Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как метод повышения мотивации школьников

Привлечь внимание к проблеме повышения мотивации школьников на уроках русского языка и литературы,познакомить с элементами методики своей работы и обобщить уже накопленный опыт.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы как метод повышения мотивации школьников .

Современного ребенка трудно чем- то удивить. Выросший в эпоху нано технологий, он порою , знает больше учителя. И , неудивительно, что на уроке ему становится скучно, он отвлекается, возится и совсем не слушает учителя. А современная жизнь требует достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. И учитель ищет новые подходы, технологии, для того, чтобы повысить интерес ребенка к учебному предмету.

И тут на помощь приходит проверенный поколениями опыт- дидактическая игра. Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка". Она позволяет удивить и заинтересовать ребенка , активизировать его познавательную функцию. Хочется отметить, что играют не только младшие школьники, но и старшеклассники с удовольствием откликаются на это предложение.
Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо постоянно развивать у учащихся интерес к этому предмету, делать уроки как можно более увлекательными. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю.

  В методике накоплен большой опыт изучения языковые дидактических игр: О.Беляев, Р. Воронин, Т. Гермашева, А.Гуревич, Т.Дмитриева, Т.Дрозд, С.Ермоленко, Т.Жулий, М.Пентилюк, Л. Петрановская, А.Стриха, М. Филинченко - далеко не полный перечень русских методистов, посвятивших свои труды изучению сути и роли лингвистических игр.

        «Кто больше»? или «Кто быстрее»? Популярная игра, известная школьникам с детского сада. Ее уникальность в том, что учитель может наполнить ее любым содержанием, «оживить» любой этап урока, избавиться от рутины, даже спросив учащихся, кто быстрее решит упражнение на этапе первичного закрепления материала. Автор может ставить перед своими воспитанниками любые лингвистические задачи:

-кто больше приведет синонимов к слову красный?

-Кто больше придумает фразеологизмов со словом зубы?

-Кто больше за 1 минуту запишет проверочных слов к слову ?

-Кто за 1 минуту больше придумает слов, для которых может быть проверочным слово лес?

Ребята работают индивидуально или в команде, лучше у доски, чтобы можно было подвигаться. Учащиеся любят эту игру, с удовольствием в ней участвуют.

«Отгадай слово по его лексическому значению»

« Дай лексическое значение слову» : ручка, портфель, пенал, тетрадь, линейка..

«Лингвистические загадки»

Морфология

1.Это он,это ты,это вы,это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я ...(местоимение).

6. Мы войдём в лесную чащу - 
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ. 
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки, 
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий. 
Там ПОЮЩИЙ соловей 
И ПОЛЗУЩИЙ муравей. 
В этих строчках, я замечу, 
Есть особая часть речи ( причастие) 

7. Применяем все мы это 
Вместо имени предмета, 
Вместо признака предмета 
Применяем тоже это, 
И количество предметов 
Заменяет часто это. 
Нам на всё оно укажет, 
Но имён ничьих не скажет. 
Часто очень применяется, 
Сильно очень изменяется. 
Без него, как ни крутись, 
В речи нам не обойтись (местоимение)

8.Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

9.  Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

10. Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

11. Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется... (имя числительное)

12. Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Фонетика. Графика. Орфография.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

Если гласная плохо слышится,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... (безударная)

 Лексика.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем... (фразеологизмом)

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем... (устаревшие)

Морфемика. Орфография.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

И называется просто — ... (основа)

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СЬ»

Мы называем... (постфикс)

Перед корнем пишется... (приставка)

 Грамматика.

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)

Как его, скажите, называют? (Род)

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это... (падежи)

 Игра « Логогрифы».

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

краска - каска

порт - спорт

клен - (лен)

рука - (рубка)

горсть - (гость)

стол - (ствол)

склон - (слон)

клад - (склад)

полк - (пол)

шар - (шарф)

тепло - (тело)

усы - (бусы)

беда - (еда)

утки - (сутки)

экран - (кран)

укус - (уксус)

Краска-ласка

Рот-крот

 Или

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)

Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова. Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

Игра "Назови полное имя"

Учитель бросает мяч любому ученику, каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей 'кузнец'. Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

Игра "Значение имени".

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего имени.

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

Также использую на своих уроках разнообразные приемы. Например, ассоциации. На уроках русского языка ассоциации применяю чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Прошу объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовать рисунок

1  Прием «Ассоциация».

К доске выходит ученик и выбирает карточку, на которой написано словосочетание. Его задача: заменить прилагательное таким словом или рядом слов, чтоб оно давало яркое, образное представление о предмете. Пример задания:

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая)

трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая)

вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся)

туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая)

русский язык (богатый, могучий, яркий, образный).

Такой прием тренирует образность речи, расширяет представление о языковых средствах выразительности.

 Цель: развить творческие навыки, закрепить изученный материал

Синквейны пишем с ребятами часто, так как это быстрый способ обратной связи и понимания текста. Позволяет точно и быстро дать характеристику герою произведения. План синквейна у каждого учащегося  записан в тетради.

    1-я строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.

         2-строка- два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.

         3-строка – три слова (обычно глаголы). Действия, относящиеся к теме.

         4-я строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

         5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Пример

Синквейн на тему «Дубровский »( эпизод « В комнате с медведем»)

Разбойник

Благородный, смелый

Не растерялся, не испугался, выстрелил

Жестокое испытание в комнате с медведем

Храбрец

  Цель: систематизировать полученные знания

 Чаще всего листы А4 ,которые мы вешаем на доску. Так же это у нас солнышки, цветы, звезды, галактика или воздушные шары На лучах (лепестках, планетах, шарах) мы записываем качества характера каждого героя или взаимосвязь героев в произведении.

  Портреты, вырезки из журналов, названия произведений, цитаты и даты жизни и смерти на карточках, иллюстрации к произведениям я собираю в большой яркий конверт. Задача детей определить , к какому поэту или писателю имеет отношение вытянутая карточка.

   Важным является и то, что в ходе игр учащийся не только усваивает информацию, а сам осмысливает проблему, развивает сам себя, все дети являются активными участниками занятия. Такая форма работы позволяет намного лучше усвоить материал, научиться детям сотрудничать между собой.

А) Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Б) Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

В) Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области