Роль воспитателя в развитии детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Ребенок приходит в мир… Взрослые должны окружать малыша любовью, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни.
Полноценное овладение методикой фольклорных занятий - это вершина педагогического мастерства. На таких занятиях мы стараемся, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятиях создаем все условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия с взрослым. Стараемся вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Предлагаем детям включится в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий, например, попоить цыплят из ведерочек, убаюкать куклу. При этом побуждаем малышей проявить самостоятельность. Малыши в прямом смысле воспринимают действия персонажей (курочки, ушедшей за водичкой, чтобы напоить цыплят; сороки, варившей кашу и т.д.), не понимают действий «понарошку» (курочка, пришедшая с речки с пустым ведром, вызывает недоумение: «А где же вода?»). Так же используем ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей, связанных с сюрпризностью, что поддерживает непризвольное внимание детей. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик сидел, ушел, затем пришел и лакает молоко, то есть делает саамы разнообразные действия, оставаясь в том же виде.
В своей практике используем приемы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций: голо звучит то очень тихо, то очень громко; то медленно, то быстро; иногда говорим нараспев, растягивая гласные, пользуясь речитативом. В ходе фольклорных занятий используем наглядные средства, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения должны быть лаконичны, точны, немногословны, подкрепляться показом наглядного материала. Показ – основной метод принципа наглядности - может быть фрагментальный или полный. В своей работе по фольклору используем плоскостные и объемные пособия.
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием их речи. Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и ранообразным выразительным движениям.
Ребенок свой показ сопровождает выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Он учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию теста. Особое место в работе по развитию речи на основе материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Произведение детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и разнообразные трудовые процессы), и по задачам.
Фольклор детям близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, знакомим с окружающим миром, обучаем звукопроизношению, играть, становится добрее.