Патриотическое воспитание на занятиях по русскому языку и литературе
Формирование патриотизма является одной из составляющей воспитательного потенциала занятий по русскому языку и литературе. В ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж им. К.С. Константиновой» патриотическое воспитание осуществляется через три филологические дисциплины: ОУД.01 Русский язык; ОУД.0101 Литература и ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи.
Содержание программ указанных дисциплин непосредственно касается формирования патриотизма, что регламентируется ФГОСами, а также федеральным документом – Концепцией преподавания русского языка и литературы от 9 апреля 2016 года:
«Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства»
«Литература – это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству»
Если говорить о патриотическом воспитании, то необходимо чётко понимать, что включает в себя понятие «патриотизм». Обратимся к статье из «Большого толкового словаря русского языка» под редакцией доктора филологических наук Сергея Александровича Кузнецова:
ПАТРИОТИЗМ -а; м. [от греч. patris — родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Местный п. Заводской п.
◊ Квасной патриотизм. Восхваление всего своего, даже отсталых форм жизни и быта, и порицание всего чужого.
Следовательно, в современных словарях сразу разграничивают патриотизм подлинный, который допускает критику явлений действительности в родной стране, и квасной патриотизм, или как еще его называют ура-патриотизм, не терпящий чужих культурных ценностей (выражение впервые употребил ещё в XIX веке поэт и историк Пётр Вяземский). На занятиях по русскому языку и литературе необходимо формировать исключительно подлинное патриотическое мировоззрение.
Дисциплина ОУД.01 Русский язык пронизана патриотическими элементами, которые прослеживаются в различных заданиях и упражнениях, содержащих языковой материал, посвящённый научным достижениям и произведениям искусства России, описанию красоты и уникальности нашей страны, бесспорному богатству русского языка, заботе об окружающем мире и сохранению культурных ценностей.
Прочитайте текст, расставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, в каких двух из ниже представленных 5 предложений содержится главная информация в тексте. Выпишите выбранные два предложения. Вставьте на месте пропуска <…> подходящее по смыслу слово. Сохр..нение культурной среды — задача не(?)менее важная, чем сохранение окружающей природы. Утраты в природе до известных пр..делов во..тановимы, в(?)отличи.. от потерь культурных. <...> совреме..ые учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогре..а и самовыражения. 1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций. 2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций. 3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций. 4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита – это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения. 5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. |
Дисциплина ОГСЭ.06 «Русский язык и культура» речи выполняет важнейшую функцию формирования культуры речи будущего профессионала нашей страны. Русский язык – важнейшая часть национальной культуры, а также главное средство повседневного, профессионального и делового общения, выражения чувств и эмоций, постижения науки и искусства, поэтому каждому из нас следует относиться к собственной речи максимально бережно. Культура речи становится своеобразным средством оценки уровня патриотического воспитания. Истинный патриот знает и сохраняет родной язык, совершенствует свою речь, избегает речевой деградации.
Огромен воспитательный потенциал дисциплины ОУД.0101 «Литература». Многие произведения, изучаемые в рамках программы непосредственно связаны с формированием здорового взгляда на судьбу и ценности нашей страны, с умением трезво оценивать социальные проблемы и проблемы отдельно взятой личности, а также стремлением решать их. К тому же, художественный текст – это совершенный образец красоты русской речи. Произведения, связанные с патриотическим воспитанием, включают в себя разные стороны этого явления – любовь к русскому человеку, к природе, уважение к культуре России, а также оценка исторического прошлого и недопущение ошибок:
М.Ю. Лермонтов: «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»;
А.А. Фет: «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…»;
Н.А. Некрасов: отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;
А.А. Блок: «Вхожу я в темные храмы», «Россия»;
С.А. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная!»;
А.А. Ахматова: «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», поэма «Реквием»;
О.Э. Мандельштам: «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»);
А.Т. Твардовский: «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом»;
Творчество Н.И. Рыленкова и М.В. Исаковского.
И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»;
В.Г. Распутин, повесть «Прощание с Матёрой»;
М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон»;
А.И. Солженицын, повесть «Один день Ивана Денисовича»;
В.П. Кондратьев, повесть «Сашка»;
Ежегодно в рамках изучения русского языка и литературы совершенствуется проектная деятельность студентов, проводятся внеаудиторные мероприятия. Например, в прошлом полугодии обучающиеся групп 01С и 02С в дистанционной форме представили проекты различных типов по ОУД.01 «Русский язык». Работы были посвящены как установлению уровня культуры речи жителей города Смоленска, так и описанию учебных ситуаций на занятиях по русскому языку.
В прошлом учебном году студенты нулевых групп готовили проекты по ОУД.0101 «Литература», приуроченные к 75-летию со Дня Победы и посвящённые жизни и творчеству писателей и поэтов-фронтовиков – советских авторов, которые провели свою молодость в сражениях Великой Отечественной войны и чьи произведения хорошо отражают атмосферу фронта.
В рамках внеаудиторной работы по дисциплинам за последние два года проводился конкурс «Культура речи медицинского работника» и Олимпиада по русскому языку.
Несмотря на многие успехи в формировании патриотизма на занятиях по русскому языку и литературе, сохраняется ряд содержательных и методических проблем:
1. Слабое осознание обучающимися (и педагогами-нефилологами) тесной связи любви к родному языку с проявлением подлинного патриотизма. Настоящий патриот любит родной язык и совершенствует свою речь. Мыслящий человек понимает, что без знаний языка достичь успехов в развитии народу невозможно. Но большинство современных студентов не задумывается о своей речи, у многих обучающихся коммуникативная компетентность не сформирована по окончании 9 класса, особенно это касается навыков устного общения. Для многих употреблять ненормативную лексику, использовать слова-паразиты, допускать огромное количество опечаток, заполнять речь жаргонизмами стало естественным. Причина кроется в языковой среде, в которой оказываются студенты – от общения в семье до интернет-общения, где идёт поток текстов со всеми типами ошибок.
2. Слабая мотивация к чтению и безальтернативная оценка идейного содержания литературных произведений с социальной проблематикой – о нищете русского народа, распространении социальных пороков (например, алкоголизма), безграмотности, взяточничестве, казнокрадстве и тоталитаризме советской власти (в литературе XX века). Зачастую обучающиеся приходят к категоричному выводу о том, что в современной России совсем ничего не поменялось и из-за этого патриотом быть невозможно. Эту дискуссионную проблему возможно частично решить путем подробного сопоставления описания явлений XIX-XX веков с тем, что есть сейчас и какие положительные изменения всё-таки произошли.
Таким образом, занятия по русскому языку и литературе остаются и по сей день одними из ключевых элементов патриотического воспитания, что определяет важнейшее место дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в системе среднего профессионального образования.