Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательский проект " Имена нашего класса"

темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ишимский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Плешковская средняя общеобразовательная школа»

Областной креатив – фестиваль «Надежда »

Направление: «Мир увлечений»

Исследовательский проект

Имена нашего класса

Автор: Ковалевская Алеся,

ученица 2 класса

филиала МАОУ Черемшанская СОШ-

Плешковская СОШ

Руководитель: Аникина Марина Михайловна,

учитель начальных классов

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

4-7

4-5

5-7

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРКТЕР ЧЕЛОВЕКА

8

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

9-12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

ЛИТЕРАТУРА

14

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Я учусь во 2 классе Плешковская СОШ. В нашем классе 25 учеников: 11 девочек и 14 мальчиков. На уроке русского языка мы изучали тему «Собственные имена существительные». После изучения темы весь класс принял участие в проекте «Наши имена» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Я задумалась, почему у людей разные имена, почему меня назвали именно Алеся, что означает мое имя. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах нашего класса. Так предметом исследования стали имена нашего класса, а объектом – имя.

Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

Для решения поставленных задач я определила методы исследования: изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса; беседа с родителями и учащимися; анкетирование; собственные наблюдения.

Гипотеза работы: имя является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.  

Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности  на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Маршак

1.1. Возникновение имен

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.

«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность». Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Имена в Древней Руси давали необычно.

- по внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш

- по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок

- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой

- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка

- по христианским праздникам: Постник, Мясоед

- по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога

- по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка

Самые необычные имена: Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.

А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

1.2. Роль имени в жизни человека

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Когда мы начали писать работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.

Вот пятерка наиболее популярных имён 20-х годов:

• Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция

• Донэра - Дочь Новой ЭРы

• Ледат - ЛЕв Давидович Троцкий

• Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет

• Тролебузина - ТРОцкиЙ, ЛЕнин, БУхарин, ЗИНовьев

Пятерка наиболее популярных имён 30-х годов:

• Бестрева - БЕрия СТраж РЕВолюции

• Ворс - ВОРошиловский Стрелок

• Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА

• Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни

• Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике

Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена. В России скоро может появиться закон об именах. Богатая фантазия родителей новорождённых малышей и попытки дать детям имена, противоречащие морали, заставили депутатов задуматься о написании закона, запрещающего использовать в именах цифры и символы. Подобные законы существуют в разных странах. Их цель — не дать родителям с разыгравшейся фантазией испортить жизнь человеку, дав ему предосудительное имя.

В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет. К концу 17 века прозвища на Руси уже употреблялись достаточно редко, также не сохранились и многие древние языческие славянские и скандинавские имена. При этом имя человеку могла дать только церковь - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Имя, судьба, характер человека – это три взаимосвязанных слова. Об этом знали еще наши предки. Имя отражает характер и склонности своего носителя, определяет его успехи и неудачи, влияет на взаимоотношения с людьми. Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен. Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.

 Согласно социальной теории, каждое имя представляет собой слово на каком-либо языке и обладает определенным значением. Помимо своего значения, имя «нагружено» информацией о характере и деяниях великих людей, его носивших.

Согласно эмоциональной теории, характер человека и его судьба зависят от того, насколько приятно и мелодично для окружающих звучит его имя: чем приятнее звучит, тем легче характер и благоприятнее судьба.

Звуковая теория говорит о том, что каждый набор звуков раздражает разные участки коры больших полушарий и вызывает различную реакцию человека на то или иное имя.

И все же влияние имени на судьбу во многом зависит от того, как оно воспринимается окружающими. В каждом обществе есть свои традиции, своя история, своя религия и свой язык. Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы. Дети, которым дали редкие и непривычные для своей языковой среды имена, нередко растут в некоторой изоляции и вырастают замкнутыми, необщительными, неуверенными в себе. Жизненный путь такого человека вряд ли будет гладким и благоприятным. Однако влияние имени на судьбу определяется не только его распространенностью в своей языковой среде. Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает. Неудачным может быть выбор имени, если ребенка назвали в честь родственника или какого-либо известного человека. В этом случае на него возлагается обязанность быть если не лучше образца, то хотя бы, не хуже. Однако человек приходит в этот мир не в виде чистого листа, а с некоторыми задатками, разными у разных людей. Если он в силу своих врожденных качеств не сможет соответствовать заданному образцу, это может негативно отразиться на его судьбе.

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

Перед началом работы было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 25 человек.

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

10

15

Знаешь ли ты значение своего имени?

8

17

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

5

20

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе: 1– Алеся, 1 - Анастасия, 1 - Ангелина, 1 - Артём, 1 – Александр, 1 - Бобрбек, 2 - Вадима, 2- Валерия, 1 - Виктория, 1-Дарья, 1 - Динара, 1 - Екатерина, 1 - Иван, 1 - Ирина, 4 - Кирилла, 1 – Лев, 1 – Максим, 1- Марина, 1-Мехмет, 1 – Яна.

Передо мной встал вопрос: «Марину Михайловну считать?». Марина Михайловна всегда нам говорит: «Мы - одна семья, мы должны жить дружно», а значит считать. Марина у нас тоже одна.

