МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Колледж промышленных, информационных технологий и права
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ОП.01 Теория государства и права
Раздел 1. Теория государства.
Раздел 2. Государство и гражданское общество
специальность 40.02.03 Право и судебное администрирование
Разработала Преподаватель кафедры «Право и организация социального обеспечения» Рихтер Светлана Васильевна |
Кемерово 2022
Общая цель занятия: Повторение и закрепление знаний и умений по темам: «Происхождение государства», «Государство: понятие, признаки, сущность, функции», «Форма государства», «Механизм (аппарат) государства», «Государство в политической системе общества», «Правовое государство».
Продолжить формирование у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
Задачи занятия:
1. Обучающие:
- повторение и систематизация знаний о происхождении и формах государства, о государстве в политической системе общества;
- умение применять полученные знания при решении задач.
По окончании занятия, обучающиеся
должны знать:
- понятие, типы и формы государства и права;
- роль государства в политической системе общества;
- систему права Российской Федерации и ее элементы.
должен уметь:
- применять теоретические знания при изучении юридических дисциплин;
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- применять на практике нормы различных отраслей права.
2. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к праву;
- развитие умения работать в команде и уважительно относиться друг к другу через организацию групповой работы;
- развитие ответственности у студента за свои и действия партнера через организацию совместной работы;
- способствование воспитанию интереса к изученному материалу;
- формирование общих компетенций будущего специалиста.
3. Развивающие:
- развитие логического мышления, познавательной активности в ходе закрепления изученного материала.
- развитие внимания, памяти, логического мышления (анализ, синтез, сравнение), самопознания, саморегуляции, самоорганизации, рефлексии, культуры речи;
Тип занятия: закрепление и обобщение знаний по изученному материалу, практическое применение знаний, закрепление и систематизация практических умений.
Вид занятия: комбинированное
Форма проведения: интеллектуально-познавательная игра в форме КВНа
Форма обучения: групповая
Методы и приемы обучения: теоретические и практические, игровые.
Учебная группа: ПА-121
Межпредметные связи занятия: ОГСЭ.01 Основы философии, ОГСЭ.02 История, ОГСЭ.05 Культура речи, ОГСЭ.06 Психология общения, ОП.02 Конституционное право.
Учебно-методическое оснащение занятия:
- мультимедиа презентация;
- раздаточный материал.
Материально-техническое оснащение занятия:
- мультимедийное оборудование;
- компьютер.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этапы развития | Деятельность преподавателя, задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов | Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы | Планируемые результаты | ОК | |
знать | уметь | ||||
Организационный этап (5 мин.) | Приветствует студентов. Проверяет наличие учащихся и их готовность к занятию. | Приветствуют преподавателя, вставая с мест. Готовятся к занятию, настраиваются на занятие. | |||
Мотивационный этап (5 мин.) | Настраивает на совместную работу. Организует работу по совместному целеполаганию и мотивации на основе репродуктивного и частично – поискового методов с использованием легенды. Управляет познавательной деятельностью студентов с помощью наводящих вопросов, уточняет ответы студентов, помогает грамотно сформулировать цели занятия. Знакомит с порядком работы на занятии. | Формулируют цель. Осознанно строят высказывания. Вступают в диалог. Принимают и сохраняют учебную цель. Планируют собственную деятельность. Воспринимают и анализируют информацию, высказывают суждения, формулируют выводы, осознают, принимают цели. | |||
Повторение и систематизация изученного материала (70 мин.) | Делит студентов на 4 команды, разъясняет условия проведения игры: - конкурс «Представление команд и капитанов»; - конкурс «Гейм-разминка»; - конкурс «Ребусы»; - викторина. Выставляет баллы в таблицу результатов. | Выполняют задания. Работают в командах. | понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права РФ и ее элементы. | применять теоре-тические знания при изучении юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права. | ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9. |
Подведение итогов занятия (10 мин.) | Организует фронтальную работу по обсуждению итогов урока, его результативности и привлекает учащихся к оценке выполненной работы. Предлагает учащимся самим оценивать работу на уроке, выделить то, что вызвало затруднение, высказать пожелания. | Анализируют, контролируют и оценивают результат. |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Ход занятия
1. Организационный этап
Преподаватель отмечает присутствующих студентов, объявляет тему интеллектуально-познавательной игры, настраивает студентов на рабочую атмосферу, помогает им сосредоточиться и организовывает их на активную познавательную работу.
2. Мотивационный этап
Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам скоро предстоит решать эти важные задачи.
Трудно представить успешного человека, грамотным специалистом без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством.
