«Учебное задание для учебного занятия»
ФИО Юхнович Светлана Владимировна
Место работы МКОУ «Бахтинская СШ»
Предмет История,5 класс. Тема: «Древний Египет. Государство на берегах Нила»
Задача.
Стимул: вид задания : практическое
формулировка - выполнение разноплановых заданий (Путешествие по государству на берегах Нила ).
Перед вами на слайде фрагмент удивительной истории Древнего Египта « Палетка фараона Нармера », из Египетского музея в Каире , ее нашли во время раскопок. Используя изображение на палетке, объясните - Как и когда на территории Египта образовалось государство?
Источники информации (тексты и изображение ): слайд « « Палетка фараона Нармера », учебник( текст параграф 6 и иллюстрация стр. 36,37, дополнительный материал (текст)
Вопросы и задания:
1 задание -Внимательно рассмотреть плитку, проанализировать информацию, рассказать и раскрыть значение этого события изображенного на ней. Лицевая сторона плитки - как произошло объединение Египта; оборотная сторона плитки - когда образовалось государство? (Индивидуальная работа)
2 задание – предположите, почему на палетке изображен человек огромного роста. Свой ответ аргументируйте (индивидуальная работа)
3 задание – заполнить пропуски в работе с текстом, используя дополнительный материал.
Модельные ответы и критерии оценки (для каждого вопроса и задания):
1 задание модельный ответ :
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1.На плитке изображен царь в короне Южного царства, замахнувшийся на противника. Внизу видны бегущие враги. Победа означала прекращение войн и объединение Египта.
2.Изображен царь Южного царства. Внизу видны поверженные враги. Победа привела к объединению Египта
3.На плитке изображен царь, он победил, и потом образовалось одно государство.
•подсчет баллов (3 балла - правильный ответ, 2 балла - другая формулировка правильного ответа, 1 балл - частично верный ответ) Правильно указано слово и раскрыт его смысл 3 Правильно указано слово; при раскрытии его смысла допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано слово, при раскрытии его смысла указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) признаки 2 Правильно указано только слово 1 Слово указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия раскрытия его смысла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильны
Правильно указано событие и раскрыт его смысл -3 балла
Правильно указано событие ; при раскрытии его смысла допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Правильно указано событие , при раскрытии его смысла указаны не основные, а только второстепенные (несущественные) признаки 2
Правильно указано только слово 1 Слово указано неправильно / не указано независимо от наличия/отсутствия раскрытия его смысла. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильны
1 задание
Модельный ответ для второй группы:
• правильный ответ – примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону: одна как бы вставлена в другую.
•другая формулировка правильного ответа - около трех тысяч лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону.
•пример ответа, частично верного - около трех тысяч лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Север. Он стал носить две короны.
•подсчет баллов (3 балла - правильный ответ, 2 балла - другая формулировка правильного ответа, 1 балл - частично верный ответ)
2 задание
Модельный ответ
• правильный ответ - на плитке из камня изображен человек огромного роста, потому что он царь и все должны подчиняться ему.
•другая формулировка правильного ответа - изображен человек огромного роста, потому что он правитель и все должны служить ему.
•пример ответа, частично верного – нарисован очень высокий человек, потому что он самый главный
•подсчет баллов (3 балла - правильный ответ, 2 балла - другая формулировка правильного ответа, 1 балл - частично верный ответ)
3 задание
Модельный ответ
• правильный ответ – правильно заполнены все пропуски в тексте
•другая формулировка правильного ответа - не все пропуски в тексте заполнены правильно.
•пример ответа, частично верного – недостаточно правильных ответов
•подсчет баллов (3 балла - правильный ответ – 13слов, 2 балла - другая формулировка правильного ответа – 10 слов , 1 балл - частично верный ответ – 5 слов)
1 задание предполагает формирование следующих познавательных умений, выраженных в 1) Личностных результатах (убеждения и качества): в сфере патриотического воспитания - проявление интереса к познанию истории; ценностное отношение к достижениям – искусству, боевым подвигам; уважение к историческому наследию и памятникам.
- в понимании научного познания: овладение навыками оценки событий прошлого с позиций историзма.