Расставим наши имена по алфавиту:

А – Алеся, Анастасия, Ангелина, Артём, Александр

Б- Бобрбек,

В – Валерия, Вадим, Виктория

Г – в нашем классе нет имен, начинающихся с этой буквы

Д – Динара, Дарья

Е – Екатерина

З – в нашем классе нет имен, начинающихся с этой буквы

И – Иван, Ирина

К – Кирилл

Л - Лев

М – Максим, Мехмет, Марина

Н – в нашем классе нет имен, начинающихся с этой буквы

О – в нашем классе нет имен, начинающихся с этой буквы

П – в нашем классе нет имен, начинающихся с этой буквы

Р – Роман

С , Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю - в нашем классе нет имен, начинающихся с этих букв

Я – Яна

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

Самые популярные в классе мужское имя – Кирилл. В классе четыре мальчика с таким именем. Среди женским имён самое популярное имя – Валерия. Две девочки в нашем классе имеют такое имя. Все остальные имена в нашем классе носят по одному человеку.

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

О своем имени я узнала много интересного. Решение о выборе имени Алеся исходило из того,….

Происхождение

Как уже упоминалось выше, Алеся через букву "А" пришла к нам из Беларуси. В этой стране Алеся - наша Александра. То есть имя является самостоятельным. Только в России - это Сашенька, а в Белоруссии - Алесенька.

Значение

Значение имени Алеся для девочки переводится как "защитница". Алеся призвана защищать более слабых людей, чем она сама. Всю свою жизнь Леся будет сражаться с обидчиками и с несправедливостью по отношению к окружающим.

Сокращенные варианты

Как можно сократить имя Алеся? Аля, Леся, Лиса, Лесена, Лесечка, Лесенок, Ася, Сяся, Ляса, Ляся. В России наиболее распространено такое сокращение, как Леся.

Детство

О происхождении имени Алеся все понятно. Оно белорусское, переводится - "защитница". Теперь можно рассмотреть о том, что ждет маленькую Лесю.

Этот ребенок - настоящий боец. Выступает она за правое дело, терпеть не может, когда обижают слабых и беззащитных. Очень любопытна, все схватывает на лету. Учится хорошо, ибо тянется к новым знаниям и легко усваивает школьный материал. Подруг у Лесечки не столь много, как хотелось бы ее родителям. Но девочка очень самостоятельна, она не нуждается в обществе ровесников. Гораздо интереснее для Алеси освоение чего-то нового.

Она способна читать круглыми сутками, было бы время. Девочка по имени Алеся кажется окружающим немного нелюдимой. Но это не особо напрягает ее, ибо родители и малочисленные друзья знают, какова Леся на самом деле.

Какая же она? Очень отзывчивая и трудолюбивая. Лесена из тех, кто всегда может, подскажет и подбодрит добрым словом. Пусть по-детски наивно, но искренне и со всей душой. Девочка ответственная, и если мама или бабушка поручит ей что-то, то Лесечка постарается выполнить поручение идеально. Это совершенно неконфликтный ребенок, хотя постоять за себя способна. Привязана к подругам и, как правило, всю оставшуюся жизнь будет идти с ними рука об руку. И если кто-то посмеет обидеть любимую подружку, Леся отбросит всю свою бесконфликтность. Обидчику придется туго.

Алеся в семье - чаще всего, старший ребенок. К появлению малыша у родителей относится, по началу, настороженно. Ревнует и тайно обижается на маму с папой. Боится, что ее будут меньше любить. При правильном родительском подходе к сложившейся ситуации, Леся быстро оттает и полюбит братишку или сестренку. С удовольствием будет нянчиться с ним. Да и во взрослом возрасте сохранит трепетное, покровительственное отношение к младшенькому.

Юность

Женское имя Алеся таит в себе что-то загадочное. Такова повзрослевшая Леся: часто эта девушка очень красива, с большими глазами и густыми волосами. У нее хорошая фигура, и понятное дело, что такой красавицей начинают интересоваться молодые люди. Но Алеся не стремится к их обществу. Как и в детстве, она прилежно учится, помогает близким и мечтает о хорошей карьере.

В выборе профессии девушка определяется рано. С ее внешними данными Леся вполне могла бы стать актрисой или моделью. Но доброе сердце юной особы стремится туда, где требуется самопожертвование. Это удивительное качество проявляется в Алесе с юности и остается до конца жизни.

Вот какую информацию я нашла о своем имени в сети Интернет:

В истории можно найти большое количество сведений о женщинах, носивших имя Алеся (Олеся). Среди них много спортсменок:

- Олеся Юрьевна Владыкина родилась 14 февраля 1988 года в Москве. Российская спортсменка, чемпион и мировой рекордсмен XIII Летних Паралимпийских игр 2008 года в Пекине в плавании на 100 м брассом. Увлекалась балетом, изучала английский язык, занималась в музыкальной школе по классу домры, играла на гитаре, даже танцевала акробатический рок-энд-ролл. Шло время, и постепенно все увлечения вытеснило по-настоящему любимое занятие – плавание.

-Олеся Анатольевна Курочкина (родилась 6 сентября 1983Москва) — российская футболистка, полузащитник команды «Звезда-2005» и сборной РоссииМастер спорта России.

-Олеся Николаевна Зыкина (русская , родилась 7 октября 1980 года в Калуге) - российская спортсменка, которая в основном соревнуется в беге на 400 метров. Помимо медалей в индивидуальных соревнованиях, она очень успешно бегала в эстафете, выиграв серебряную медаль на Олимпийских играх 2004 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьезнее подойти к выбору имени для своего ребенка или внука. А дети много нового и интересного узнают о себе и своем имени, познакомятся с удивительной наукой, ономастикой. Работа по этой теме будет продолжена и дополнена новыми данными.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

2. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

3. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

4. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991.

5. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

6. Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. – М.: Армада-пресс, 2002.

7. http://imena.guru.ua/name/

8. http://slovari.yandex.ru/dict/io

9. http://www.sonnik-online.net/imena/

10. http://www.astromeridian.ru/imya/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области