Развитие творческих способностей у ребенка в процессе обучения хореографическому искусству.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движения и музыку.
История становленияхореографического искусства– это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного, классического танцевального искусства и достаточно молодые направления - джаз, modern , contemporary и т. д.
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку, духовно. Хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания человека Танец-это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно - художественной форме. Мысли, чувства, переживания человека передаются без помощи речи, а средствами движения и мимики.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций.
Задача, стоящая перед руководителями детских творческих коллективов в системе дополнительного образования (CДО) заключается в поиске и использованию специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей более продуктивно, применяя новые технологии.
Хореография способствует эстетическому и нравственному развитию школьников. Такая работа даёт возможность наиболее полно развивать индивидуальные способности каждого ребёнка. Особое значение в наши дни приобретает возможность развития, как исполнительского мастерства, так и творческих способностей ребёнка.
Объединяя детей по интересам, занятия воспитывают коллективизм, приучая работать в команде. Они расширяют кругозор, воспитывают глубокие и устойчивые интересы, помогая решению важной государственной задачи-проблемы свободного времени.
Занятия искусством хореографии начинают заниматься с детских лет, когда организм еще не сформировался и его можно развивать согласно требованиям. И это не исключение: пианисты и скрипачи начинают заниматься ещё раньше, а артисты цирка обучают своих детей с трехлетнего возраста. Конькобежцы, фигуристы - обязательно начинают тренаж с детства, в прочем и другие спортсмены-гимнасты, пловцы, акробаты.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в учреждениях дополнительного образования. Хореографические коллективы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе, которой лежит приобщение их к танцевальному искусству. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Уроки по хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Само по себе,обучение танцам- это сложный и творческий процесс.
Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей. Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но все-таки, как было уже сказано выше, он является и сложным процессом строящим обучение в несколько этапов.
Творческая личность- важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Втри-четырегода большинство детей учат алфавит. И не одну букву за раз, а по нескольку букв. А, б, в, г, д., е, ё, ж... Есть даже песенки в которых, буквы алфавита последовательно нанизаны на мелодию. Такое нанизывание – не только полезный педагогический прием, но и эффективный метод вспоминания (кто из нас не прокручивал в уме таблицу умножения, чтобы вспомнить, сколько это – семью восемь?) Последовательность элементов вспоминается легче, чем один элемент. Предположим, у вас есть несколько любимых песен, и вы знаете их тексты.
Но разве не бывает трудновато вспомнить слова без того, чтобы вспомнить мелодию? Или наоборот? Единство музыки и слов позволяет вам легче вспомнить фрагмент мелодии или текста. Точно так же и в танце. Один из самых действенных инструментов запоминания и вспоминания – это хореография. Хореография делает педагогический процесс эффективнее, потому что серии движений запоминаются легче, чем движения по отдельности. В танце алфавитом служат движения, словами – связки движений, предложениями – серии движений под музыку; серии движений под музыку, разделенные на группы, представляют собой параграфы, а целая постановка – это уже настоящий рассказ!
Хорошая постановка может служить хранилищем обширнейшей информации, полезной в нескольких областях танцевального обучения: преподавание, тренировки, творчество и т.д.
По словам великого ученого - физиолога И. П. Павлова, самый главный человеческий рефлекс- рефлекс инициативы. Являясь побудителем к каждому действию. Этот рефлекс неразрывно связан с психикой и чувствами человека. Инициатива нужна всегда и во всем. Недаром когда мы говорим « он человек инициативный» и полагаемся на него. Так вот, для всякого дела нужны желание и инициатива.
Педагогические цели не должны быть слишком сложными, так как ребёнок приходит в коллектив не ради воспитания, а ради удовлетворения своих творческих запросов. При этом воспитательная работа не становится чем-то дополнительным прилагаемым к хореографическим занятиям или параллельна им. Сама деятельность организуется как воспитательный процесс, является средством и формой педагогического процесса.