Разработка урока в 6 классе
ТЕМА: «Класс Двудольные.
Семейства крестоцветные, розоцветные».
Подготовила:
учитель биологии
МБОУ Маршальской СОШ
Власова Ж.Н.
Задачи:
Образовательная:
Повторить признаки класса Двудольные.
познакомить учащихся с характерными признаками семейства крестоцветные, розоцветные.
Развивающая:
развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.
Воспитательная:
раскрыть значение семейств и важность их изучения.
Тип урока:
изучение нового материала.
Вид урока:
постановка и решение учебной задачи.
Формы работы:
индивидуальная, групповая, в парах.
Средства обучения:
комнатные растения, гербарные экземпляры растений, опорные конспекты, плоды и семена растений: стручок, боб, ягода, костянка; мультимедийная презентация.
Методы и методические приемы:
рассказ, применение знаний, решение проблем методом мозгового штурма.
Ход урока
Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на 2 класса. Какие? (Однодольные и Двудольные).Слайды №1,2
Давайте с вами сравним признаки Однодольных и Двудольных растений.
Работа в группе.
На партах карточки с признаками растений класса однодольные и двудольные и таблицей. . Учащимся необходимо вписать в таблицу признаки в правильном положении.
(Выполняется проверка работы)
Ребята называют признаки двудольных и однодольных растений. Слайд №3
«Исключения!!!».
Определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один признак, не всегда возможно.
Например:
Вороний глаз( слайд №4) имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным растением.
У подорожника(слайд №5) дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.
Таким образом, для определения принадлежности цветкового растения к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения.)
- Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса.
А какие семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений?
На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.
Класс Двудольные включает в себя несколько семейств, но на сегодняшнем уроке мы остановимся на двух – крестоцветные и розоцветные.
Итак, тема нашего урока: «Класс Двудольные. Семейства крестоцветные, розоцветные».
«ТЕМА: «Класс Двудольные.
Семейство крестоцветные. Слайд №6.
Мы много знаем о Семействе крестоцветные? Значит, какая цель нашего урока? Узнать больше о Семействе крестоцветные. Мы должны ответить на следующие вопросы:
Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?
По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?
Общее представление о семействе:
Насчитывается 3000 видов (Слайд №7), это главным образом однолетние и многолетние травы. Чтобы представить себе крестоцветные, следует вспомнить такие хорошо известные всем растения, как редис, капуста, пастушья сумка, сурепка. Это более хорошо вам известные растения, но мне бы хотелось остановиться с вами на менее известном растении представителе семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ – сурепка дикая (Слайд №8)
Задания:
На основании рис. слайда перечислить органы представленного растения.
Ответить на предложенные вопросы: (на доске записаны признаки в два столбика: признаки класса и семейства, но учащимся об этом не сообщается)
- Ребята, а все ли органы мы рассмотрели? (Нет, мы забыли о цветке.)
Этим мы сейчас с вами и займемся.
«Строение цветка семейства крестоцветные». Таблица
- Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется? (по расположению лепестков в цветке).
По модели цветка предложить ребятам самостоятельно рассказать о строении цветка. Если возникнут затруднения, то учитель сделает это сам. (Цветок правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).
- А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.
«Формула цветка».
- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие? (соцветие). Какое? (кисть). (Предложить зарисовать соцветие кисть.)
- А как называется плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок –
у капусты, а стручочек – у ярутки, пастушьей сумки.
- Каждый из вас летом был на поле с горохом, а вот как называется плод у гороха? (боб)
- Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой располагаются семена).
(Демонстрация плодов: стручок, стручочек и боб)
Посмотрите на доску, почему признаки Сурепки дикой расположены в два столбика?
(первый столбик – признаки класса, второй – признаки семейства).
Значение растений семейства Крестоцветные (Слайды № 9-13)
Семейство «Розоцветные» (Слайд №14)
Ответить на вопрос:
Почему семейство получило такое название?
Насчитывается более 3000 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы. Наиболее известные всем растения: шиповник, яблоня, груша, розы, боярышник. Это более хорошо вам известные растения, но мне бы хотелось остановиться с вами на менее известном растении представителе семейства розоцветные – вишня.
Задания:
Описать строение цветка розоцветных (написать формулу цветка)
Назвать плоды и соцветия розоцветных.
Демонстрация плодов растений семейства розоцветные: яблоко, костянка, ягода.
Значение растений семейства розоцветные. (Слайд №16-18 )
IV. Закрепление знаний.
Молодцы, вы отлично поработали, а теперь мы с вами немножко отдохнём, а поможет нам в этом всё те же семейства крестоцветные и розоцветные. Вы спросите как? Да очень просто, я буду вам перечислять признаки, если они подходят к семейству крестоцветные, то вы должны хлопнуть в ладоши, если розоцветным – то закрыть своё лицо руками.
Признаки:
Работа с гербариями.
Учащимся раздаются гербарии растений семейств крестоцветные и розоцветные. Необходимо разделить растения по семействам и выписать в тетрадь.
Учащимся предлагается угощение в виде плода «яблоко» и чашку чая из шиповника, которые богаты витаминами. (Здоровьесберегающая технология)
V. Домашнее задание (Слайд № )
Стр. 82 и записи в тетради.
Задание для трудолюбивых и самостоятельных:
Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные и розоцветные, занесенных в Красную книгу.
VI. Рефлексия.
Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных
фигур (по их состоянию после урока).
радость | скепсис | уныние |