2) Метапредметных результатах (действиях) - формирование УУ познавательных действий: формирование умений работы с информацией: выберете (проанализируйте, систематизируйте) информацию различных видов и форм представления; формирование УУ коммуникативных действий – формирование умений общаться (выразите устно или
письменно свою точку зрения, выскажите идеи, нацеленные на решение задач; формирование УУ регулятивных действий - формирование умений самоконтроля – объясните причины достижения или
недостижения результатов деятельности, дайте оценку приобретенному опыту; формирование эмоционального интеллекта – признайте свое права и право другого на ошибку.
3) Предметных результатах:
1. Работа с хронологией (называть дату важнейшего события истории Египта).
2. Работа с историческими фактами (указывать место, участников, результаты событий).
4. Работа с историческим источником (называть и различать типы источников; извлекать из них исторические факты (имена, даты, события); раскрывать смысл изображения.
6. Анализ, объяснение исторического события (раскрывать существенные черты государственного устройства, объяснять причины и следствия события)
2 задание предполагает формирование следующих познавательных умений, выраженных в
1) Личностных результатах: ценностное отношение к достижениям – искусству, уважение к историческому наследию и памятникам; в сфере эстетического воспитания – уважение к культуре других народов.
2) Метапредметных результатах (действиях) - формирование УУ познавательных действий : владение базовыми логическими действиями - раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать ситуации, выявляя общее и различие; формирование УУ коммуникативных действий – формирование умений общаться (выразите устно или письменно свою точку зрения, выскажите идеи, нацеленные на решение задач, умений осуществлять совместную деятельность; формирование УУ регулятивных действий - формирование умений самоконтроля – объясните причины достижения или
недостижения результатов деятельности, дайте оценку приобретенному опыту; формирование эмоционального интеллекта – признайте свое права и право другого на ошибку.
3) Предметных результатах (умениях):
1) умение выявлять особенности развития культуры, быта, нравы народов;
2) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных задач; 3) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры.
3 задание предполагает формирование следующих познавательных умений, выраженных в
1) Личностных результатах (убеждения и качества): в сфере патриотического воспитания - проявление интереса к познанию истории; ценностное отношение к достижениям – искусству, боевым подвигам; уважение к историческому наследию и памятникам.
- в понимании научного познания: овладение навыками оценки событий прошлого с позиций историзма.
2) Метапредметных результатах (действиях) - формирование УУ познавательных действий: формирование умений работы с информацией: выберете (проанализируйте, систематизируйте) информацию различных видов; владение базовыми исследовательскими действиями: осуществлять подбор исторического материала; формирование УУ коммуникативных действий – формирование умений общаться (выразите устно или письменно свою точку зрения, выскажите идеи, нацеленные на решение задач; формирование УУ регулятивных действий - формирование умений самоконтроля – объясните причины достижения или
недостижения результатов деятельности, дайте оценку приобретенному опыту; формирование эмоционального интеллекта – признайте свое права и право другого на ошибку.
3) Предметных результатах (умениях):
1:– работа с историческими фактами (указывать место, участников, результаты событий).
2: работа с историческим источником (называть и различать типы источников; извлекать из них исторические факты (имена, даты, события); раскрывать смысл изображения.
Как работать на уроке с задачей? (этап урока, характер использования)
Учебная задача по теме: «Древний Египет. Государство на берегах Нила» была разработана на основе Примерной рабочей программы с учетом следующих разделов (Предметные, метапредметные, личностные образовательные результаты; тематическое планирование) и может быть использована на этапе изучения нового материала и этапе закрепления материала. В соответствии со структурой задачи были подобраны вопросы и задания: в целеполагающей части (стимул), способствующей мотивации. В содержательной – использование информации из источников для организации учебных действий и разработанные критерии оценки, которые стали эталоном для выполнения заданий. При разработке учитывался психологический компонент, соответствие возрасту, интересам и учебным возможностям пятиклассников. Учебную задачу каждый учитель должен рассматривать как средство достижения поставленных целей в организованной им учебной деятельности обучающихся.
В древнем Египте размер изображения служил мерилом социальной значимости человека. Так фараонов рисовали самыми крупными, сановников делали поменьше, а рабов и рабочих изображали совсем мелкими. Конечно же, это не означает, что рабы были маленького роста или стояли где-то далеко, просто это был стиль рисования того времени, учитывавший социальный аспект людей на изображении. 0. На данном рисунке представлена палетка Нармера. В Египте ничего так просто не рисовалось, все имело свое значение. Одной из ведущих значений в размере рисунка является социальный статус или социальная значимость. Фараон обозначается на картинке больше всех остальных, что говорит о его значимости в Египте. 0