Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья Особенности грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР

Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной адаптацией и обучением, что обусловлено темповой задержкой психического развития

Формирование грамматического строя речи у детей при ЗПР имеет определенные особенности, что обусловлено в целом речевыми нарушениями у детей данной категории. Отставание и нарушения в речевом развитии дошкольников с ЗПР преимущественно всего обусловлено основным диагнозом, так как формирование языковых обобщений происходит на фоне достаточного уровня аналитико-синтетической деятельности ребенка и процессов мышления, а у данной категории детей эти процессы формируются с задержкой

Исследования грамматического строя речи свидетельствует о наличии у большинства старших дошкольников с ЗПР недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Исследования Р.И. Лалаевой показали, что у детей с ЗПР отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Исследователи обнаружили у детей данной категории трудности при усвоении предложно-падежных конструкций.

Система словоизменения глаголов, как указывает Р.И. Лалаева, сформирована лучше, что обусловлено большим объемом и сложностью парадигмы существительных. Основные ошибки: неточное употребление глаголов (дети катаются-дети едут), в нарушении дифференциации глаголов в числе, в нарушении чередования в основе глагола (дети бегут – дети бежат).

При согласовании прилагательного с существительным дошкольники с ЗПР пользуются формами как единственного, так и множественного числа, однако часто допускают смешение, которое обусловлено тем, что каждая из этих форм не связывается в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного .

В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде, падеже. Обнаруживаются ошибки в формах выражения временных отношений, особенно будущего времени глагола .

Дети не употребляют сложные предлоги. При необходимости употребления простых предлогов имеют место либо замены, либо пропуски. В предложно – падежных конструкциях часто обнаруживаются неправильные падежные окончания существительного (У белки пушистый хвост) .

Р.И. Лалаева также указывает, что у младших школьников с ЗПР отмечаются трудности с овладением навыками словообразования, что обусловлено недоразвитием познавательной сферы, а именно мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения и обобщения .

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования было установлено, что у младших школьников с ЗПР процесс словообразования задерживается во времени и имеет специфические особенности:

– трудности с образованием уменьшительно-ласкательных слов, названий детенышей животных и птиц;

–замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения;

– замена приставки глагола другой приставкой;

– трудности с образованием относительных прилагательных;

– нарушение словообразования у детей с ЗПР проявляются особенно ярко на материале глаголов и прилагательных, с использованием приставок и суффиксов.

В процессе дифференциации грамматических форм у детей с ЗПР выделяются тенденции двух типов, выражающие как общие закономерности – унификация флексий и других морфем, замена непродуктивных морфем продуктивными, нулевых окончаний, так и специфические особенности – преобладание случайного словообразования, использование морфем, не представленных в языке, большое количество замен морфем, семантически далеких от морфем данного значения, языковая асимметрия .

У многих детей с ЗПР наблюдается смешение падежных форм . Так, например, дети часто смешивают окончания винительного, родительного, творительного и предложного падежей. Неправильные падежные окончания во многих случаях обусловлены не усвоением категории одушевленности или неодушевленности имен существительных, вследствие чего дети смешивают окончания именительного и винительного падежей («видел стола» по аналогии «видел зайца»). Наблюдаются неправильные падежные окончания имен существительных в косвенных падежах множественного числа («слонята у слоней», «много птицев»).

Грамматическому оформлению отдельных слов (падежному окончанию), дети с ЗПР, видимо, еще не уделяют должного внимания. Содержание речи воспринимается в соответствии с порядком слов и их корневых значением. И только у тех детей, у которых речевое развитие находится на относительно высоком уровне, можно наблюдать способность осознать роль грамматического оформления слов .

Таким образов, для младших школьников с ЗПР характеры специфические особенности грамматического строя речи: трудности со словоизменением, словообразованием, согласованием слов в предложении, что обусловлено темповой задержкой психического развития.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области