Условия проведения соревнования:
В игре участвуют 4 команды. В каждой команде 7 человек. Побеждает команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
3. Этапы проведения интеллектуально-познавательной игры, повторения изученного материала
1 этап:
Представление команд и капитанов (название, девиз).За представление - 1 балл.
2 этап:
Гейм- разминка
Командам предлагается ответить на вопросы, подняв карточки «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ- 1 балл.
Верите ли вы, что… | Ответ | |
1. | … именно неолитическая революция стала важным этапом в развитии и переходе от догосударственного состояния к государственному? | Да, произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. |
2. | ... к религиозным концепциям относится патриархальная теория происхождения государства? | Нет, теологическая |
3. | … существует теория насилия происхождения государства? | Да |
4. | … признаком государства является наличие одной нации? | Нет, основные признаки – наличие территории; население, независимое от национального состава;публичная власть. |
5. | … высшая государственная власть при монархии принадлежит народу как единому источнику власти? | Нет, единолично главе государства |
6. | … Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом государственной власти в Российской Федерации? | Да, ст. 94 Конституции РФ |
7. | …любой гражданин России, проживший не менее 15 лет на территории России может внести законопроект в Государственную Думу? | Нет, законодательной инициативой обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета, депутаты Госдумы, Правительство РФ |
8. | … в Российской Федерации допускается лишение гражданства или изменение его односторонним решением государства | Нет, п.3 ст.6 Конституции РФ |
9. | …в Европейской Конвенции о защите прав человека отсутствуют, например, права на труд и социальное обеспечение, о которых говорится в Конституции РФ? | Да |
3 этап:
Ребусы – по темам«Происхождение государства», «Формы государства», «Правовое государство». За каждый правильный ответ- 1 балл.
Ответы: народ, Аристотельреспублика
население суверенитетгражданство
избирательвыборы
4 этап:
Викторина. Конкурс проводится для команд. С вопросами викторины команды были ознакомлены заранее, подготовились к ответам. По заданию конкурса необходимо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ- 2 балла.
Вопросы:
1. Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только словесным нападкам, но и оскорблению действием, говоря проще, оппоненты его иногда поколачивали. После того как однажды философ получил пинок, его спутник высказал удивление, почему он не жалуется? Что ответил Сократ?
(Сократ ответил: «Что же мне тоже жаловаться, что ли, если и осел лягнет меня?»
2. В Вавилоне на площади перед царским дворцом возвышался каменный столб. На нем клинописью были нанесены законы. Один из них: «Первая обязанность правительства - защищать бессильных от сильных». Как зовут царя, издавшего эти законы?
(Вавилонский царь Хаммурапи).
3. Как зовут древнегреческую богиню правосудия? Что она держит в руках?
(Фемида, весы и меч).
4. В чем заключается суть принципа разделения властей?
(различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма, которые уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточения всех властных функций в руках одной из ветвей власти).
5. Если ____________ характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то _________________ отражает территориальное деление государство.
Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется ___________________. В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных _________________.
Другой формой является _______________, представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной ___________________.
Список терминов:
1. Унитарное
2. Федерация
3. Форма правления
4. Демократическое
5. Конституция
6. Политические партии
7. Форма государственно-территориального устройства
8. Республика
9. Органы власти
(Если форма правления характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то форма государственно-территориального устройства отражает территориальное деление государство.
Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется унитарное. В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных органов власти.
Другой формой является федерация, представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной конституции).
6. Что составляет единую системы государственных органов Российской Федерации?
(В России существует единая системы государственной власти, т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъекта, носящая региональный характер).
7. В чем заключается депутатская неприкосновенность, закрепленная в Конституции РФ?
(Недопустимость ареста, задержания, обыска, личного досмотра).
8. Расставьте в хронологическом порядке основные стадии избирательного процесса:
а) процесс голосования по избирательным участкам;
б) выдвижение кандидатов и их регистрация;
в) подведение итогов голосования;
г) организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
д) регистрация избирателей в установленном порядке, составление списков избирателей;
е) предвыборная агитация;
ж) назначение выборов;
з) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.
(ж, з, д, г, б, е, а, в)
5. Этап подведения итогов:
На данном этапе жюри подводят итоги игры-соревнования. Определяется команда – победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Отмечается отдельно работа наиболее активных студентов.
- Какие цели стояли перед нами в начале урока?
- Достиг ли урок поставленных целей?
- Капитаны, как вы оцениваете результаты работы своих команд?
- Какие были трудности?
- Как преодолевали трудности?
Капитан команды оценивает работу своих участников в карточке участника (Приложение № 1).
Приложение 1
Карточка участника
6. Оцените по 5-ти балльной шкале свой вклад в решении поставленной задачи на 4 этапе «Викторина» ____________________________
7. Оценка капитана команды__________
8. Средний балл _____________________