Вариант 1: «Назови и расскажи».

Правило игры: сварить суп и компот. Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Борщ», и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи.

Ход игры: ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ» — овощи, на кастрюле с названием «Компот» — фрукты и ягоды.

Проблемная ситуация: Что может произойти, если перепутаешь овощи и фрукты, вкусным будет суп и компот?

Вариант 2: «Классификация «овощи, «фрукты» и «ягоды».

Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Суп» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Компот или суп? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в суп — овощи).

Вариант 3: «Что здесь лишнее?»

Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Суп» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему? Аналогично проводится игра с кастрюлькой «Компот».

«Что, где растет?»

Цель: формировать представления об овощах и фруктах, о месте произрастания.

Правила игры: распределить овощи и фрукты с местом их произрастания.

Ход игры: Перед детьми раскладываются макеты огорода, дерева и различных фруктов, и овощей. Ребёнок берёт макет фрукта или овоща, называет его и определять место его произрастания. Затем ребёнок кладёт фрукт на дерево, а овощ на грядку.

Когда ребенок научился различать овощи и фрукты, игра усложняется. Предлагается карточка, где изображены разные растения по месту их произрастания.

Проблемная ситуация: Что может произойти и к чему может привести, если за растениями не ухаживать?

«Правила поведения в лесу»

Цель: формировать знания детей о правилах поведения в лесу.

Правило игры: рассмотреть ситуации о поведении людей в лесу.

Ход игры:

Мальчик нашел в лесу муравейник. Правильно ли повел себя мальчик, растоптав его?

Проблемная ситуация: что может произойти и к чему может привести, если мальчик растопчет муравейник. «Как правильно поступить в этой ситуации?» и т.д.

Дидактическая игра «Помоги найти маму»

Цель игры: Закрепить знания детей о животных и их детенышей.

Правила игры: найти маму и детеныша.

Ход игры:

Педагог показывает карточку с домашними (с дикими) животными. Ребенок рассматривают картинку, вкладывает картинку рядом с мамой животного. Взрослый задает вопросы о внешнем виде животного. Используется художественное слово о домашних животных (стихи, потешки).

Воспитатель спрашивает, как «говорит» это животное, большое оно или маленькое. Ребенок сравнивают его с детенышем, как он «говорит», какой он по величине. Игру можно дополнить упражнением «Кто как кричит»: мама - громко, детеныш - тихо.

Проблемная ситуация: что будет, если домашние (дикие) животные перепутают свою маму?

Дидактическая игра «Время года»

Цель: формировать представление детей о временах года, их характерных особенностях. Находить соответствующие картинки.

Правила игры: найти картинку.

Ход игры:

Перед вами лежат 4 больших карточек с изображением времени года (зима, осень, лето, весна). Ведущий показывает маленькие карточки с изображением природы разного времени года. Ребенок должен рассказать, что там изображено и к какому времени года относится. После этого положить карточку к соответствующей большой карточке.

Проблемная ситуация: вопросы задаются по карточкам.

Ожидаемый результат:

-У детей сформируются первичные представления о объектах живой и неживой природы.

-У дошкольников сформируются навыки экологической безопасности.

-Повысится умение самостоятельно принимать решение.

-Воспитанники приобретут коммуникативные навыки, быстроту реакций.

-Повысится умение активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

-Проявится интерес к совместной деятельности.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области