Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы по теме "Ранняя профориентация дошкольников через инновационную деятельность"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Ранняя профориентация дошкольников через инновационную деятельность»

Педагогический опыт воспитателя

первой квалификационной категории

МК ДОУ детский сад «Родничок»

Рогулевой Натальи Николаевны

С.Частоозерье 2022г

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал, для чего он учится в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, для успешной реализации которых первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации развивающей предметно-пространственной среды ребенок испытывает радость от труда.

Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Актуальность 

Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением.

Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

В выступлениях руководителей нашего государства неоднократно подчеркивалась необходимость в популяризации рабочих профессий. Политика государства направлена на повышение престижа профессионального труда, престижа работы у станка, престижа работы вообще любого профессионального труда. Чтобы результаты данной работы были продуктивны, необходим комплексный подход всех общественных организаций и институтов.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я пришла к идее разработки опыта, целью которого является создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности. 

Инновационная направленность педагогического опыта.

Использование инновационных технологий в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработано содержание программ по ранней профориентации. Социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования знаний детей в данной области.

В данное время существует острая необходимость заменить традиционную систему воспитания и обучения, на инновационную. Эта система предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только не правильное обучение губит в детях ростки одаренности в зародыше. Поэтому важно правильно выбрать материал, на котором будет выстроен образовательный процесс, и грамотно использовать передовые технологии при ознакомлении детей с выбранной темой. Понимание мною вышеперечисленного дало толчок использованию инновационных технологий и к составлению серии конспектов и игровых пособий для работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.

Практическая значимость педагогического опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании знаний, развитии интереса к трудовой деятельности через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.

Новизна педагогического опыта.

Моё педагогическое творчество заключается в том, что мною разработана система формирования представлений детей о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых в игровой деятельности, которая представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирование, модификацию, имеющую в совокупности новизну. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность, дает возможность организации отношений и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями.

Адресность опыта.

Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении мероприятий по данной теме, а опытных педагогов натолкнёт на более совершенные творческие решения.

Описание опыта.

В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей. М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер: общее знакомство с миром профессий, но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективными технологиями именно в реализации профориентационного направления, я использую:

1. Технологию проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

2. Технологию исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3. Педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Я. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н Михайленко).

4. Технологию интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Лэпбук – технологию и кейс - технологию

Ребенок-дошкольник проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

6. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно - деятельностный подход. Это обеспечивает социально - личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка. Работа осуществляется во время организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. В педагогической деятельности я использую традиционные методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых и профессиями в профориентационном контексте: беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений о профессиях, выставки рисунков детей о профессиях, встречи с представителями профессий, игры и игровые пособия, загадки, викторины. Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, виртуальные экскурсии, наблюдения, оформление лэпбуков, чтение литературы, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). За время работы над опытом мы вместе с детьми посетили швейную фабрику, ателье, пожарную часть, библиотеку, школу, гончарную мастерскую, магазин и супермаркет.

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Помимо живых, мы совершаем, не менее увлекательных множество виртуальных экскурсий. Таких как, на предприятие «Велес», «Хлебокомбинат», «Дрожзавод», «Молоко Зауралья», «Синтез», «На поле к хлеборобам». Ссылки на видио экскурсий в приложении 1.

Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересными мотивационным. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах.

На все профессии, изучаемые по программе регионального компонента «краеведения» раздела «Профессии нашего села» созданы проекты. Приложение 2.

Разновидностью проектной деятельности является лепбук - технология

Лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию в школе рефератов.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

В каждой группе нашего дошкольного учреждения оформлены лэпбуки по профессиям: врач, швея, водитель, электрик, пожарный, продавец. Мной создан лэпбук «Мир профессий», где собран материал по всем профессиям в разных формах и игровых пособий.

Одной из эффективных технологий формирования у дошкольников представлений о профессиях является кейс-технология, в основе, которой стоит игровая деятельность. Фото лепбука в приложении 3.

Название кейс - технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (игры, задания, иллюстрации, фото, мнемокарты, перфокарты и др.)

Кейс-технология направлена, не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.

Кейс помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому, даже в разновозрастных группах. Например, ребенок мл возраста, собирает пазлы, а старшего составляет описательный рассказ. Кейс-метод подразумевает постановку проблемы, а главное предназначение кейс-метода – развивать способность самостоятельно вычленять и исследовать различные проблемы из предложенной ситуации, находить их решения из множества вариантов и работать с информацией.

Мной был создан кейс по профориентации детей в ДОУ, который я назвала «мир профессий». Подробное описание в статье на сайте педагогического портала. https://solncesvet.ru и приложение 4

Для более эффективного усвоения детьми пройденного материала, я прочно использую в своей работе «Профессиограмму». На таблицу выставляем картинку профессии с которой знакомим детей. Затем заполняем таблицу по каждому сектору, начиная с первого по часовой стрелке, подбираем картинки понятные для детей: место работ; материал для работы; форменная одежда; орудие труда; трудовые действия; личностные качества; результат труда; польза труда для общества. Такая профессиограмма ложится на любую профессию.

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения. Насыщенная, четко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной. Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

-продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

- выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

- экспериментирование.

Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение развивающей предметно-пространственной среды, накопление методических разработок, дидактических элементов. Мы планируем приобретение развивающих игр, фильмов по профориентационной тематике, литературы, пополнение методической библиотеки детского сада, создание передвижных выставок «Какие профессии нам встречаются по дороге в детский сад». По-новому организовано взаимодействие с родителями, включающее знакомство с их профессиями, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

С опытом работы по ранней профориентации я делилась на районных и областных семинарах. А так же публикую материалы из опыта работы на портале международного образования MAAM.RU., сонцесвет.

Результативность опыта.

В результате реализации системы работы на данном этапе дети познакомились с некоторыми профессиями, связанными с земледелием и производством, оказанием услуг, воспитанием и обучением детей. Ребята научились выражать предпочтение определенной группе или конкретной профессии. Изготавливая своими руками атрибуты, проявляют творческие способности, конструктивные навыки, играют более бережно.

Взаимодействие с родителями, включение их в совместную деятельность с детьми, сплотило наш коллектив. Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях.

Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.

Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем быть, мои воспитанники вспомнят наши игры, увлекательные экскурсии, встречи с интересными людьми и это послужит фундаментом в выборе своей профессии.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области